В поистине знаковым событием в 75-ю годовщину Курской битвы стало то, что на Престольный праздник в село Уколово, что в Золотухинском районе Курской области, — съехались представители всех родов войск и силовых структур. Здесь и офицеры командного состава лётного подразделения, дислоцированного в посёлке Халино, и моряки-подводники, и ветераны войск РВСН, и атаманы казачества. И всех их под купольный крест Православного храма собрал воедино Великомученик и Победоносец Георгий.
Из истории празднования Егорьева дня:
Юрьев день – церковный день памяти Георгия Победоносца,
которого в народной традиции зачастую называли Юрием или Егорием. Этот святой
на Руси воспринимался как защитник отечества, а многие русские князья считали
его своим покровителем. Славянское название Юрьев день в году получили две даты
– 6 мая (Егорий Вешний) и 9 декабря (Егорий Зимний).
Юрьев день: значение праздника
Егорий Храбрый, Георгий Победоносец, Змееборец – такими
именами называли наши пращуры великомученика Георгия. Его образ в культуре многозначен
и окружен легендами, к нему обращены многие молитвы верующих людей. В его честь
возведено множество храмов. Святому посвящены разные жанры народного фольклора
(стихи, сказки, апокрифические сказания, обрядовые песни и заговоры).
Дни памяти Георгия Победоносца – важные даты в церковном и
народном календаре. Со времен Дмитрия Донского святой считается покровителем
Москвы. Изображение Георгия на коне с копьем в руке можно увидеть на гербе
Московского государства, оно же вырезалось на княжеских печатях и было
вычеканено на монете, которая с того времени называется – копейка. В 1769 году
был учрежден военный орден Святого Георгия (четырех степеней), а до 1917 года
Георгиевский крест расценивали как самую высокую воинскую награду.
6 мая – Юрьев день, Юрий Вешний, Егорьев день, Егорий
Голодный
На Руси святого Георгия почитали как покровителя
скотоводства, а также считали защитником от хищных зверей. В то же время в
славянском фольклоре великомученик отмечен как повелитель змей и хозяин диких
животных.
Святой Егорий зверя пасет.
Все животные у святого Юрия под рукой.
Не менее развит у наших предков был культ великомученика
Георгия как хозяина земли, земледельца, открывателя весенних полевых работ.
Отметим, что имя Георгий по-гречески обозначает «земледелец, землепашец», и
вполне возможно, что в своих истоках этот персонаж связан был с земледельческой
мифологией.
Юрьев день – окончательный поворот к весне, тот порог, за
которым осталась борьба весны с зимой и начинается её постепенный переход в
лето. В этот день празднуется победа тепла и солнца над зимними морозами.
Особое значение 6 мая приписывали егорьевской росе,
появление которой предвещало буйный рост трав, а значит и обильный корм для
выпущенного на пастбище скота. Ещё верили, что юрьева роса помогает в лечении
различных недугов, в снятии сглаза и порчи. Поэтому по росе катались, чтобы
получить крепкое здоровье.
Одной из главных тем дня была подготовка земли к севу или
проведение посевных работ. В северных и восточных регионах на Егория запахивали
пашню, в южных – начинали сев.
В Воронеже с Егория сеяли морковь и сажали свеклу: Сей на
Георгия рассаду, щей вдоволь будет. В Вятском крае до дня Георгия старались
посадить капусту, иначе вилки виться не будут. Здесь же перебирали лук, чтобы
он рос лучше.
К Егорию дню приурочили первый выгон скота в поле, который
считали очень ответственным делом и воспринимали как большой праздник.
Обставлялся он разными ритуальными действиями, приговорами, песнями и обрядами.
Если случалась ранняя весна, скот выпускали в поле и до этой даты, но его
торжественный выгон со всеми обрядами совершали именно в Егорьев день.
Накануне и в день праздника из дома ничего не отдавали. До
рассвета 6 мая хозяин обходил дом, закрывал все калитки, ворота и переломы в
изгороди, хозяйка с иконой и караваем трижды обходила скотину в хлеву, шепча
при этом молитву.
Георгию Победоносцу обращались с просьбой защитить и уберечь
коров, коз, овец и лошадей от дурного глаза, диких зверей и других напастей. В
былые времена в нашей стране леса занимали обширное пространство и были богаты
дикими животными, поэтому выпас скота был сопряжен с опасностью. Крестьяне,
стремясь предотвратить беду, прибегали к различным оберегам.
По весне, прежде чем выпустить скотину в лес, в доме на печной
заслон хозяйки крошили хлеб и потом давали его отведать корове, произнося при
этом: «Как это заслон каждую ночь на своем месте стоит, так бы и корова наша
каждую ночь в нашем дворе стояла».
Выгоняя корову в первый раз весной в поле, её заставляли переступить
через сковородник, положенный в воротах, потом, стукнув её сковородником,
приговаривали: «Как сковородник от печи не отходит. Так бы пусть и скотина моя
от двора не отходила».
Некоторые хозяйки у коровы обрезали кончик хвоста и прятали
его под потолочную балку, сказав: «Как дома хвостик держится, так бы и
коровушка держалась».
В день вешнего Егория существовал запрет на работу: Кто на
Георгия работает, у того волки скотину резать будут.
Существовало поверье, что в этот день святой Георгий на
белом коне разъезжает по лесам и раздает наказы зверям. Поэтому охотники
обращались к нему с просьбой об удачной охоте.
С весеннего Юрия совершались наймы и сделки по Семенов день
(14 сентября), до Покрова (14 октября) или до Заговенья (27 ноября).
В Курске на Юрьев день организовывали ярмарку, где продавали
статуэтки коров из глины и дерева. Во многих местах в этот день открывался
сезон хороводов: С Юрия хороводы, с Дмитрия (8 ноября) посиделки.
Приметы на 6 мая:
- Кукушка кует до Егорьева дня – к неурожаю и падежу скота.
- Если кукушку раньше соловья услышишь, то несчастливо проживешь лето.
- Если весенний Егорий с кормом, то на осеннего Николу (19 декабря) зима установится.
- На Егория мороз – будет гречиха, просо и овёс.
- Снег в Юрьев день – к хорошему урожаю гречки, дождь – к недороду.
- Если на праздник и через неделю после него будет мороз, осень ожидается теплая.
- Если на Юрия идет снег с дождем, то ранняя и поздняя гречиха одинаково хороша будет.
9 декабря – Юрьев день, Егорий зимний, Георгий осенний, Юрий
холодный
День Георгия Победоносца является важной датой
осенне-зимнего календаря. В этот период подводились итоги многим делам,
завершался определенный отрезок в круговороте природных явлений, открывался
новый период в хозяйственно-трудовой деятельности человека и в жизни природы.
Многие приуроченные к этой дате приметы и поговорки
построены на сравнении и сопоставлении Егорьева дня с другими важными факторами
календарного цикла.
Егорий работы начинает, Егорий и заканчивает.
На Руси два Юрия: холодный и голодный.
Егорий с гвоздем, а Никола с мостом.
В последней поговорке имеется в виду ледяной покров на
прудах, реках и озерах, который устанавливается где-то между Юрьевым днем и
Николой зимним (19 декабря). Данной поговорке есть ещё одно объяснение. Дело в
том, что к этой дате начинали обивать двери рогожами или войлоком, конопатить
погреба и окна.
9 декабря ходили слушать в колодцах воду: если тиха, зима
будет теплая; слышен шум – следует ожидать сильных морозов и вьюг.
Если Егория вешнего считали покровителем домашнего скота, то
Егорий зимний, в понимании наших предков, покровительствовал диким зверям.
Считалось, что в этот день в своей берлоге крепко засыпает медведь, а волки
собираются в стаи, начинают ходить за добычей и, иногда, подходят близко к
человеческому жилищу.
Егорий – над волками хозяин. Что у волка в зубах, то Егорий
дал. Это значит, что спасать обреченное на съедение волком животное нельзя, в
противном случае можно рассердить святого Георгия. Существовала легенда, что в
этот день Егорий, в образе седого старика, ходит по лесу, собирает в стаи
волков и распределяет между ними коров и овец.
Если в духовных стихах, в иконописи и в житийной литературе
Георгий Победоносец выступает победителем змея, то на Егория осеннего в южных
регионах нашей родины змей считали именинницами. Ходить в лес 9 декабря
категорически нельзя, иначе могут змеи напасть и до смерти зажалить. По другим
представлениям, Егорий способен отвращать змей от домашних животных и человека.
Работать в Юрьев день запрещалось. Верили, что всем, кто не
почитает святого, он принесет беду. Волки часто оказывались в роли исполнителей
наказания. Они могли напасть на скотину провинившегося человека, и даже на него
самого.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день
В России с Юрьевым днем связано печальное историческое
событие, которое надолго закрепило безземельных крестьян за боярами. До XVI
века за неделю до и неделю после Юрьева дня осуществлялся переход крестьян от
одного помещика к другому. Необходимо было лишь рассчитаться с прежним
владельцем. Установлены эти две недели были Судебником 1497 года. Через сто лет
(1580-1590 гг.) Борис Годунов отменил указ о заповедных днях и неделях. Таким
образом, институт крепостного права был окончательно оформлен. Продержался он
практически 300 лет, до знаменитой реформы 1861 года.
Эти события отразились во многих поговорках и присловьях,
которые с годами приобрели обобщающее значение, став образным определением
обманутых ожиданий и несбывшихся надежд. Самая известная поговорка – Вот тебе,
бабушка, и Юрьев день!
Видео: Юрьев день
Примечательно то, что в нашей истории 1185 году произошли события, которые способствовали появлению древнерусского произведения " Слово о полку Игореве" Именно 6 мая (23 апреля) князь Игорь Святославович двинулся на половцев со своею дружиною из Новгорода Северского надеясь на покровительство своего святого! Ибо князь по славянской традиции имел христианское Георгий в честь великого святого и скандинавское Игорь (Ингварь).
Репортаж о юбилеи "Слова о полку Игореве"
Репортаж телеканала Россия
Информация в СМИ о нашем мероприятии:
- 46 ТВ: https://46tv.ru/new/society/008178/
- МК Черноземье: http://chr.mk.ru/social/2018/05/09/v-kurskoy-oblasti-otmetili-pravoslavnyy-den-pobedy.html
- Такт-ТВ: http://takt-tv.ru/takt-novosti/v-kurskoy-oblasti-vspomnili-podvig-letchikov
- Золотухинская жизнь: http://золотухинская-жизнь.рф/kultura-v-zolotukhino/5331-v-ukolovo-otmetili-pravoslavnyj-den-pobedy.html
- Сибирское казачество: http://sibkazak.ru/v-kurskoy-oblasti-otmetili-pravoslav/
- Российское казачество: http://ruskazaki.ru/news/pravoslavie/v_kurskoy_oblasti_otmetili_pravoslavnyy_den_pobedy/
- ДДД Курск: http://www.dddkursk.ru/lenta/2018/05/11/044396/
Комментариев нет:
Отправить комментарий