Богоявление Господне




Событие праздника

Богоявлением настоящий праздник называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица, о чем сохранились чрезвычайно яркие евангельские свидетельства: Мф.3:13–17; Мк.1:9–11; Лк.з:21–22; Ин.1:33–34. Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился на священной реке Иордане от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Бог Свет явился просветить седящих во тьме и сени смертней (Мф.4:16) и спасти по благодати падший человеческий род.
Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения. Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имеет большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение. Крещение Христа в водах Иорданских, таким образом, имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Крещение Христа Спасителя явилось фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения благодатного способа возрождения водою и Духом в Таинстве Крещения. Здесь Господь показывает Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Мф.28). Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в Таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению.
При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.
Крестившись от Иоанна, который затрепетал от просьбы Христа, Господь исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек Христос должен был исполнить эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример смирения и послушания воле Божией.

Проблемы эортологического синкретизма: праздники Крещения Господня и Рождества Христова. Динамика празднования Крещения Господня и этимологические переосмысления его названия 

В Древней Церкви, по крайней мере к IV веку, определились три главнейших праздника – Пасха, Пятидесятница и Богоявление. И именно последнее празднование напоминало о пришествии в мир Богочеловека Христа. На Востоке оно торжественно отмечалось 6 января. При этом, конечно, оно соотносилось не столько с конкретными историческими моментами из жизни Спасителя, но с самим уникальным фактом Его пришествия в мир, с явлением миру Богочеловека Христа, Младенца, Отрока и тридцатилетнего Мужа, вышедшего на евангельскую проповедь.
В то же самое время отдельные христианские общины могли делать особые акценты, соотнося праздник Богоявления с теми или иными событиями из жизни Спасителя – Рождеством, поклонением волхвов, Крещением. Праздник Богоявления был также праздником «светов», хотя согласно византийской традиции, сложившейся позднее, это именование было усвоено ставшему самостоятельным празднику Крещения Господня.
Известно, что ареал распространения праздника Богоявления, отмечавшегося 6 января, был шире Египта – в древние времена он был распространен не только на востоке, но и в Галлии. А отдельный праздник Рождества Христова 25 декабря стал отмечаться в Римской и Северо-Африканской Церквях. Надо отметить, что на Западе праздник Рождества, длившийся в течение двух недель, завершался поклонением волхвов, знаменовавшим явление воплотившегося Богочеловека языческому миру. Как известно, в латинской традиции празднование Крещения, хотя и было введено после Рождества, не получило такого значения, как на Востоке.
Там же шел обратный процесс: постепенно все в большем числе областей происходило перенесение даты Рождества Христова с 6 января на 25 декабря. Таким образом, в конце концов и на Востоке, и на Западе пришли почти к максимальной унификации в области вероучения и богослужения. Несмотря на разнообразие традиций и неспешность распространения литургической практики в силу приверженности местным обычаям, к середине V столетия в Византии было достигнуто полное единство. Даже в Армянской Церкви, впоследствии ставшей оплотом «единого» праздника, в течение некоторого времени после Халкидонского Собора совершался отдельный праздник Рождества.
Как бы то ни было, но вопрос о дате празднования Крещения Господня до сих пор вызывает серьезные споры. Древнейшее датируемое историческое свидетельство о праздновании Богоявления содержится у языческого историка Аммиана Марцеллина, описавшего участие в торжествах Юлиана Отступника еще до открытого перехода на сторону язычества.
Существует несколько в разной степени достоверных и к тому же не однонаправленных свидетельств, принадлежащих св. Иоанну Кассиану Римлянину (360 – около 432) и сирийскому монофизитскому писателю Дионисию Бар-Салиби, в которых зафиксирована древняя традиция единого праздника Богоявления, отмечавшегося 6 января (19 января по новому стилю). См. также сирийское «Учение апостолов» (не позже начала IV века). Однако данные фиксации не могут стать сколько-нибудь полными ответами на следующие вопросы: 6 января – был по преимуществу праздником Рождества, или, наоборот, Крещения; с какого времени эта дата становится точным временем празднования двух праздников, а также когда Рождество Христово стали отмечать отдельно; как данные даты соотносятся с принятыми в Византии системами летоисчисления и нек.др.
В разделе, где анализировался праздник Рождества Христова, говорилось, что в системе византийских новолетий центральное место занимало 1 января. Неслучайным в связи с этим становится факт хронологического совпадения празднования Крещения с началом годового круга евангельских чтений. В Ефесе, городе святого апостола и евангелиста Иоанна, начинали данный цикл с Евангелия от Иоанна, в котором с наибольшей глубиной передано богословие воплощения. В Иерусалиме в начале читали Евангелие от Матфея с подробным изложением Рождества Христова в Вифлееме, а в Александрии – Евангелие от Марка, которое открывается с описания Крещения на Иордане.
Если принимать рассуждения о том, что Страдание и Воскресение Спасителя происходит в одно время с Его пришествием в мир и Боговоплощением, а значит, 6 апреля – день не только Пасхи, но и благой архангельской вести, а 6 января – день Рождества, Богоявление в данном случае воспринимается как праздник «светов» (по-сирийски «дэнха»), праздник свечей, которые возжигались и на Рождество, и вокруг крещальной купели48.
Кроме того, одни древние авторы писали о празднике Богоявления 6 января как о празднике Крещения, другие – как о празднике Рождества, предлагая разные трактовки его происхождения. К первой группе относятся Ориген, свт. Афанасий Александрийский, свт. Климент Александрийский. Последний утверждал, что последователи гностика Василида праздновали Крещение Иисуса 11 и 15 тиби – соответственно 6 или 10 января, что хорошо укладывалось в систему, согласно которой Божественный Христос впервые явился на земле во время описываемого события49.
У других древних авторов праздник Богоявления 6 января описывается как праздник Рождества, а именно у свт. Епифания Кипрского, прп. Ефрема Сирина, а также и в древнем армянском Лекционарии. Так, Епифаний сообщает о том, что идолослужители 5/6 января праздновали праздник Века (Эон) или Кореум (Coreum). При этом повсеместное распространение данного языческого празднования интерпретируется только как подтверждение силы и величия христианского Рождества Христова. Свт. Епифаний имел весьма оригинальный взгляд на даты Рождества и Крещения: Христос был рожден 6 января, а крещен – 8 ноября. Он писал в связи с чудесным претворением воды в вино в Кане Галилейской, что в первый день – то есть в и день тиби, египетские христиане черпали воду из Нила.
Прп. Ефрем Сирин, несомненно, почитал праздник Рождества Христова 6 января, возможно, соединяя его с Крещением. Однако последующая традиция монофизитской Сирояковитской Церкви, для которой он был одним из основополагающих столпов, предписывала праздновать Рождество и Крещение отдельно друг от друга.
Паломницей Этерией упоминается обычай Иерусалимской Церкви – праздновать Рождество Христово в Вифлеемском храме 6 января50, однако из-за лакун рукописи подробное описание праздника не сохранилось. Отчасти эти пробелы компенсируются в древнем армянском Лекционарии, где упоминаются собрание на месте пастухов, бдение в церкви в Вифлееме, собрание на Богоявление в Мартириуме в Иерусалиме.
Что касается Апостольских постановлений, то в них Богоявление понимается только как торжество, прославляющее Крещение Господне51.
Весьма полемичны и гипотезы, доказывающие совместное празднование Рождества и Крещения в Константинополе начала VII века. Используя обширную научно-богословскую аргументацию, игумен Дионисий (Шленов) приходит к однозначному выводу: «Не остается никаких оснований для неожиданно отпразднованного в Константинополе в начале VII в. единого праздника Богоявления, восстановление которого в те годы могло означать – ни больше, ни меньше – отказ Византии от признания догматических определений»52.
Из обзора ряда данных о праздниках Рождества и Крещения ясно, что древние авторы чаще писали только об одном празднике, а те, кто заявлял о двух, праздновавшихся в один день 6 января, делали это сквозь призму современной им практики – православной или инославной, как правило, монофизитской. Так или иначе, в последующие времена для армян-монофизитов совместное празднование стало символом их искаженной христологии, в то время как раздельное празднование Рождества и Крещения означало для них несторианство. Однако отдельное празднование Рождества Христова 25 декабря, отмечавшееся в Западной Церкви и в североафриканских Церквах (не позже начала IV столетия) и постепенно принятое – еще до монофизитских споров – в Антиохийском, Константинопольском, Александрийском, а позднее и в Иерусалимском Патриархате, стало неотъемлемой частью литургического предания Православной Церкви.
С течением времени праздник Богоявления все более соотносился по смыслу с Крещением и его связь с рождественскими событиями ослабевала. В настоящее время в Православии Богоявление и Крещение – разные названия одного праздника, который является Господским и, празднуясь 6 января, причисляется к непереходящим. В связи с этим появляется и новое – отсутствовавшее в древности – толкование слова Богоявление, как явления Бога во время Крещения в полноте Троицы.

Праздник в православном богослужении 
Богоявление входит в число великих двунадесятых праздников. Он в Православной Церкви совершается с величием, равным Рождеству Христову. Оба эти праздника, соединенные Святками (с 25 декабря по 6 января), составляют одно величественное и душеспасительное торжество.
Канун праздника – 5 января – называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Его службы сходны со службой Навечерия Рождества Христова.
В Сочельник Богоявления 3 января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: дозволяется принятие пищи дважды – еще и после Литургии.
Попразднство Крещения Господня длится восемь дней – с 7 по 14 января.

Чин великого освящения воды 
Воспоминание иорданского события Церковь ежегодно обновляет чином великого освящения воды, которое осуществляется (в случае если служится Литургия св. Василия Великого) после заамвонной молитвы. Если вечерня совершается обособленно, чин положен на ее окончание, после возгласа: Буди держава: Священник через Царские врата при пении тропарей Глас Господень на водах: выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды. Оно совершается также и в самый праздник после Литургии (тоже после заамвонной молитвы). Благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности происходило в Навечерие Богоявления. В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя.
Данный чин получил свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV-V вв. практиковался лишь в ней одной: по обычаю все выходили на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя: «Вот настал и этот с томительным нетерпением ожидаемый момент крестопогружения. Вся толпа дружно подхватывает пропетый духовенством тропарь праздника и, не дожидаясь троекратного погружения креста в воде, начинает быстро погружаться в священныя струи, пить их пригоршнями и наполнять ими свои фляжки, бутыли, кувшинчики и проч., захватывая из под ног своих со дна реки на память и ее камешки»; «Посредине храма Воскресения для этого водосвятия готовится продолговатый возвышенный помост... Посредине помоста ставится на возвышении в несколько ступенек водосвятный стол, покрытый пеленой и убранный большим воздвизальным крестом с частицей Животворящего Древа Господня, иконами, рипидами и подсвечниками. Под сенью этих святынь ставятся три серебряных сосуда, наполненные водой»53. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а на праздник оно обычно происходит на реках, источниках и в колодцах – в так называемых иорданях, ибо Христос крестился вне храма. Несколько молитв для этого чина написал свт. Прокл Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается свт. Софронию, Патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже Тертуллиан и свт. Киприан Карфагенский. В Постановлениях апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Во второй половине V века Антиохийский Патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1667 года узаконил совершение двукратного водоосвящения – в Навечерие и в праздник Богоявления. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник, естественно, одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паремии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня54. В Навечерие после отпуста вечерни или Литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на Слава, и ныне кондак праздника. После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой.
* * *
Подробнее см.: Дионисий (Шленов), игум. Праздник Богоявления по описанию древних христианских авторов (www.bogoslov.ru); Дионисий (Шленов), игум. Празднование Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI века (www.bogoslov.ru).
Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. – С. 127.
Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IV века. – М.: Паломник, 1994. – С. 200–201.
Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004., 2004. – С. 272.
Дионисий (Шленов), игум. Празднование Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI века (www.bogoslov.ru).
Дмитриевский А.А. Праздник Богоявления Господня на Иордане и в Иерусалиме (www.rusdm.ru).
См. подробнее: Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по литургике. – М.: ООО «Самшитиздат», 2002. – С. 155–157.
Источник: Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). — 2-е изд. — М.: Издательство Сретенского монастыря. Москва 2011, юн. — 248 с
См. видео: Святая вода


Святые отцы Церкви о Богоявлении

Святитель Григорий Богослов

Писание показывает нам троякое рождение: рождение плотское, рождение чрез Крещение и рождение чрез Воскресение. Первое из них есть дело ночи, рабское и страстное; второе есть дело дня, оно свободно, истребляет страсти и возводит к горней жизни; третье страшнее и короче первых: оно в одно мгновение соберёт всю тварь, чтобы предстала Творцу и дала отчёт… Все сии рождения Христос почтил Собою: первое первоначальным и жизненным Рождеством; второе — воплощением и Крещением, когда крестился Сам; третье — Воскресением, которого Сам стал начатком.
читать целиком
…Скажут: «Христос, при всём том, что Он Бог, крещается только в тридцать лет; как же повелеваешь некрещёным людям поспешить Крещением?» Сказав, что Он — Бог, ты решил вопрос. Он — изначальная чистота и не имел нужды в очищении… Ему не было никакой опасности откладывать Крещение, потому что Сам был властен и в страдании, равно как и в рождении. Но для тебя немалая опасность, если умрёшь, родившись для одного тления и не облекшись в нетление.
Святитель Иоанн Златоуст
Почему же Богоявлением называется не тот день, в который Господь родился, а тот, в который Он крестился?.. Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился; до этого дня Он не был известен народу. А что народ не знал Его, об этом послушай Иоанна Крестителя, который говорит: «…посреде вас стоит, Его же вы не весте» (Ин.1,26). И удивительно ли, что другие не знали Его, когда и сам Креститель не знал Его до того дня? «И аз, — говорит он, — не ведех Его» (Ин.1,33).
…Они (Иисус и Иоанн) были по плоти родственниками между собою: «Се Елизавет, южика твоя, и та зачат сына», — говорил Ангел Марии (Лк.1,36); если же матери были в родстве, то, очевидно, и дети. Поэтому, чтобы не показалось, будто Иоанн свидетельствует о Христе по родству, благодать Духа устроила так, что Иоанн провёл всё прежнее время своё в пустыне… Поэтому он и говорит: «И аз не ведех Его». Откуда же ты узнал? «Пославый мя, — говорит, — крестити водою, Той мне рече». (Ин.1,32—33).
…Представь себе, что заповеди закона суть двести динариев: это — долг, который род наш должен был уплатить; но мы не уплатили, и нас, подпавших такой вине, объяла смерть. Пришёл Христос и, найдя нас приговорёнными к смерти, уплатил этот долг. Поэтому Он не сказал: «нам должно сделать то и то», но «исполнити всяку правду». «Мне, Владыке богатому, — говорит Он, — надлежит уплатить за нищих». Такова причина Его Крещения: чтобы видели, что Он вместо нас исполнил весь закон… Поэтому и Дух нисшел в голубя; ибо где примирение с Богом — там и голубь. Так и в ковчег Ноев голубь принес масличную ветвь — знак человеколюбия Божия и прекращения потопа, и теперь в виде голубя нисшел Дух, показывая, что духовный человек должен быть незлобив, прост и невинен…

