НИКОЛА ВЕСЕННИЙ
В ХI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.
В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.
Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бари, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.
В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бари опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе – все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп – 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.
Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…
8 мая корабли прибыли в Бари, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее
благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.
Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.
Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия. В отечественной письменности очень рано составилась о нем значительная литература. Сказания о чудесах Святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари град, появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанной современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.
В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, русские люди называли его именем своих детей при Крещении. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя. Наиболее известные среди них образ Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный. Нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца. Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть (знает) великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его».
22 МАЯ: ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ДНЯ
В народе этот день ожидали с большим нетерпением. Его называли Николой вешним (весенним), теплым, травным. С этой даты ждали наступление настоящего тепла и роста трав.
До Николы крепись, хоть разопнись, а с Николы живи – не тужи.
Пришел бы Никола, а тепло будет.
По опыту зная, что весеннее тепло переменчиво и в любой момент может смениться ненастьем, говорили:
До Николы не стриги овечки, не сей гречки.
Хвали зиму после Николина дня.
В северных регионах считали, что от Николы может быть ещё 12 морозных утренников, которые могут растянуться аж до Семенова дня (14 сентября). Если погода в этот день оставалась холодной, уповали на Троицу: Никола травит, а Троица правит.
С Николы начинает хорошо расти трава. Для крестьян это было не просто отрадно и красиво, но и очень важно, потому что появлялась возможность лошадей и скот перевести на подножный корм, да и свой рацион значительно обогатить зеленью. Поэтому тема никольской травы широко представлена в приметах и поговорках:
В году два Николы: один травный, другой морозный.
Егорий с теплом, а Никола с кормом.
Егорий с водой, Никола с травой.
Не хвались на Егория посевом, а хвались на Николу травой.
В былые времена особо уважительно относились к земле, готовой к росту трав. Поэтому по ней запрещалось бить палкой.
Настоящей благодатью считался начавшийся в этот день дождь, который так необходим набирающей силу траве, уже посеянным яровым хлебам, для хорошего увлажнения почвы под посев других зерновых культур.
Велика Божья милость, если на Николу Вешнего дождик пойдёт.
Если в Николин день дождь, то лето не будет засушливое и хлеба уродятся.
Поэтому, если в этот день не было дождя, то молились Николаю Угоднику, прося его
смиловаться и подарить весенней земле долгожданную влагу.
В некоторых местах с этого дня начинали сеять пшеницу и овес. Там, где уже ранний посев яровых состоялся, на Николу теплого приходился средний посев. При подготовке к севу опирались не столько на календарную дату, сколько на состояние природы. Например, считалось, что сеять пшеницу нельзя до тех пор, пока на дубе лист не развернется или пока черемуха не расцветет.
А вот если береза «раскинулась», самое время сеять. Также земледельцы начинали сеять пшеницу тогда, когда босая нога сможет вытерпеть холод во вспаханной борозде.
Существовала ещё одна интересная поговорка, приуроченная к этому дню: «Святой Егорий запасает коров, Никола коней». Указывает она на то, что с Юрьева дня (6 мая) появляется первая трава и начинается выпас коров, а с Николина дня – лошадей. Кони переходят на подножный корм. Вообще весенний Никола считается покровителем лошадей. В день его памяти заказывали молебен с водосвятием, чтобы подарить животным здоровье и защитить их от диких зверей. С Никольского дня начинали лошадей гонять в «ночное», привязывая им медные колокольчики, по звуку которых можно было с легкостью разыскать деревенский табун. Скотоводы обращались к святому, прося: «Николай Чудотворец, присмотри за нашей скотиной», причем каждую корову и лошадь называли по имени.
От каждого села в конюхи выбирали холостых парней, а потом всем миром их провожали. Специально для них пекли пироги с кашей и готовили презенты. После обильного угощения конюхи отправлялись на луга, где всю ночь веселились. При свете костров они справляли свой нехитрый пир: привозили водку, закуску, жарили яичницу, а после заката к ним присоединялись девушки. Молодежь веселилась, пела песни и водила хороводы до самого утра. По этой причине Никола Вешний на Руси традиционно считался мужским праздником.
В связи с переводом скотины на подножный корм, с этого дня «заказывали» луга, т.е. на межах втыкали в землю ветки и прутья. Таки образом обозначали места, на которых запрещалось пасти животных.
После Николина дня городи городьбу.
22 мая заканчивали сажать картофель, который в старину ценили не меньше хлеба. Крестьяне в этот день около дома выкладывали кресты из веточек или щепок, жгли у крыльца ветки ольхи, чтобы защитить жилище и его обитателей от змей.
В религиозном сознании Николай Угодник непосредственно связан с водной стихией. Он является покровителем моряков, рыбаков и всех плывущих по океанам, морям, рекам и озёрам. Связано это с эпизодами из жития святого, где рассказывается о спасении Николаем Чудотворцем утопающих или попавших в бурю людей. Существует много заговоров и молитв, в которых обращаются к святому с просьбой спасти и сохранить «на водах». Как раньше, так и сегодня на любом судне в обязательном порядке присутствует образ святого Николая.
Народный календарь эту связь отразил по-своему. Считалось, что до вешнего Николы нельзя мочить коноплю, а намоченную следуют вытянуть, чтобы потом не пришлось вытягивать утопленника. До этого дня не купались.
ПРИМЕТЫ И ПОВЕРИЯ
Если на Николу лягушки заквакают, то овес будет хорош.
До святого Николы не стриги овец, не сей гречки, не купайся в водоёмах.
Сон с 21 на 22 мая сбудется у людей, родившихся в этот день. Сновидение, увиденное днем 22 мая, исполнится через 5 лет, когда вы уже про него забудете.
Людям, родившимся 22 мая, покровительствует святой Николай.
Документальный фильм: « Паломничество в Бари».
Комментариев нет:
Отправить комментарий