11 мая
|
ВОСКРЕСЕНЬЕ
СЕГОДНЯ
|
Новый стиль
24 мая
|
Неделя 6-я
по Пасхе, о слепом
Сщмч.
Мо́кия (ок. 295); равноапп.
Мефо́дия (885) и Кирилла (869),
учи́телей Словенских; равноап. Ростисла́ва, князя Великоморавского (870).
Прп. Софро́ния, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII); сщмч.
Ио́сифа, митрополита Астраханского (1671); свт.
Никоди́ма, архиепископа Сербского (1325).
Сщмч. Михаила Белороссова, пресвитера (1920); сщмч.
Алекса́ндра (Петровского), архиепископа Харьковского (1940).
24 мая (11 ст. ст.) Церковь чтит память учителей словенских преподобных Мефодия, епископа Моравского, и брата его Кирилла.
Содержание
- Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
- Создание славянской письменности
- Почитание святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
- Тропарь, кондак и канон святому Кириллу
- Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Иконы
- Скульптурные изображения святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
- Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий в искусстве
Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Святой равноапостольный Мефодий (в миру Михаил) родился в 815 году, а его младший брат равноапостольный Кирилл (в миру Константин) — в 827 году. Братья родились в византийском городе Фессалоники в семье полкового командира друнгария Льва, сына попавшего в опалу и сосланного в Фессалию столичного вельможи. Братья получили хорошее образование. Михаил, пользуясь поддержкой друга и покровителя семьи, великого логофета евнуха Феоктиста, сделал военно-административную карьеру. Но затем принял иноческий постриг с именем Мефодий. Константин изначально выбрал духовную стезю. При поддержке логофета Феоктиста он направился в Константинополь для обучения. В числе его учителей были крупные ученые того периода, будущий патриарх Фотий I и Лев Математик. Константин обучился «Гомеру и геометрии, и y Льва и y Фотия диалектике и всем философским наукам вдобавок: и риторике, и арифметике, и астрономии, и музыке, и всем прочим эллинским искусствам». Впоследствии он овладел также арамейским языком и ивритом. После окончания учебы он отказался начать очень перспективную светскую карьеру заключением выгодного брака с крестницей логофета, и поэтому пошел по пути церковного служения и поступил на службу хартофилаксом при соборе святой Софии в Константинополе. Однако в какой-то момент он неожиданно бросил свой пост и скрылся в монастыре. Спустя 6 месяцев его отыскали посланцы патриарха и уговорили вернуться в Константинополь, где он стал преподавать философию в том же Магнаврском университете, где не так давно учился сам. На одном из богословских споров Константин одержал блестящую победу над вождем иконоборцев, бывшим патриархом Иоанном VII «Аннием», благодаря чему стал широко известен в столице. В 851 году Константин отправился с миссией от императора ко двору сарацинского халифа, то есть, очевидно, аббасидского халифа Мутаваккиля.
Согласно памятникам «Успению Кирила» и «Солунской легенде», в середине IX века Константин на реке Брегальнице обратил в христианство многих славян. Это сообщение подвергалось сомнению, так как река находилась на территории Болгарского царства, а потому византийцы не могли свободно крестить столь большое количество людей. Также аргументом в пользу ложности данных служил тот факт, что жители района возле Брегальницы не пожелали креститься в 865 году и дали отпор Борису I. Также язычники сопротивлялись постройке на реке христианских храмов.
В 852 году (по другим данным, в 855 году) был отправлен в Багдад ко двору аббасидского халифа Аль-Мутаваккиля для беседы с мусульманскими богословами, оказавшими ему уважение и отдавшими должное его учености и знанию Корана.
В 856 году логофет Феоктист, бывший покровителем Константина, был убит. Константин вместе со своими учениками Климентом, Наумом и Ангеларием явился в монастырь, где был настоятелем его брат Мефодий. В этом монастыре вокруг Константина и Мефодия сложилась группа единомышленников и возникла мысль о создании славянской азбуки. В 860 году Константин был направлен с миссионерскими целями ко двору хазарского кагана. Посольство было направлено в ответ на просьбу кагана, который обещал, если его убедят, принять христианство. Диспут Константина с мусульманским имамом и еврейским раввином, состоявшийся в присутствии кагана, согласно окончился победой Константина, однако каган веру не поменял.
В 862 году в Константинополь явились послы от великоморавского князя Ростислава с просьбой прислать учителей, которые могли бы объяснить христианскую веру на их родном языке. Император и патриарх, призвав солунских братьев, предложили им идти к моравам. В Моравии Константин и Мефодий продолжали переводить церковные книги с греческого на славянский язык, обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Среди части богословов Западной Церкви сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трех языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: еврейском, греческом и латинском. Поэтому Константин и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии, были восприняты как еретики и вызваны в Рим. Там они надеялись найти поддержку в борьбе против немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавшего распространению славянской письменности. По дороге в Рим посетили они еще одну славянскую страну — Паннонию, где находилось Блатенское княжество. Здесь, в Блатнограде, по поручению князя Коцела братья обучали славян книжному делу и богослужению на славянском языке. После того как Константин передал папе Римскому Адриану II обретенные им в своем херсонесском путешествии мощи святого Климента, тот утвердил богослужение на славянском языке и переведенные книги приказал положить в римских церквях. Мефодий был рукоположен в епископский сан.
В Риме Константин тяжело заболел, в начале 869 года окончательно слег, принял схиму и новое монашеское имя Кирилл и через 50 дней скончался. Похоронен в Риме, в церкви Святого Климента.
Предполагаемая гробница святого Кирилла в церкви св. Климента
В 870 году Мефодий с учениками, получившими сан священников, вернулся в Паннонию, а позже в Моравию. К этому времени обстановка в Моравии резко изменилась. После того как Ростислав потерпел поражение от Людовика Немецкого и в 870 году умер в баварской тюрьме, моравским князем стал его племянник Святополк, который подчинился немецкому политическому влиянию. Деятельность Мефодия и его учеников проходила в очень сложных условиях. Латинско-немецкое духовенство всячески мешало распространению славянского языка как языка церкви. В 872 году Мефодий на три года попал в заключение в монастыре Райхенау. Узнав об этом, папа Иоанн VIII запретил немецким епископам совершать литургию, пока Мефодий не будет освобожден. Правда, он же запретил богослужение на славянском языке, разрешив только проповеди. Будучи в 874 году восстановленным в правах архиепископа, Мефодий, несмотря на запрещение, продолжал богослужение на славянском языке, крестил чешского князя Борживоя I и его супругу Людмилу.
В 879 году немецкие епископы организовали новый процесс против Мефодия. Однако Мефодий в Риме блестяще оправдался и даже получил папскую буллу, разрешающую богослужение на славянском языке. В 881 году Мефодий по приглашению императора Василия I Македонянина приехал в Константинополь. Там он провел три года, после чего вместе с учениками вернулся в Моравию. При помощи трех учеников он перевел на славянский язык Ветхий Завет и святоотеческие книги. В 885 году Мефодий тяжело заболел. Перед смертью своим преемником назначил ученика Горазда. 4 апреля, в Вербное воскресенье, он попросил отнести себя в храм, где прочитал проповедь. В тот же день он и скончался. Отпевание Мефодия происходило на трех языках: славянском, греческом и латинском.
Создание славянской письменности
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий разработали для записи текстов на славянском языке специальную азбуку — глаголицу. В ходе перевода богослужебных текстов братья использовали греческие слова там, где не находилось аналогов среди славянских. В процессе этой работы они создали литературный язык, который был понятен всем славянам. Именно этот язык известен как старославянский.
Глаголическое «Зографское Евангелие», X-XI века
Древнейшая сохранившаяся глаголическая надпись с точной датировкой относится к 893 году и сделана в церкви болгарского царя Симеона в Преславе. Древнейшие рукописные памятники написаны именно на глаголице. На большую древность глаголицы указывают и палимпсесты (рукописи на пергаменте, в которых старый текст соскоблен и по нему написан новый). На всех сохранившихся палимпсестах соскоблена глаголица и новый текст написан кириллицей. В настоящее время среди историков преобладает, но не общепризнана точка зрения В. А. Истрина, согласно которой кириллица была создана на основе греческого алфавита учеником святых братьев Климентом Охридским (о чем имеется упоминание и в его Житии). Пользуясь созданной азбукой, братья выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и ряда богослужебных книг. При этом следует отметить, что даже если кириллические начертания букв были разработаны Климентом, то он опирался на работу по вычленению звуков славянского языка, проделанную Кириллом и Мефодием, а именно эта работа и есть главная часть всякой работы по созданию новой письменности. Современные ученые отмечают высокий уровень этой работы, давшей обозначения практически для всех научно выделяемых славянских звуков, чему мы обязаны, видимо, отмеченным в источниках выдающимся лингвистическим способностям Константина и Кирилла.
Глаголический и кириллический алфавиты в своих древнейших вариантах почти полностью совпадают по составу, различаясь только формой букв. При переиздании глаголических текстов типографским способом глаголические буквы обычно заменяют кириллицей, однако числовое значение букв глаголицы и кириллицы не совпадает, что иногда приводит к недоразумениям. В глаголице числовые значения букв упорядочены в соответствии с порядком букв, а в кириллице они привязаны к числовым значениям соответствующих букв греческого алфавита. Обычно говорят о двух видах глаголицы: более древней «круглой», также известной как болгарская, и более поздней «угловатой», хорватской (названной так потому, что до середины XX века она использовалась хорватскими католиками при совершении богослужений по глаголическому обряду). Алфавит последней постепенно сократился с 41 до 30 знаков. Наряду с уставным книжным существовало также глаголическое курсивное письмо (скоропись).
Почитание святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Память учителей словенских преподобных Мефодия, епископа Моравского, и брата его Кирилла совершается 24 (11 ст. ст.) мая. 19 (6 ст. ст.) апреля совершается память святителя Мефодия, епископа Моравского, а 27 (14 ст. ст.) февраля память Кирилла. Праздник в честь святых Кирилла и Мефодия — государственный праздник в России (с 1991 года), Болгарии, Чехии, Словакии и Северной Македонии. В России, Болгарии и Северной Македонии праздник отмечается 24 мая; в России и Болгарии он носит имя День славянской культуры и письменности, в Северной Македонии — День Святых Кирилла и Мефодия. В Чехии и Словакии праздник отмечается 5 июля. В Болгарии существует орден Кирилла и Мефодия. В 1869 году в лесу за рекой Цемес прибывшими в Новороссийск чешскими переселенцами была основана деревня Мефодиевка, которая получила свое название в честь святителя Мефодия.
Тропарь, кондак и канон святому Кириллу
Тропарь, глас 4
От пелен прилежно, премудрость сестру себе сотворив богогласе, пресветло видев ю, яко деву чисту. И сию прием, яко златыми монисты украсил еси свою душу и ум. И обретеся якоже другий Кирилл на земли блаженне, разумом и именем премудре.
Кондак, глас 2
Твердым умом, и богодухновенным учением, озаряя мир, яко пресветлыми лучами: обтече вселенную, яко молния светяся Кириле святе, и разсевая слово Божие, на севере и на западе и на юзе, просвещая всех. Тем имыи дерзновение ко Христу, непрестай моляся о всех нас.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Иконы
Известно, что фреска XI в. в Охридской церкви святой Софии является одним из наиболее ранних известных изображений святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Святые Кирилл и (Мефодий или Климент?). Фреска собора св. Софии в Охриде (Македония), около 1045 г.
Также в римской базилике святого Климента IX века, есть изображения равноапостольных Кирилла и Мефодия. Датируются эти изображения XI веком.
Кирилл и Мефодий в предстоянии Спасу на престоле с Архангелами Михаилом и Гавриилом. 1080 г. Базилика Сан Клементе, Рим, Италия
В знаменитом Ватиканском минологии, изготовленном для императора Василия II Болгаробойцы, среди четырехсот замечательных миниатюр, иллюстрирующих жития святых и сообщения о памятных событиях церковной истории, есть и изображение равноапостольных Кирилла и Мефодия, открывающих мощи священномученика Климента в Крыму.
Обретение Кирилом и Мефодием мощей св. Климента. Миниатюра из Менология императора Василия II, XI в.
Миниатюра создана не позднее начала XI века. Еще одно замечательное изображение равноапостольных Кирилла и Мефодия сохранилось в небольшой церкви близ столицы Болгарии; относится оно к XIV веку.
Кирилл и Мефодий приносят в Рим мощи Папы Римского Климента. 1080 г. Базилика Сан Клементе
Святой Кирилл. Фреска в базилике Святого Климента в Риме, IX век
Святые Кирилл и Мефодий с учениками. Фреска монастыря «Святой Наум», ныне в Северной Македонии
На Руси почитание святых просветителей славянских известно уже в XI веке; древнейшие службы им, дошедшие до нашего времени, датируются XIII веком. Древнейших изображений святых сохранилось немного. В Кириловском монастыре в Киеве на фресках около 1170 г., возможно, под влиянием македонских художников, был изображен ряд святых, которых особенно почитали в Македонии и Салониках: святые Кирил, Мефодий, Климент Охридский, Иоанн Македонский, Иосиф Солунский.
Цикл миниатюр, изображающих святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, содержится в Радзивилловской летописи, созданной в начале XV века и содержащей начальную историю Древней Руси от ее истоков до 1206 года.
Святые Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Н. Ростов. Икона. Болгария (?). 1969 г. Собрание СпбПДА
Скульптурные изображения святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Скульптурные изображения святых равноапостольных Кирилла и Мефодия располагаются в таких городах России, как Москва, Дмитров, Коломна, Владивосток, Мурманск, Самара, Саратов, Ханты-Мансийск, а также в других странах: Украине, Белоруссии, Болгарии, Словакии, Чехии Македонии и так далее.
Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию в Саратове
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий в искусстве
Известный словацкий поэт Ян Голлы в 1835 году написал поэму «Кирилло-Мефодиада», посвященную святым Кириллу и Мефодию. Также братьям-просветителям посвящен роман болгарского писателя Слава Караславова «Солунские братья». О жизни и просветительской деятельности были сняты фильмы, среди них: «Константин Философ» (1983 год), «Солунские братья» (1989 год), «Кирилл и Мефодий — Апостолы славян» (2013 год).
Источник: https://ruvera.ru/
Памятник Кириллу и Мефодию В.М. Клыкова
Праздник славянской письменности и культуры, приуроченный ко дню памяти братьев святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (IX в.), приобрел статус государственного в 1991 году по инициативе одноименного международного фонда и стал ежегодно отмечаться 24 мая.
С 1990 года президентом Международного фонда славянской письменности и культуры был общественный деятель, известный российский скульптор, выпускник МГАХИ им. В.И. Сурикова Вячеслав Михайлович Клыков (1939 – 2006).
Памятник свв. равноап. Кириллу и Мефодию в Москве
(1992, скульптор В.М. Клыков)
Основной задачей фонда является изучение и популяризация наследия создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия, русского языка, культуры славянского мира. При Клыкове фондом были организованы и проведены Съезд братских славянских народов, международные конгрессы, множество симпозиумов, конференций, выставок, презентаций книг.
Вячеслав Клыков создал памятник святым Кириллу и Мефодию в Москве (Лубянский пр., 1992, арх. Ю.П. Григорьев; подарен автором городу), являющийся одним из лучших монументальных произведений мастера. Он пластически выразителен, имеет гармоничные соотношения всех своих составляющих, удачно расположен в пространстве сквера с обращением фасадом к площади, получившей название Славянской (до 1990 г. площадь В. Ногина). Напротив памятника со времен князя Дмитрия Донского стоит церковь Всех Святых на Кулишках (каменный храм возведен в 1687–1689 гг.). Кстати, как настоятель храма о. Владислав Свешников (выпускник ВГИКа), так и Вячеслав Клыков, являлись учениками Николая Николаевича Третьякова (см. здесь, здесь и здесь).
Памятник Кириллу и Мефодию представляет собой композицию из двух фигур, водруженных на высокий постамент. Главным атрибутом одного из первоучителей славян является раскрытая книга; другой держит в правой руке большой крест, который главенствует в композиции, в левой руке – свиток. В портретах Кирилла и Мефодия чувствуется изучение иконных образов, переведенных в скульптурную пластику. На постаменте, с четырех сторон, помещены надписи, а у подножия при открытии монумента горела неугасимая лампада, которая впоследствии была перенесена в храм.
Памятники святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, выполненные Вячеславом Клыковым, не повторяющие композицию московского монумента, были установлены в поселке Кшенский (Курская обл., 1995) и Самаре (2004).
Памятник свв. равноап. Кириллу и Мефодию в Москве
(1992, скульптор В.М. Клыков)
Источник: https://marina-klimkova.livejournal.com/336203.html
См. видео: https://yandex.ru/efir?stream_id=4ceda9f1de839f42b3fec3f6e22b848d&from_block=logo_partner_player
Народные приметы и традиции, ритуалы и обряды:
«Мокий Мокрый» - Славянский народный праздник, который отмечают 24 мая. По тому, какая погода будет на Мокея Мокрого, судили о предстоящем лете. Крестьяне соблюдали негласные традиции и запреты, установленные для этого дня. Называли праздник 24 мая в народе по-разному: «День мокрый», «День обновления Царь-града», «Мокий», «Мокеев день», «Мокей Мокрый».
Согласно церковному календарю, в эту дату все верующие православные вспоминают священномученика Мокия Амфипольского. В народе, по традиции народного календаря, отмечают Мокия Мокрого, поскольку по сегодняшней погоде предсказывали погоду летом, - будет она мокрой, или нет. Крестьяне обычно в Мокеев день не выходили на полевые работы, так как бытовала в народе примета, что если нарушить этот запрет, то тогда все посеянное может побить градом.
По этой же причине 24 мая на Мокия принято было выбрасывать помело через окошко, чтобы град поскорее закончился и не нанес большой беды огородам и полям. На Мокия Мокрого крестьяне обращались к богу-громовержцу Перуну, который швырял с неба камни - градинки. Его старались любым способом задобрить - выносили на поле буханку хлеба, посыпали ее солью, а после ломали на куски, раскидывая повсюду, чтобы птицы склевали.
По народному поверью, Перун посмотрит, что его небесные посланники сыты и довольны, и перестанет злиться и метать камушки. После крестьяне обходили с иконами в руках свои поля и шли в храмы, чтобы помолиться за посевы. Женщины в этот день вывешивали на улицу полотенца, а после ощупывали их и определяли, какое лето будет: если мокрый рушник, - влажное и богатое на дожди, сухой, - знойное.
Согласно поверью, 24 мая в Мокеев день начинают просыпаться русалки. Этих темных созданий очень боялись, так как они могли защекотать понравившегося парня и забрать его с собой в подводное царство. Там он становился супругом русалки, которая окружала его богатством и заботой, постепенно отнимая память, чтобы он не помнил о своей земной жизни. Поэтому, перед тем, как идти сегодня к реке, брали пучок «окаянной травы» - полыни, которую русалки очень не любят, бросали в воду и только тогда шли купаться. Иначе от этой нечисти не избавиться.
Девицы этот день проводили в плетении венков, которые пускали по воде, чтобы русалка подобрала и могла в нем веселиться ночью. Знахари на Мокия собирали дождевую воду и лечили ею от разных болезней, проводя ритуалы, обряды и читая заговоры.
Ритуал от насморка 24 мая брали небольшой кусок материи и утирали им нос заболевшему. После смачивали ее в дождевой воде, приговаривая заговорные слова:
«Пусть в землю уйдет мокрота, а в моем носу - сухота. Небесной водой утрусь, от мокроты в носу избавлюсь. Аминь».
На Мокея Мокрого с утра было принято наблюдать за погодой. Считалось, что по этому дню можно было прогнозировать, каким будет лето.
Народные приметы на 24 мая:
Если в этот день туман, который образовался с вечера, стелется по земле и не заканчивается с восходом солнца, то вскоре будет буря.
Дождливая погода 24 мая - примета того, что летом тоже будет много осадков. Говорили: «Если небо прохудится, то все лето будет дождик литься».
Красный восход 24 мая - будет много гроз и пожаров летом.
Туман - лето дождливым будет.
Дождь идет - жди влажного лета.
Лошадь головой трясет - ожидай дождя в скором времени.
Если 24 мая на рассвете солнце багряное - лето будет грозовым, а если красное - жаркое и лесных пожаров не избежать.
Если после обеда в этот день начинается дождь, то обычно долго он не продолжается.
Кошка спит брюхом кверху - примета к тому, что будет не просто теплая, а очень жаркая погода.
Если кошка спрятала мордочку под брюшко - будут холода и непогода.
Высокая и крытая радуга - будет ветрено. Если радуга пологая и низкая - ожидай ненастья.
Послеобеденный дождь затяжной.
Дождливый или туманный день - к сырому лету.
Радуга в этот день высоко в небе - к ветрам, низко - к ненастью.
Если в лесу появились сморчки, скоро пойдут белые грибы.
В этот день нельзя занимается земляными работами, можно навлечь на всходы град.
На Мокея Мокрого дождевая вода благотворно влияет на волосы, придает им силу и блеск.
Источник: https://vk.com/wall-65671126_33445
См. видео:
Ссылки на предыдущие посты: данного блога: http://egorievday.blogspot.com/2019/05/24.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий