ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ.

  


  Этот праздник установлен Церковью в память о раннем этапе земной жизни Христа. В то время существовал обычай, по которому родители первенца должны были давать за ребёнка выкуп. Чаще всего они жертвовали храму деньги или приносили домашнюю птицу. Мария и Иосиф жили небогато, поэтому не имели такой возможности. На сороковой день после обрезания Бога-младенца Богородица в качестве очистительной жертвы принесла в иерусалимский храм лишь пару голубей. После этого святое семейство вернулось в Назарет.

   Встреча — ключевое слово этого дня, который важен для христиан и входит в число Двунадесятых (двенадцати) Великих праздников. Происходит символическая встреча Ветхого и Нового Завета, когда последние праведники и носители Старого Завета (старец Симеон и пророчица Анна) впервые увидели Иисуса Христа, носителя Нового Завета. Трёхсотлетний Симеон Богоприимец знал, что не сможет умереть до тех пор, пока не увидит Спасителя. Взяв младенца на руки, он понял, что вскоре свершится чудо. В тот день на смену идеи неискупленного человечества пришла эпоха христианства. Произошла встреча божественного и человеческого. 

 В Византии Сретение начали торжественно отмечать в VI веке. Постепенно традиция распространилась по другим христианским странам. 15 февраля (2 февраля по старому стилю) стало для многих людей духовной встречей с Христом. 


СРЕТЕНСКАЯ СВЕЧА.

   Христианский праздник Сретение Господне совпадал с древним языческим праздником Громницы. Славянский обряд почитания живого огня в некоторых местах существует и в наше время. Прежде в этот день за деревенской околицей, подальше от изб, разводили огромные костры. Позже вместо них стали зажигать большие сретенские (громничные, общественные) свечи. Их готовили всем миром, собирая воск с разных дворов. Передавали на хранение от одного хозяина к другому в день важных церковных праздников. При этом обязательно присутствовал священник. Он зажигал общественную свечу и служил молебен. На него собирался народ со всей деревни.

 Такая общественная свеча ежегодно наращивалась новым слоем воска. Как только её вес становился пудовым (16 кг), её торжественно отдавали на хранение в церковь. В крестьянских избах держали собственные небольшие сретенские свечи. Их зажигали только во время семейных молитв, в сильную грозу или брали с собой на тушение деревенских пожаров.

  Считается, что традиция освящать церковные свечи пришла от католиков. В 1646 году митрополит Киевский святитель Пётр подробно описал, как происходит крестный ход с зажженными светильниками в римской католической Церкви. Факельные шествия должны были отвлечь паству от языческой традиции почитания огня .


НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ.

Народные традиции связывают этот день с ожиданием весны: «В Сретение весна с зимою встретились». Февральские морозы в эти дни называются сретенскими.

    «Покров — не лето, Сретение — не зима». Оттепель в этот день сулит раннюю и солнечную весну. Можно судить и о предстоящем урожае: капель обещает хорошую пшеницу, снежная крупа — ранний сев овса, ветер дует к урожаю яблок.

   Можно положить поперёк дороги палку. Если её заметёт снегом, то травы только поздней весной поднимутся. Если в этот день вдоволь накормить домашнюю птицу овсом, то она будет хорошо нестись. 


ПРИМЕЧАНИЕ: 

По преданию, Симеон был одним из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II (285—247 годы до н.э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык (Септуагинта). Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества Исайи. Согласно приданию Симеон стал священником Иерусалимского храма после убийства в нём Захарии, отца Иоанна Крестителя: После трех дней жрецы стали советоваться, кого сделать вместо него, и жребий пал на Симеона. Это ему было возвещено Святым Духом, что он не умрет, пока не узрит Христа живого В день, когда родители Иисуса пришли в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву за родившегося первенца мужского пола, как это предписывает иудейский закон (Исх. 12:12—15), Симеон по вдохновению явился во храм и там, взяв младенца на руки, произнёс благословения, от которых происходит знаменитая песнь «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» (Лк. 2:29—32).

   После этого Симеон обратился к Богородице с пророческими словами «и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:34—35). Данное пророчество легло основой иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение», а само событие — встреча человечества в лице старца Симеона с Богом, стало христианским праздником Сретения Господня.

  Христианская традиция считает, что Симеон скончался сразу после событий Сретения. Согласно житию Симеона, составленного Димитрием Ростовским, он умер в возрасте 360 лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий