Старый стиль 3 мая | СУББОТА | Новый стиль16 мая |
Мч. Тимофе́я, чтеца и мц. Ма́вры (ок. 286);
прп. Феодо́сия, игумена Киево-Печерского (1074); прп. Петра, чудотворца, епископа Аргосского (X); прпп. Иулиа́нии (1393) и Евпра́ксии (1394), Московских.
Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока.
Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и, став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием.
В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других.
Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу». Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии.
Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров. Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел к Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста.
ТРОПАРЬ, глас 8
Возвы́сився на доброде́тель,/ измла́да возлюби́в мона́шеское житие́,/ к жела́нию до́блественне дости́г, всели́лся еси́ в пеще́ру,/ и, украси́в житие́ твое́ поще́нием и све́тлостию,/ в моли́твах, я́ко безпло́тен, пребыва́л еси́,/ в Росси́йстей земли́, я́ко све́тлое свети́ло, проси́яв, о́тче Феодо́сие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
КОНДАК, глас 3
Звезду́ Росси́йскую днесь почти́м,/ от восто́ка возсия́вшую и на за́пад прише́дшую,/ всю бо страну́ сию́ чудесы́ и добро́тою обогати́вшу и вся ны/ соде́янием и благода́тию мона́шескаго уста́ва,// блаже́ннаго Феодо́сия.
МОЛИТВА
О, свяще́нная главо́, А́нгеле земны́й и челове́че Небе́сный, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Феодо́сие, изря́дный слуго́ Пресвяты́я Богоро́дицы, во и́мя Ея́ свято́е оби́тель пречу́дну на гора́х Пече́рских сооруди́вый, и в ней чуде́с мно́жеством просия́вый! Мо́лим тя со усе́рдием мно́гим, моли́ся за нас ко Го́споду Бо́гу, и испроси́ от Него́ вели́кия и бога́тыя ми́лости: ве́ру пра́ву, наде́жду спасе́ния несомне́нну, любо́вь ко всем нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мое, душ и теле́с здра́вие, жите́йских потре́б дово́льство, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от щедрода́тельныя Его́ десни́цы, но в сла́ву и́мени Его́ свята́го, и во спасе́ние на́ше. Сохрани́, уго́дниче Бо́жий, предста́тельством твои́м святы́м страну́ на́шу, Це́рковь Православноросси́йскую, град твой, и Ла́вру твою́ невреди́мыми от вся́каго зла, и вся лю́ди притека́ющия на поклоне́ние к честно́му твоему́ гро́бу и пребыва́ющия во святе́й оби́тели твое́й, осени́ Небе́сным твои́м благослове́нием и от вся́ких зол и бед ми́лостивно изба́ви. Наипа́че же в час кончи́ны на́шея покажи́ нам многомо́щное твое́ покрови́тельство: да изба́вимся моли́твами твои́ми ко Го́споду вла́сти лю́таго мироде́ржца и сподо́бимся насле́дити Ца́рство Небе́сное. Яви́ нам, о́тче, благосе́рдие твое́ и не оста́ви нас си́рых и безпо́мощных, да вы́ну славосло́вим ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, и твое́ свято́е заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Источник: Протоиерей АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ (сообщество друзей)
Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и, став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием.
В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других.
Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу». Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии.
Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров. Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел к Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста.
ТРОПАРЬ, глас 8
Возвы́сився на доброде́тель,/ измла́да возлюби́в мона́шеское житие́,/ к жела́нию до́блественне дости́г, всели́лся еси́ в пеще́ру,/ и, украси́в житие́ твое́ поще́нием и све́тлостию,/ в моли́твах, я́ко безпло́тен, пребыва́л еси́,/ в Росси́йстей земли́, я́ко све́тлое свети́ло, проси́яв, о́тче Феодо́сие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
КОНДАК, глас 3
Звезду́ Росси́йскую днесь почти́м,/ от восто́ка возсия́вшую и на за́пад прише́дшую,/ всю бо страну́ сию́ чудесы́ и добро́тою обогати́вшу и вся ны/ соде́янием и благода́тию мона́шескаго уста́ва,// блаже́ннаго Феодо́сия.
МОЛИТВА
О, свяще́нная главо́, А́нгеле земны́й и челове́че Небе́сный, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Феодо́сие, изря́дный слуго́ Пресвяты́я Богоро́дицы, во и́мя Ея́ свято́е оби́тель пречу́дну на гора́х Пече́рских сооруди́вый, и в ней чуде́с мно́жеством просия́вый! Мо́лим тя со усе́рдием мно́гим, моли́ся за нас ко Го́споду Бо́гу, и испроси́ от Него́ вели́кия и бога́тыя ми́лости: ве́ру пра́ву, наде́жду спасе́ния несомне́нну, любо́вь ко всем нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мое, душ и теле́с здра́вие, жите́йских потре́б дово́льство, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от щедрода́тельныя Его́ десни́цы, но в сла́ву и́мени Его́ свята́го, и во спасе́ние на́ше. Сохрани́, уго́дниче Бо́жий, предста́тельством твои́м святы́м страну́ на́шу, Це́рковь Православноросси́йскую, град твой, и Ла́вру твою́ невреди́мыми от вся́каго зла, и вся лю́ди притека́ющия на поклоне́ние к честно́му твоему́ гро́бу и пребыва́ющия во святе́й оби́тели твое́й, осени́ Небе́сным твои́м благослове́нием и от вся́ких зол и бед ми́лостивно изба́ви. Наипа́че же в час кончи́ны на́шея покажи́ нам многомо́щное твое́ покрови́тельство: да изба́вимся моли́твами твои́ми ко Го́споду вла́сти лю́таго мироде́ржца и сподо́бимся насле́дити Ца́рство Небе́сное. Яви́ нам, о́тче, благосе́рдие твое́ и не оста́ви нас си́рых и безпо́мощных, да вы́ну славосло́вим ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, и твое́ свято́е заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Источник: Протоиерей АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ (сообщество друзей)
СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ ТИМОФЕЙ И МАВРА
Память 3 / 16 мая
Святые мученики Тимофей и Мавра Фиваидские |
Когда Диоклетиан издал первые указы против христиан (304), на Тимофея донесли, что он проповедует новую религию. Всего через двадцать дней после венчания с благочестивой Маврой чтец предстал перед судом фивейского префекта Ариана, который велел ему сдать все церковные книги. Святой отказался со словами: «Как отец не подумает самовольно предать своих детей на смерть, так и я лучше умру, чем отдам на сожжение рукописи, которые верным христианам и мне самому дарят Божию благодать и покровительство Ангелов».
Ариан рассердился и велел пропустить сквозь уши святого раскаленные стержни, которые прокололи ему барабанные перепонки и выкололи глаза, упавшие при этом на землю. Святого Тимофея привязали к испещренному гвоздями колесу, разрывая ему кожу. Но мученик был исцелен благодатью Божией и выдержал другие истязания, громко возглашая, что невозможно отлучить его от любви Христовой (ср.: Рим 8, 35).
Деспот велел бросить христианина в тюрьму и вызвал Мавру, надеясь через нее победить сопротивление Тимофея. Сначала он попытался лестью убедить ее образумить мужа, чтобы не лишиться супруга всего через двадцать дней после свадьбы. Но после короткого разговора с Тимофеем Мавра вышла из темницы, горя святым рвением, и призналась префекту, что она тоже христианка и готова отдать жизнь за Христа.
Ариан велел остричь ей волосы и отрезать пальцы. Затем ее бросили в кипящую воду. Но она осталась невредимой и сказала судье: «Твой огонь слишком слаб. Если тебе не хватает дров, пошли слуг к моим родителям, они тебе дадут еще!» Ариан подошел и захотел сам проверить, достаточно ли горяча вода. Мавра плеснула на него кипятком. Крича от боли, префект увидел, что кожа на его руке сходит от ожога. Тогда он велел поджечь Мавру факелами, покрытыми смолой и серой. Но мученица вновь осталась невредимой и высмеивала бессилие истязателей. Ариан дал приказ привязать супругов к крестам и оставить медленно умирать.
Как только диавол отошел, появился Ангел Господень. Он взял Мавру за руку и в видении понес на Небо. Он показал ей сияющий престол, на котором лежало платье сияющего белого цвета и золотой венец, и сказал: «Все это приготовлено для тебя». Потом понес святую еще выше, где находились другие престол, белое платье и венец, и добавил: «Это приготовлено для твоего мужа, потому что он – причина твоего спасения». Придя в себя, Мавра рассказала Тимофею об откровении. И на десятый день они с радостью отошли ко Господу.Они висели на кресте, уподобясь Господу нашему Иисусу Христу, и призывали друг друга к терпению. На девятый день диавол, будучи в бешенстве от зрелища победы Иисуса Христа, живущего в мучениках по вере их, принял человеческий образ и предложил Мавре выпить молока с медом. Но святая молитвой оттолкнула его. Тогда он мысленно перенес ее в край наслаждений близ молочной реки. Мавра вооружилась святым гневом, чтобы оттолкнуть лживые предложения. Она сказала, что предпочитает пить из чаши Вечной Жизни, которую Христос ей подает на кресте.
Благочестивые христиане выкупили их тела и с честью похоронили, возблагодарив Бога за прославление святых мучеников. Впоследствии многие получили исцеление не только у мощей мучеников, но также среди верных, которые почитали их иконы или взывали к помощи святых супругов.
Источник: https://pravoslavie.ru/
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ»
День празднования 3/16 мая по новому стилю
Икона была подарена храму, в 2008 г, датируется 19в., дерево, масло.
Тропарь
Днесь светло торжествует Печерская обитель и радуется явлением образа Богоматере безмерный лик Печерских отцев, с нимиже и мы непрестанно вопием: радуйся, Благодатная, Печерская похвало.
Молитва
О, Пресвятая и Пренепорочная Дево Богородице, наша Печерская похвало и украшение, державный покрове святаго места сего, истинная Владычице избраннаго удела Своего. Приими нас, недостойных рабов Твоих, убогое моление, с верою и любовию приносящих пред чудным образом Твоим, да посетиши милостивно греховное житие наше, просвещающи его светом покаяния, осени нас, обремененных скорбьми многими, Твоею Небесною радостию, сподоби нас присно славити Тя в мире и благочестии на месте святем сем, да, без порока прешедше путь жития нашего, помощию Твоею достигнем вечнаго веселия во светлости святых и Богоносных отец наших Антония и Феодосия и всех преподобных Печерских и едиными усты и сердцы воспоим Тя с Предвечным Сыном Твоим и Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Животворящим, Всеблагим и Единосущным Его Духом во веки веков. Аминь.
По преданию, Киево-Печерская икона Божией Матери была написана первым русским иконописцем преподобным Алипием[1] († 1114 г.), иеромонахом Печерской обители.
На иконе Матерь Божия торжественно восседает на высоком троне. Младенец Христос, сидящий на коленях Своей Пречистой Матери, благословляет Божественной десницей стоящих перед троном Феодосия и Антония Печерских. Это древнейшие изображения святых Антония и Феодосия. Иконографически изображение Божией Матери относится к типу Панахранта (Всемилостивая). По преданию, икона написана в воспоминание о событиях во Влахернском храме, когда Пресвятая Богородица призвала зодчих и, вручив им икону Успения, благословила идти в Киев. Размер иконы 42х67 см. До 1288 г. она находилась в Киево-Печерской Лавре, где прославилась многими чудесами.
В 1288 году князь Роман Михайлович, пребывая в Брянске, ослеп. Услыхав о чудесах и исцелениях, совершающихся в Киеве от Печерской иконы Божией Матери, в надежде на исцеление он послал гонца в Печерский монастырь с просьбой привезти чудотворный образ. Посоветовавшись с братией, Печерский архимандрит отпустил лаврскую святыню в Брянск на ладьях по Десне. В пути сопровождавшие икону остановились на ночлег, а проснувшись утром, обнаружили, что икона исчезла. В ее поисках путники взошли на берег и поднялись на гору против реки Свены. Здесь они нашли святыню стоящую на большом дубе между ветвями. Когда весть о чуде дошла до князя Романа, он в сопровождении священства отправился туда, где Матерь Божия воздвигла свою икону. В горячей молитве он обратился к Пресвятой Богородице с просьбой даровать ему потерянное зрение и обещанием: «Все, что я увижу с места сего во все четыре стороны, я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила».
Когда князь окончил молитву, зрение возвратилось к нему. В благодарность за исцеление был отслужен молебен перед Печерским образом. Вскоре на месте обретения иконы князь воздвиг храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, а затем здесь же основал Свенский Успенский монастырь, в котором и поместил чудотворную икону, украсив ее золотой ризой.
В настоящее время чудотворный образ Киево-Печерской (или Свенской) Божией Матери хранится в Москве в Третьяковской галерее.
О почитании Печерской иконы Божией Матери свидетельствуют многочисленные ее списки.
Один из списков чудотворной иконы, написанный приблизительно в XIX в., по милости Божией, находится в нашем храме.
В 2007 году Печерская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием была подарена нашему храму одной верующей семьей. По их рассказам икона находилась в деревенском храме средней полосы России. В советское время храм был закрыт. Все церковные святыни и утварь были разграблены. Икону Печерской Божией Матери удалось спасти. Долгие годы она хранилась в этой семье. Но семья чувствовала, что ее нужно передать в храм. Поселившись в новой квартире, все члены семьи стали прихожанами нашего храма. Через некоторое время они приняли решение передать семейную ценность в полюбившийся храм.
Икона нуждалась в реставрации. К сожалению, процесс реставрации продвигался не так быстро, как хотелось бы. Написана икона без ливкасной подготовки, сразу темперными красками по дереву, что усложняло процесс реставрации. Поэтому было принято решение не предпринимать серьезных реставрационных работ. Закрепили слой, который есть. В целом, икона имеет должный вид, как говорят, икона читается. Хотя в своем первозданном виде она до нас не дошла. Утеряны боковые элементы, на которых изображались архангелы.
На средства прихожан был заказан оклад и украшения. Ростовский ювелир Абайдулин Олег Дмитриевич изготовил накладные элементы с использованием серебра и золота, позолоченные нимбы. Корону Пресвятой Богородицы выполнил из серебра и украсил ее множеством полудрагоценных камней циркона.
12 августа 2008 года, в день радостного события прихода – на престольный праздник, обновленная святыня заняла свое место в храме. Это стало еще одним радостным событием праздника! Еще одним подарком верующим. По отзыву прихожан, она полюбилась им с первых же дней.
Древняя икона явилась настоящим украшением храма. И по форме своей она хорошо вписалась в иконный ряд. Многие иконы в нашем храме новописные. Она – одна из древних.
Сейчас в России сложилась особая традиция. Многие священники специально ищут в антикварных магазинах старинные иконы. Собирают деньги, выкупают святыни и возвращают их в храмы.
Так, при участии прихожан для всеобщего поклонения в храмы возвращаются святыни, которые имеют свою историю, в которых присутствует особая традиция и чувствуется некая древность – некая особая благодать.
Наталья Авруцкая, прихожанка храма святого мученика Иоанна Воина
Источник: https://www.psgp.ru/
|
❀ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ДНЯ ❀
Другие названия праздника: «Мавра Рассадница», «Тимофей и Мавра», «Маврушка», «Мавра Молочница», «Зеленые щи», «Коровьи заботницы». День посвящён памяти мученицы Мавры и ее мужа - мученика Тимофея, чтеца.
В русском народном календаре Мавра приобрела несколько прозвищ. Наиболее известное из них - Рассадница - говорит само за себя. В этот день хозяйки высаживали на грядки рассаду капусты и засевали огороды семенами овощей. Иногда свежие посадки окропляли святой водой, чтобы защитить растения от гусениц и тли. Придерживались и некоторых других поверий. Например, капусту было не принято сажать в четверг, даже если на него приходился день Мавры Рассадницы. Считалось, что ее будут точить черви. При пересадке растений женщины не ели хлеба, чтобы куры не склевали молодую поросль.
Зелеными щами день Мавры назывался потому, что в середине мая начинали варить щи не из квашеной капусты (ее запасы к этому времени заканчивались), а из свежей зелени - щавеля, лебеды, крапивы. Так и говорили: «В зеленые щи крапиву ищи». Эта трава не случайно пользовалась популярностью - весной в ней содержится множество полезных веществ, необходимых человеку после долгой зимы.
Мавру также величали Молочницей. Считалось, что в этот день коровы, наевшись свежей и сочной травы, приносят самое вкусное и густое молоко. «И хозяйке легко, коль на столе молоко», - такую поговорку вспоминали на Мавру. Пастухи 16 мая варили мавринскую кашу из молока прямо в поле. Такая еда дарила силы и здоровье.
По народному поверью, если черная полоса в жизни изрядно затянулась, нужно 16 мая украсить свое жилище веточкам березы, принесенной из леса. В этот день желательно носить одежду желтого цвета. День хорош для людей творчества. Хорошо в этот день крестить детей. Благоприятны также поездки и путешествия. 16 мая могут посетить хорошие идеи.
Народные поговорки и приметы на 16 мая:
- Много росы на рассвете - к погожим дням. Ее отсутствие говорит о скором дожде.
- Обильная роса - к богатому урожаю огурцов.
- Ясная погода 16 мая - будет много огурцов.
- Если листья на ясене еще не расправились, а дуб уже красуется зеленью - лето будет сухим.
- Если в это время начинает цвести черемуха, то обязательно наступят черемуховые холода. Причем если цвета на черемухе очень много - будет дождливое лето.
- Чем раньше зацветет черемуха, тем более теплым и жарким будет лето, а также будет теплая осень.
- Соловьи запели перед Маврой - весна зацветет дружно.
- Если в этот день гуси и утки машут крыльями, обязательно намашут бурю.
- Во время посева нужно пересыпать семена из рук в руки, чтобы уродилась не брюква, а вкусная капуста.
- Родившиеся 16 мая обладают способностью хорошо готовить и от рождения имеют отменное здоровье. Носить им следует хризолит или турмалин.
Три Мавры этим днём в почёте,
При деле каждая своём,
По их приметам и работе
Мы имена их узнаём:
Сажай в Рассадницу капусту,
Да на четверг не попади,
Не то на грядке будет пусто.
Д-а-а, урожая тут не жди!
Удой в Молочницу особый
От трав весенних молоко:
И каравай с ним пахнет сдобой
Кормить хозяйке всех легко.
О третьей также всё известно:
Щавель, крапиву - всё тащи
В тот день народом повсеместно
Зелёные варились щи.
Источник:: Валерий Костюк
СМ. ВИДЕО:
Комментариев нет:
Отправить комментарий