День поминовения исповедников и мучеников Российских, пострадавших за веру Христову.


Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову Собор новомучеников и исповедников Российских - празднуется 7 февраля (25 января), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает - то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.
Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.
Собор новомучеников и исповедников Российских — название праздника в честь российских святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года.
Включает в себя Собор новомучеников, в Бутове пострадавших — 289 святых, известных к 2007 году, возглавляемый священномучеником Серафимом (Чичаговым). Бутовскому собору новомучеников с 2001 года установлено совершать память в 4-ю субботу по Пасхе.

История установления праздника

25 марта 1991 года Священный Синод принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором» 5/18 апреля 1918 года: «Установить по всей России ежегодное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1992 года определил совершать празднование Собору новомучеников и исповедников Российских 25 января по Юлианскому календарю — в день памяти убиения священномученика Владимира (Богоявленского) — в случае совпадения сего числа с воскресным днём или в ближайшую неделю после оного.
Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года прославлены как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры.
В Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на июль 2006 года поименно канонизирован 1701 человек.
Первомучеником Собора от белого духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров: 31 октября (по юлианскому календарю) 1917 года он был зверски убит революционными матросами.
Русская Зарубежная Православная Церковь совершила прославление Собора в 1981 году.
По некоторым оценкам, к 1941 году было убито около 130 тысяч священнослужителей . Собор постоянно дополняется по мере обнаружения и изучения жития новых новомучеников.

«...Мученики, исповедники Российские являются славой русской земли перед лицом Божиим, свидетелями того, что в самые страшные, темные годины нашей истории, издревле и до сих пор, были сонмы людей, мужчины, женщины, дети, которые так Ему поверили, так отдали себя в Его руку на служение, что они до смерти остались Ему верными. Подумайте, что это значит: Бог так возлюбил мир, что Он Своего Сына Единородного отдал на смерть для того, чтобы мы поверили в Его любовь, поверили в Его учение, последовали за Ним, и стали достойными себя самих и той любви, которую Бог нам подарил. И наша Русская земля ответила на эту любовь Божию, отдав себя. Тысячи и тысячи людей жили достойно этой любви; и тысячи и тысячи людей умерли достойно этой любви.» Молитва:
О, Святии Новомученицы и Исповедницы Российстии: / святителие и пастырие Церкве Христовы, / Царственнии Страстотерпцы, / благовернии князие и княгини, / доблии воини, монаси и мирстии, / благочестивии мужие и жены, / во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавшии, / верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии / и венец жизни от Него приявшии!
Вы во дни гонения лютаго, / землю нашу от безбожных постигшаго, / на судищах, в заточениих и пропастех земных, / в горьких работах и всяких скорбных обстояниих / образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. / Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, / пред Престолом Божиим во славе предстоите / и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите.
Сего ради мы, недостойнии, / молим вас, Святии сродницы наши: / не забудите земнаго Отечества вашего, / грехом каинова братоубийства, / поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отягченнаго. / Умолите Господа Сил, / да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежнем и лукавом; /

да возродит в земли нашей дух братолюбия и мира; / да паки будем мы Царское Священие, / род Божий, избранный и Святый, / присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

    КУРСКИЕ НОВОМУЧЕНИКИ.

      В Соборе новомучеников и исповедников Российских поименно прославлено 1 765 человек. Есть в этом сонме и святые, земная жизнь которых была связана с Курским краем. Одни из них здесь родились, другие проходили на территории Курской епархии чреду церковного служения или же трудились на ином поприще. Как, к примеру, святитель-исповедник Лука (Войно-Ясенецкий), который до принятия священного сана был одно время практикующим врачом в Фатежском уезде.

      Курянам, живущим полнокровной церковной жизнью, думаю, хорошо известны жития святых Курских архиереев: священномученика Дамиана (Воскресенского) и священномученика Онуфрия (Гагалюка). Значительно реже вспоминаются нами имена иных курских новомучеников. А есть и такие уже прославленные во святых куряне, икон которых нет ни в одном курском храме.

      В этой заметке, не претендующей на полноту освещения предложенной темы, а преследующей цель лишь привлечь внимание к вопросу почитания наших новомучеников, хотелось бы просто немного рассказать о некоторых малоизвестных курянах-мучениках.

      В первую очередь о четырех святых, пострадавших на печально знаменитом Бутовском полигоне под Москвой.

      Священномученик Афанасий Васильевич Докукин родился 18 января 1899г. в селе Верхний Любаж Курской губернии. С 1914 года был псаломщиком в одном из храмов Фатежского уезда. В 1923г. митрополитом Назарием (Кирилловым) рукоположен в сан диакона к Михаило-Архангельской церкви в селе Линцы Фатежского района, в 1925г. – во священника к Введенской церкви села Кочетно Льговского района. В 1933 году арестован за неуплату налогов, приговорен к трем годам. В 1935г. освобожден. Служил в Московской области. Расстрелян 9 октября 1937 года и погребен на полигоне Бутово.

      Священномученик Павел Аркадьевич Андреев родился в деревне Аннино Тимского уезда Курской губернии в 1880г. Учился в Курской Духовной семинарии и Санкт-Петербургской Духовной академии. Был законоучителем и заведующим церковноприходской школой в Екатеринославской губернии. С 1920г. в Мариупольской губернии. В 1923г. возведен в сан протоиерея. В 1929г. назначен настоятелем церкви Воскресения Словущего, что на Остоженке в Москве. В том же году назначен ключарем московского Богоявленского кафедрального собора, что в Драгомилове, и награжден митрой. 21 марта 1932г. арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. 10 мая 1932г. приговорен к трем годам ссылки в Казахстан и отправлен в Алма-Ату. В 1935г. вернулся из ссылки и назначен настоятелем храма в Теряевой слободе Волоколамского района. В 1937г. протоиерей Павел Андреев назначен настоятелем храма Рождества Богородицы в селе Возмище Волоколамского района Московской области и благочинным православных приходов Волоколамского, Шаховского и Лотошинского р-нов. 7 октября 1937г. арестован и заключен в тюрьму в Волоколамске. 16 ноября 1937г. расстрелян и погребен на полигоне в Бутово.

      Преподобномученица Анна Афанасьевна Ефремова родилась 25 марта 1882г. в деревне Гнездилово Курской губернии в семье крестьян. В 1903г. была послушницей Московского Скорбященского монастыря. После окончательного закрытия обители в 1928г. проживала в Москве. На допросе сказала: «Я считаю, что арестована за то, что являюсь монахиней, которых сейчас арестовывают без всякой вины». Расстреляна 17 февраля 1938г. на полигоне в Бутово.

      Преподобномученица Александра (Мария Афанасьевна Червякова), схимонахиня. Родилась в 1873г. в Курске в семье эконома Дворянского собрания. Расстреляна 13 октября 1937г. на полигоне Бутово.

      Более подробные жития курян, пострадавших в Бутово, составлены игуменом Дамаскиным (Орловским) и протоиереем Максимом Максимовым.

      В Казахстане православные свято хранят память о преподобномученике Пахомие (Прохоре Петровиче Русине). Родился будущий святой в селе Генеральшино Курской губернии в 1880г. Но большая часть его жизни была связана с Казахстаном, куда он уехал еще до Первой Мировой войны. Поначалу отец Пахомий подвизался в Иссык-Кульском Свято-Троицком мужском миссионерском монастыре, а в период гонений до своего ареста жил отшельником в горах. Расстрелян иеромонах Пахомий в Алма-Ате в 1938г.

      В 1920-е годы в Обояни в храме Смоленской иконы Божией Матери служил священник Петр Федорович Григорьев. Родился он в 1895 году в семье личного дворянина. В 1916 году, окончив учебу в Курской Духовной Семинарии, поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Через год вынужден был покинуть революционный Петроград и вернуться в Обоянь к матери. Поступил псаломщиком в Смоленскую церковь. В 1919 году рукоположен в сан священника. В первые годы советской власти отец Петр сумел собрать при храме, в котором служил, крепкую общину. Среди народа он пользовался заслуженным вниманием и уважением. К нему за советом и утешением приходили из окрестных сел. Бывала в его квартире и молодежь.

      В феврале 1930 года отец Петр был арестован и обвинен в «антисоветской и антиколхозной агитации». Но через четыре месяца дело против священника было прекращено «из-за недостаточности материалов». Иерей Петр Григорьев продолжил служение в храме Смоленской иконы Божией Матери в Обояни. В октябре 1931 года его арестовали вторично. В этот раз обвинители подготовились более основательно. Вместе с отцом Петром по делу проходили еще 35 человек, которые, по версии следствия, составляли «церковно-монархическую контрреволюционную организацию». Иерею Петру Григорьеву отвели в ней роль руководителя Обоянского филиала. Обвиняли его в связях с контрреволюционным духовенством и монашеством, а также в сборе средств для находившегося в заключении архиепископа Курского Дамиана (Воскресенского). В апреле 1932 года Тройка при ПП ОГПУ по Центрально-Черноземной области признала отца Петра виновным и вынесла суровый приговор – 10 лет концлагерей. Первую часть срока он отбывал на печально известном строительстве Беломорканала. В начале 1937 года иерея Петра Григорьева перевели из Белбалтлага в Волголаг. Здесь на него завели новое и последнее дело. Его обвинили в создании в лагере церковно-монархической группы, в организации коллективного чтения молитв и в исполнении религиозных обрядов. На допросах отец Петр проявил твердость. Не упомянул никого из знакомых и решительно отверг обвинения в контрреволюционной деятельности. Кто-то из сотрудников НКВД даже сделал на его деле пометку «Вербовке не поддается». 23 сентября 1937 года священник Петр Федорович Григорьев, заключенный ИЗО 3-го отделения Волголага (Угличский р-н Ярославской обл.), был расстрелян…

      Это судьбы лишь некоторых новомучеников Курских. А сколько их всего? Вопрос остается открытым. Разумеется, еще не все имена наших святых земляков внесены в Собор новомучеников и исповедников Российских.

      В 2008 году архиепископом Германом была создана Историко-архивная комиссия, перед которой была поставлена задача – изучить материалы о репрессированных священно- (церковно-) служителях Курской епархии.

      К началу 2012 года сотрудниками комиссии было изучено более сотни следственных дел из архивов УФСБ по Курской и Белгородской области. Но основная работа - впереди.

      Хотелось бы, чтобы в ней приняли участие и настоятели храмов нашей епархии, и прихожане. Наверняка, в каждом приходе сохранились какие-то факты о периоде гонений. Иногда известно просто имя священника, обстоятельства борьбы местных жителей за открытие храма, печальная участь тех, кто принимал участие в богоборческих акциях. Все это может направить ход наших исследований. Ведь подробная история репрессий против Церкви в нашем крае еще не написана.

      В Соборе новомучеников и исповедников Российских поименно прославлено 1 765 человек. Есть в этом сонме и святые, земная жизнь которых была связана с Курским краем. Одни из них здесь родились, другие проходили на территории Курской епархии чреду церковного служения или же трудились на ином поприще. Как, к примеру, святитель-исповедник Лука (Войно-Ясенецкий), который до принятия священного сана был одно время практикующим врачом в Фатежском уезде.

      Курянам, живущим полнокровной церковной жизнью, думаю, хорошо известны жития святых Курских архиереев: священномученика Дамиана (Воскресенского) и священномученика Онуфрия (Гагалюка). Значительно реже вспоминаются нами имена иных курских новомучеников. А есть и такие уже прославленные во святых куряне, икон которых нет ни в одном курском храме.

      В этой заметке, не претендующей на полноту освещения предложенной темы, а преследующей цель лишь привлечь внимание к вопросу почитания наших новомучеников, хотелось бы просто немного рассказать о некоторых малоизвестных курянах-мучениках.

      В первую очередь о четырех святых, пострадавших на печально знаменитом Бутовском полигоне под Москвой.

      Священномученик Афанасий Васильевич Докукин родился 18 января 1899г. в селе Верхний Любаж Курской губернии. С 1914 года был псаломщиком в одном из храмов Фатежского уезда. В 1923г. митрополитом Назарием (Кирилловым) рукоположен в сан диакона к Михаило-Архангельской церкви в селе Линцы Фатежского района, в 1925г. – во священника к Введенской церкви села Кочетно Льговского района. В 1933 году арестован за неуплату налогов, приговорен к трем годам. В 1935г. освобожден. Служил в Московской области. Расстрелян 9 октября 1937 года и погребен на полигоне Бутово.

      Священномученик Павел Аркадьевич Андреев родился в деревне Аннино Тимского уезда Курской губернии в 1880г. Учился в Курской Духовной семинарии и Санкт-Петербургской Духовной академии. Был законоучителем и заведующим церковноприходской школой в Екатеринославской губернии. С 1920г. в Мариупольской губернии. В 1923г. возведен в сан протоиерея. В 1929г. назначен настоятелем церкви Воскресения Словущего, что на Остоженке в Москве. В том же году назначен ключарем московского Богоявленского кафедрального собора, что в Драгомилове, и награжден митрой. 21 марта 1932г. арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. 10 мая 1932г. приговорен к трем годам ссылки в Казахстан и отправлен в Алма-Ату. В 1935г. вернулся из ссылки и назначен настоятелем храма в Теряевой слободе Волоколамского района. В 1937г. протоиерей Павел Андреев назначен настоятелем храма Рождества Богородицы в селе Возмище Волоколамского района Московской области и благочинным православных приходов Волоколамского, Шаховского и Лотошинского р-нов. 7 октября 1937г. арестован и заключен в тюрьму в Волоколамске. 16 ноября 1937г. расстрелян и погребен на полигоне в Бутово.

      Преподобномученица Анна Афанасьевна Ефремова родилась 25 марта 1882г. в деревне Гнездилово Курской губернии в семье крестьян. В 1903г. была послушницей Московского Скорбященского монастыря. После окончательного закрытия обители в 1928г. проживала в Москве. На допросе сказала: «Я считаю, что арестована за то, что являюсь монахиней, которых сейчас арестовывают без всякой вины». Расстреляна 17 февраля 1938г. на полигоне в Бутово.

      Преподобномученица Александра (Мария Афанасьевна Червякова), схимонахиня. Родилась в 1873г. в Курске в семье эконома Дворянского собрания. Расстреляна 13 октября 1937г. на полигоне Бутово.

      Более подробные жития курян, пострадавших в Бутово, составлены игуменом Дамаскиным (Орловским) и протоиереем Максимом Максимовым.

      В Казахстане православные свято хранят память о преподобномученике Пахомие (Прохоре Петровиче Русине). Родился будущий святой в селе Генеральшино Курской губернии в 1880г. Но большая часть его жизни была связана с Казахстаном, куда он уехал еще до Первой Мировой войны. Поначалу отец Пахомий подвизался в Иссык-Кульском Свято-Троицком мужском миссионерском монастыре, а в период гонений до своего ареста жил отшельником в горах. Расстрелян иеромонах Пахомий в Алма-Ате в 1938г.

      В 1920-е годы в Обояни в храме Смоленской иконы Божией Матери служил священник Петр Федорович Григорьев. Родился он в 1895 году в семье личного дворянина. В 1916 году, окончив учебу в Курской Духовной Семинарии, поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Через год вынужден был покинуть революционный Петроград и вернуться в Обоянь к матери. Поступил псаломщиком в Смоленскую церковь. В 1919 году рукоположен в сан священника. В первые годы советской власти отец Петр сумел собрать при храме, в котором служил, крепкую общину. Среди народа он пользовался заслуженным вниманием и уважением. К нему за советом и утешением приходили из окрестных сел. Бывала в его квартире и молодежь.

      В феврале 1930 года отец Петр был арестован и обвинен в «антисоветской и антиколхозной агитации». Но через четыре месяца дело против священника было прекращено «из-за недостаточности материалов». Иерей Петр Григорьев продолжил служение в храме Смоленской иконы Божией Матери в Обояни. В октябре 1931 года его арестовали вторично. В этот раз обвинители подготовились более основательно. Вместе с отцом Петром по делу проходили еще 35 человек, которые, по версии следствия, составляли «церковно-монархическую контрреволюционную организацию». Иерею Петру Григорьеву отвели в ней роль руководителя Обоянского филиала. Обвиняли его в связях с контрреволюционным духовенством и монашеством, а также в сборе средств для находившегося в заключении архиепископа Курского Дамиана (Воскресенского). В апреле 1932 года Тройка при ПП ОГПУ по Центрально-Черноземной области признала отца Петра виновным и вынесла суровый приговор – 10 лет концлагерей. Первую часть срока он отбывал на печально известном строительстве Беломорканала. В начале 1937 года иерея Петра Григорьева перевели из Белбалтлага в Волголаг. Здесь на него завели новое и последнее дело. Его обвинили в создании в лагере церковно-монархической группы, в организации коллективного чтения молитв и в исполнении религиозных обрядов. На допросах отец Петр проявил твердость. Не упомянул никого из знакомых и решительно отверг обвинения в контрреволюционной деятельности. Кто-то из сотрудников НКВД даже сделал на его деле пометку «Вербовке не поддается». 23 сентября 1937 года священник Петр Федорович Григорьев, заключенный ИЗО 3-го отделения Волголага (Угличский р-н Ярославской обл.), был расстрелян…

      Это судьбы лишь некоторых новомучеников Курских. А сколько их всего? Вопрос остается открытым. Разумеется, еще не все имена наших святых земляков внесены в Собор новомучеников и исповедников Российских.

      В 2008 году архиепископом Германом была создана Историко-архивная комиссия, перед которой была поставлена задача – изучить материалы о репрессированных священно- (церковно-) служителях Курской епархии.

      К началу 2012 года сотрудниками комиссии было изучено более сотни следственных дел из архивов УФСБ по Курской и Белгородской области. Но основная работа - впереди.

      Хотелось бы, чтобы в ней приняли участие и настоятели храмов нашей епархии, и прихожане. Наверняка, в каждом приходе сохранились какие-то факты о периоде гонений. Иногда известно просто имя священника, обстоятельства борьбы местных жителей за открытие храма, печальная участь тех, кто принимал участие в богоборческих акциях. Все это может направить ход наших исследований. Ведь подробная история репрессий против Церкви в нашем крае еще не написана.

    Автор Иерей Владимир Русин


Парк Салянка :100 лет красного террора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий