Рождественский сочельник- народные обычаи.


 В православной традиции, в рождественский сочельник принято отказываться от пищи до появления первой звезды. Сама традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа. После поста принято начинать есть с сочива или кутьи — зёрнами размоченной пшеницы с мёдом и фруктами В старину женщины в сочельник вставали как можно раньше, умывались и читали молитвы.

 Пока не встали домашние, важно было успеть приготовить кутью и узвар. "До схід сонця кутя має стояти на покуті", - говорили наши предки, они верили, что если успеть, тогда в семье весь год будет здоровье и достаток.

 Готовить вечерю надо было с хорошим настроением, не держать зла ни на кого. Если вдруг перед Рождеством пришлось с кем-то поссорились, то просто было необходимо помириться и простить обидчиков.

 В сочельник запрещалось наводить порядок в доме, в противном случае обеспечены ссоры на весь год... Сделав уборку предварительно, 6 января посвящали приготовлению еды. Все приготовления заканчивают до 15.00, именно после этого времени в храмах начинали готовиться к рождественским богослужениям.

 Целый день в сочельник не употребляли никакой пищи и приступали к вечере тогда, когда на небосводе появляется первая звезда, которая означает скорое рождение Христа. Накрывая на стол, выбирали праздничную скатерть и посуду, расставляли светильники и свечи. Живой огонь - защита дома от нечисти. Красиво наряжались, избегая черных одеяний В ночь, предшествующую Рождеству, загадывали самое сокровенное желание, а затем с верой и надеждой ожидали скорого его исполнения.

 Раньше верили, что до Рождества надо отдать все долги, чтобы в новом году впредь не одалживать.

Рождество Христово !

 Согласно ветхозаветным пророкам, Христос родился в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения мира. Первыми о его рождении узнали пастухи. Приняв всем сердцем эту весть, они отправились поклониться младенцу. Восточные мудрецы - волхвы, также уверовавшие во Христа, предприняли трудный путь к месту его рождения. Но были и такие, как царь Ирод, пожелавший смерти ему. Когда он понял, что его замысел найти младенца не осуществился, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Богомладенец, в котором видел претендента на царский престол. Так было погублено 14000 младенцев. Они считаются первыми мучениками за Христа.

 Рождество на Руси.

 Сам праздник Рождества Христова заменил собой языческий праздник рождения нового солнца – зимний солнцеворот. Таким образом, Церковь освятила и преобразила народные традиции. Это не отвержение, а именно преображение и перевод праздника в иную глубину. Церковь всегда преображала мир вокруг себя, и в этом смысле в колядках, которые стали песнопениями, славящими Христа, нет ничего языческого. Тем более, что Рождество - один из самых "детских" праздников в церковном календаре. Детская непосредственность и радость от подарков и песен вполне соответствует смыслу праздника. Конечно, кульминация праздника – это Рождественская служба, но с ним связаны и другие замечательные традиции.

 В добрые старые времена на Рождество и на святочной неделе, все дружно устраивали народные гуляния и организовывали игры. Все вокруг пели, водили хороводы и веселились от души. Самыми традиционными развлечениями были розыгрыши и яркие представления. Вот одно из таких – какой-нибудь молодой человек переодевался в кузнеца, лица пачкал черной сажей, затем брал большущий деревянный молот, и начинал бродить по домам, но не один, а с компанией таких же чудных парней, загримированных «стариками». Это была игра – «Кузнец». Переодетый кузнец уговаривал старших «перековаться», то есть предлагал стать им моложе, чтобы стать девицами «на выданье». Девушки веселились и дружно отказывались от такой услуги кузнеца, и тогда он начинал «перековывать» парней постарше, которые пришли вместе с ним. Для такой забавы заранее готовили большую лавку. Ее покрывали тканью и под лавку по очереди прятались игроки. Под лавку залезали, якобы, «старики», а вылезали – добры молодцы. Девушки в процессе игры все-таки «убеждались», что кузнец на самом деле волшебный, потому что он прямо на их глазах «ковал» им подарки. Только вот, чтобы получить такой рождественский подарок, необходимо было поцеловать измазанного сажей кузнеца. И девушки шли на такие «жертвы», ведь подарки-то всем хотелось получить.

 Ходя от дома к дому, дети возвещали хозяев о великой радости - приходе Сына Божьего на землю:
Нынче ангел в мир спустился
И пропел: Христос родился!
Мы пришли Христа прославить,
И вас с праздником поздравить!
Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь наш правим,
Христа Бога славим!

Благочестивые хозяева с радостью принимали колядующих,приглашали к столу и обязательно давали гостинцы в дорожку.

 Праздничный стол просто ломился от всяких яств. На столе находился традиционный запечённый гусь с яблоками, холодная курицу с солёными огурцами, зеленью и помидорами. Ну, а куда же без полезных салатов? А на десерт подавались мочёные фрукты и спелые ягоды, да сдобные пирожки с пышными пирогами. На праздничных столах были и красивые торты со сливочным кремом и цветной глазурью.

Находясь за рождественским столом, все стремились поздравить друг друга, сказать теплые добрые слова, ну, а потом наступал самый желанный момент – раздача подарков! Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы.

Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Святки— это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36).

Тропарь Рождеству Христову, глас 4:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе.
Кондак Рождеству Христову, глас 3:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог.
Величание праздника
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий