НИКОЛА ЛЕТНИЙ (ВЕШНИЙ) – НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ И ПРИМЕТЫ ПРАЗДНИКА


Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, 9 (22) мая.



 


Празднование 9 (22) мая

 

22 мая  Православная Церковь вспоминает Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (современное название Бари). Это произошло в 1087 г., когда, спасая святыню от возможного поругания, купцы итальянского города перевезли мощи из Мир Ликийских в свой город.
Как свидетельствуют древние источники, в ХI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг.
Город Миры и вся Ликийская страна также были разрушены. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.
В 792 г. халиф Аарон Аль Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая, но вместо нее он взломал другую, стоящую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.
Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков.
В 1087 г. одному священнику города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, явился святитель и велел перенести его мощи из Мир Ликийских в этот город.
Горожане немедленно снарядили три корабля и отправили их за мощами. Чтобы скрыть цель своего путешествия, корабли нагрузили пшеницей, а по пути получили известие, что венецианские купцы также намерены отправиться в Миры для перенесения мощей святого в Венецию.
Достигнув берегов Ликии, они проникли в церковь и разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку, и барийцы увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром.
Пресвитеры Лупп и Дрого совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 г.
Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барийцев перенес их на корабль.
Сначала барийцам помогал плыть домой попутный ветер, но на следующий день ветер переменился и повернул корабль по направлению к городу Патарам, родине святителя Николая.
Испуганные барийцы стали опасаться, точно ли это мощи архиепископа Николая, не прогневали ли они его своим смелым поступком. И только когда пятеро из них признались, что взяли себе частицу мощей святого угодника, море успокоилось, и подул благоприятный ветер.
8 мая корабли приплыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения.
На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая были торжественно перенесены в церковь святого Стефана, находившуюся недалеко от моря. Торжество перенесения мощей Николая Угодника в церковь святого Стефана в Бари сопровождалось многочисленными исцелениями больных. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма во имя святого Николая, сооруженного специально для хранения его мощей, куда они и были торжественно
перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 г. Верхняя часть храма (базилика) была построена значительно позже – 22 июня 1197 г.
Мощи Николая Чудотворца и поныне хранятся в Бари в белоснежной базилике Сан Сабино, храме романского стиля ХII века.
В 1882 г. царское правительство обратилось к итальянским властям с просьбой о покупке участка городской земли для создания приюта для русских паломников. Первый камень в основание церкви святого Николая на этом месте был заложен 22 мая 1913 г. Богослужения в храме продолжались до 1937 г., когда церковь перешла в собственность муниципалитета Бари. В 2007 г. православное подворье в Бари вновь было полностью передано Московскому Патриархату.
Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая (по новому стилю 22 мая).
В начале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно.
Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Греческая и Армянская Церкви не признали праздника, поскольку считали, что перенесение мощей из Миры в Бар произошло насильственным путем. Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.
Русская Православная Церковь установила празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар вскоре после 1087 г. на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства.
Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Бар, была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом.


МОЛИТВЫ СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ




Тропарь, глас 4-й:
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 3-й:
В Мирех, святе, священнодействователь показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Величание:
Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва:
О, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, муже желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо, осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего, живый в Мирех, миром облагоухал еси и миро приснотекущее благодати Божия источаяй. Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне. О, преизрядный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед! Тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему и исходатайствуй твоими богоприятными молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущия от всякаго озлобления помощию твоею, вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнаго, поспешествующая во благое: тебе же праведнаго, по Преблагословенней Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем. Ты нас соблюди, яко бодрый и теплый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбех наших подай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия: понеже недостойни есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связани узами греховными, и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений Его. Темже преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческаго заступления к Нему просим: помози нам, угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашими, избави нас от всякаго зла и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в нейже твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Старообрядческая молитва к Николаю чудотворцу.

» Святитель, отец ты наш Микола,
Миракритской чудотворец!
Опочивают твои мощи в славном-ти Барг-граде,
В неверной стране в немцах, во земли в турской.
Твои велики чудеса — у нас на святой Руси.
Пишем мы образ твой на честну икону,
Украшаем серебром, красным золотом,
Жемчугом окатистым, драгоценным камеиьем,
Твоему честну образу церкви содвигаем,
Служим те, святителю, все честны молебны,
Просим у святителя все Божьей милости.
В бедах и напастях ты, свет, сохраняешь,
По морю плаваешь, свет, врагов прогоняешь,
В лесе заблудящиих на путь наставляешь.
Во тюрьмы сидящих всегда посещаешь,
В болезни лежащих ты, свет, исцеляешь.
Слава Христу нашему со своим угодником,
С Миколой-святителем. Честь Христу,
слава, во веки веком. Аминь. «
Читают возле иконы святого николая 3 раза. В конце добавляют просьбу.


Никола Летний (Вешний, Весенний), Николин день, Николай Угодник - так называют в народе день памяти перенесения мощей  Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари 22 мая. Этот день имеет на Руси свои традиции и обычаи, с ним связано много примет, особенности народной иконографии святого - Никола Можайский.

Праздник Николая Чудотворца всегда отмечается 22 мая, в 2019 году этот день выпадает на четвертую неделю пасхального периода – Преполовение Пятидесятницы. Святителя Николая считают покровителем моряков, путешественников и купцов, а также защитником обездоленных и невинно осужденных. Исследователи русской старины считают, что праздник Николы Вешнего (Летнего) один из немногих, что принят «от латинян», а не «от греков».


На Руси его особо любят, почитают, ласково называют Никола Угодник. Не исключено, что это произошло потому, что в народном сознании святой Николай слился с былинным героем Микулой Селяниновичем – хлебопашцем, связанным с именинами Матери-Земли, как главной кормилицы. Именно поэтому с праздником Николы-угодника связано много народных примет, которые помогали простому народу в посевных работах.
Николай Чудотворец на Руси сразу стал почитаться как главный народный небесный покровитель. На востоке Николая Чудотворца называли Никола Русский. В своих древних молитвах простые люди передавали ему некоторые функции Бога, иноверцы нередко даже именовали Николу «русский бог».
В церковном календаре есть три праздника Николая Чудотворца. Но на Руси всегда широко отмечали два праздника, так называемых Николу Зимнего и Николу Летнего. И если 19 декабря - день памяти Святителя Николая, всегда связывают с рождественскими традициями, то с летним (вешним) праздником Святого соотносят различные природные приметы и обычаи.
С этого дня разрешалось купаться в реках, начинали выводить коней в ночное. В некоторых местах устраивались «никольщины», когда чествовали пастухов и погонщиков коней, в других местностях собирались на братчины, где решались важные семейные или общественные дела.
В южных районах Руси на Николу совершали крестные ходы вокруг полей, где молились о дожде, после чего шли купаться или обливались водой.
На Николу есть приметы, по которым судили о будущем урожае. Известно много пословиц и поговорок, которые отражают народные верования.
·         До Николы крепись, хоть разопнись, а с Николы живи — не тужи.
·         Батюшка Никола! Давай дождя большого! На нашу рожь, на бабий лён, поливай ведром!
·         Попроси Николу, а он Спасу скажет.
·         Каков день на Николу вешнего, таков и на Николу зимнего.
Сложилось несколько иконографических типов Святителя Николая Чудотворца. Иконы, на которых Николай Чудотворец изображался с обнаженной головой, относили к Николе Летнему. Когда Святитель изображался в митре (как в народе говорили «в шапке»), считали, что это Никола Зимний.

Кроме этого, есть ростовые и поясные изображения Святителя. Распространены деревянные скульптуры, причем очень простые, что подчеркивает особую народность святого. Отношение официальной церкви к деревянным скульптурам святых было неоднозначным, так как в целом для православия такие изображения не характерны. 
Особо любим иконографический тип святого, который называют «Никола Можайский». Широко известно предание о защите города Можайска Николаем Чудотворцем. Можайск был осажден врагами, но после того, как жители города горячо помолились святому Николаю, в небе над собором возник сам Святитель в грозном виде. Он предстал со сверкающим мечом в правой руке и с градом Можай в левой, как бы, показывая, что охраняет его. Враги в страхе бежали от стен города. С той поры Святой Никола почитается, как покровитель города.
«Никола Можайский» первоначально был только скульптурным изображением святого, но позже стали писать и иконы такого извода.

Источник: 
Автор: Катерина СОЛОВЬЕВА.

Почитание Святителя Николы у казаков!

  
Казак «Станицы Феодосийской» Иван Русинович рассказывает о роли и значении этого святого для казаков.

С-праздником!
Святитель Николай — один из наиболее чтимых казаками святых, которым он неоднократно оказывал чудесную помощь. Николай Чудотворец дважды во время Сибирского похода являлся атаману Ермаку, один из которых в ночь на 23 октября 1581 года, перед взятием столицы татарского ханства, обещая свою поддержку. Во время Азовского осадного сидения донцы неоднократно получали помощь от чудотворной иконы святителя Николая, а в окончании осады видели его самого, вместе с Иоанном Предтечей, ходившего «по валу бусурманскому» и сказавшего: «Побежали, казаки, паши турецкие и крымской царь ис табор, и пришла на них победа Христа, Сына Божия, с небес от силы Божия».
В фольклорных текстах — заговорах, причитаниях, былинах, духовных стихах, молитвах — имя св. Николая сочетается с наименованием Господа, Троицы, Богородицы, соединяясь с ними в единое целое:
Теперь благослови, боже Господи,
Божья Мать, Пресвята Богородица,
Свет сударь Микола Многомилостивой.
Или:
Ой, у Миколы милосливого батюшка,
У святой Троицы-Богородицы
Не в большой колокол ударили,
Не к обеденке зазвонили
Нередко образ Николы вообще смешивается с образом Бога:
Ты не дай-же Бог, Микола да на тихом Дону,
На тихом Дону середь лета о Петрова дни да пересохнути,
Ты не дай-же Бог,
Микола во крещенские морозы перемерзнути.
Также о почитании свт. Николы, как казачьего заступника повествуется в стихотворениях Н.Н. Туроверова «ПОХОД»: «Высокая милость Господня, казачий престол Покрова; Заступник Никола-Угодник услышит казачьи слова» и «МАЙДАН», в котором подробно описывается Страшный суд. Егорий (Георгий Победоносец) и Никола встают у райских врат, архангел Михаил «разрубит плен донских могил». Перед Богом и читателем проходят Ермак, Степан Разин, Кондратий Булавин, Платов, Каледин. Всех приводит поэт к Богу на суд. Грозно звучит Божье слово: «Я создал степи не для того, // Чтоб видеть кровь». Но Николай Угодник, особо почитаемый казаками, заступается за всех, и Егорий восклицает: «Они сыны моей земли». И мы видим, как Господь плачет: «И Бог, в любви изнемогая, // Ладонью скроет влагу вежд, // И будет ветер гнуть, играя, // Тяжелый шелк Его одежд».
У сибирских казаков существовал интересный обряд в день празднования праздника святителя Николая: «В день Чудотворца Николая (19 декабря), молебен служили по всем станичным избам с особенным обрядом. На стол ставили большую чашу вина, и вокруг четыре подсвечника со свечами. Когда Священник с причетом начинали величание Угодника, четыре старика брали чашу, и припевая величание, качали оную над свечами. По окончании молебна подносили чашу попу, потом пили из нее старики и другие поочередно. Пирование на Николин день продолжалось по целой неделе».
«СВЯТОЙ НИКОЛАЙ И КАСЬЯН НЕМИЛОСТИВЫЙ». КАЗАЧЬЯ ЛЕГЕНДА
Приказал Христос Святому Николаю и Святому Касьяну прийти к Нему в Царствие Небесное. Вот надели они самые лучшие ризы и пошли по облакам на восток, встречь солнцу.
Долго ли, коротко шли: перевалили Волгу, горы Уральские, Сибирь-матушку. Вдруг Святой Николай остановился и вниз смотрит, глянул и Касьян. А там внизу далеко-далеко обоз завяз. Лошади из сил выбиваются, на возах детишки, старики, бабы, скотина к возам привязана, мычит да блеет.
— Пойдем-ка поглядим поближе! – говорит Святой Николай.
— Чего мы не видали! – говорит Святой Касьян. Однако спустился на землю.
А там – ад кромешный. Телеги по ступицу в грязи жидкой увязли, да возы-то еще бы ничего – впереди и позади обоза пушки на лафетах быки тащат. А на лафеты бревна какие-то, да рамы оконные, доски дубовые нагружены.
— Что вы за люди? – Святой Николай спрашивает. – Откуда идете и далеко ли путь держите?
— Мы казаки русские! — атаман отвечает. – Следуем по царскому указу на берег Тихого океана станицы ставить, границы державы охранять.
— А откуда вы?
— С Днепра! А есть которые с Дона, с Терека, с Волги, с Яика,.. новому войску казачьему приписанные.
— Давно идете?
— Третий год. На зиму землянки копаем, острожки ставим, а летом да зимой, когда путь станет, дальше идем… А сейчас видишь, как завязли. А нам поспешать надо, как грянут морозы, а мы до Якутского острога не дошли – померзнем.
— Чем же помочь вам?
— Да помоги, отец! Помоги Христа ради! Мы будем колеса из болота вытягивать, а ты ветки под них подкладывай, чтоб они назад не огрузли, да пушки не потонули.
Святой Николай помогать кинулся, кричит Касьяну:
— Брат Касьян, пособи! Казаки из сил выбились, каждая пара рук на счету.
— Да мы же ризы праздничные выпачкаем!
— Да Бог с ними, с ризами, давай христианам поможем.
— Нет! – говорит Касьян. Кто их сюда послал, пусть тот и помогает!
Атаман казаков только вздохнул: «Эх, барин!»
Да не мешкая за ступицу да за оглобли взялись:
— А ну, станичники, навались! – потянули из последних сил, того гляди у казаков от натуги глаза на лоб выскочат, – вытащили пушку! Держут! Схватился Святой Николай за доску, что была к лафету привязана, хорошая доска дубовая. Хотел под колесо положить. Казаки как закричат:
— Отец, не трожь доску, она святая!
Покидали под колесо валежник, сучья, выкатили пушку на сухое место. Святому Николаю объясняют:
— Это не просто так доски да бревна – это церковь наша станичная разобранная, она у нас в Запорожской Сечи веками стояла.
— Так вы что же, разобрали ее и на новое место перевозите?
— Точно так! – казаки отвечают. – Как, значит, на новое место службы и жительства придем, так соберем ее заново. Вот и будет нам новое место – Родина. Мы и гвозди все из стен повытаскивали да с собой несем на новое место, перекуем их заново да и наколотим. Эта церковь дедами нашими намолена! Она нам мать и заступница.
— Истинно, истинно! – сказал Святой Николай. – Мало я на Святой Руси видел такой веры. По вере вам Господь и воздаст.
И вроде легче колеса пошли, и дорога окрепла, и кони подбодрились – вытащили казаки обоз из болота, хлебушком закусили да и дальше пошли. А Святой Николай и Святой Касьян пошли по своей надобности, по вызову.
Вот пришли они ко Христу, Господь их и спрашивает:
— Где же ты, Николай, так извозился?
— Так и так, – Святитель отвечает. – Казакам-переселенцам помогал!
А ты что же, Касьян? – Христос Касьяна спрашивает.
— Стану я одежды свои праздничные в грязи марать! Мы ведь к тебе шли, Господи!
— Шли-то вы точно ко мне! – говорит Христос. – Да пути выбрали разные, хоть дорога у вас была одна. Как ты мог, Касьян, казакам-воинам не помочь – они ведь тебя о помощи моим именем просили.
Глянул Господь с небес, а казачий обоз уже к океану вышел, на пустынном берегу топоры стучат – дедовскую церковь поднимают.
Благословил их Господь и сказал:
— Да будет вам, чада мои верные, место сие новой Родиной. А тебе, Николай, будет в году четыре праздника: весенний, зимний, осенний и летний! И звать тебя будут Божьим Угодником. А тебе, Касьян, один праздник в четыре года 29 февраля, и прозвание тебе будет Немилостивый.
Так по слову Божию и сталося.
А казаки окиян-море переплыли на лодьях и на том берегу на Аляске поставили крепость и церкву свою отеческую и назвали ее крепостью Святого Николая.
(Публ.: Алмазов Б. Казачьи сказки. – СПб.: Издательский дом «Пенаты», 1996. – С. 155-158.)


Ссылки на предыдущие посты: данного блога:










Комментариев нет:

Отправить комментарий