Святитель Григорий Палама

«Отверзошася Ему небеса», в то время как Марк говорит: «разверзлись». Почему же один Евангелист сказал: «отверзлись» (открылись), а другой: «разверзлись» (разорвались)? Выражением «отверзлись» он показал нам, что они, по причине нашего греха и преслушания Богу, были заперты. Для Адама, после того как он оказал непослушание Богу, закрылись небеса. Следовательно, справедливо, что Христу, во всём явившему Себя послушным Богу, отверзлись небеса. Поскольку же, как говорит сам Предтеча Господень, «не в меру Бог дает Духа, но Отец любит Сына и вся даде в руце Его» (Ин.3,34—35), ясно, что Христос и по плоти приял всю безмерную силу и действие Духа. Небеса же показали, что для твари невозможно вместить сию силу Божиего Духа, потому небеса, не выдерживая этой силы, разверзлись (разорвались). Прекрасно, следовательно, Иов сказал Богу: «Небо не чисто пред Тобою» (Иов.15,15 парафр.), называя «небом» Ангелов, Архангелов, многоочитых Херувимов, шестокрилатых Серафимов, всё иное премирное естество.
Святитель Феофан Затворник
В христианине уже не одно естество, а и благодать. На вид внешний он то же, что и все нехристиане… а на деле он есть растворение и смешение естества и благодати. Медь, например, одна издает звук глухой, а в соединении с серебром звучит чище и звонче, хотя на вид разности незаметно в той и другой. Медь одна — это естество наше; медь в соединении с серебром — то же естество, облагодатствованное в Крещении. Возьмите яблоко с дикой яблони и яблоко садовое. На вид они, может быть, совершенно схожи, а внутреннее достоинство того и другого совсем не то. Так христианин и нехристианин на вид будто одинаковы, но внутренний их не характер только, но как бы и состав, не одинаковы. Вся сила христиан — внутрь.
См. видео: Православные праздники. Фильм четвёртый. Крещение Господне.


Крещение Господне. Богоявление (тропарь, кондак, задостойник, молитва и величание)



Тропарь, глас 1:
Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не,/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 4:
Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́, и яви́лся еси́,// Свет Непристу́пный.
Задостойник
Велича́й, душе́ моя́,/ Честне́йшую Го́рних Во́инств,// Де́ву Пречи́стую Богоро́дицу.
Недоуме́ет всяк язы́к благохвали́ти по достоя́нию,/ изумева́ет же ум и преми́рный пе́ти Тя, Богоро́дице;/ оба́че Блага́я су́щи, ве́ру приими́,/ и́бо любо́вь ве́си Боже́ственную на́шу:// Ты бо христиа́н еси́ Предста́тельница, Тя велича́ем.
Молитва
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий Единоро́дный, от Отца́ пре́жде всех век рожде́нный, Све́те от Све́та, просвеща́яй вся́ческая, в после́дняя же ле́та от Пресвяты́я Де́вы Мари́и нетле́нно воплоще́нный и в мир сей на спасе́ние на́ше прише́дый! Ты бо не потерпе́л еси́ ви́дети от диа́вола му́чима ро́да челове́ча и сего́ ра́ди в пресве́тлый день Богоявле́ния Твоего́ прише́л еси́ на Иорда́н ко гре́шником и мытаре́м крести́тися от Иоа́нна, безгре́шен сый, да испо́лниши вся́кую пра́вду и да во́зьмеши в вода́х Иорда́нских грехи́ всего́ ми́ра, я́ко А́гнец Бо́жий, во е́же понести́ их на Себе́ и искупи́ти Креще́нием кре́стным, пречи́стою Кро́вию Твое́ю. Сего́ ра́ди погрузи́вшуся Тебе́ в вода́х, отверзо́шася Тебе́ небеса́ Ада́мом заключе́нная и Дух Святы́й сни́де на Тя в ви́де голуби́не, просвеще́ние и обоже́ние нося́й естеству́ на́шему, и Пребоже́ственный Оте́ц Твой возвести́ Тебе́ небе́сным гла́сом благоволе́ние Свое́, зане́ сотвори́л еси́ во́лю Его́ и челове́к грехи́ восприя́л еси́ и Себе́ на закла́ние уже́ предугото́вал еси́, я́коже Сам рекл еси́: «Сего́ ра́ди лю́бит Мя Оте́ц, я́ко Аз ду́шу Мою́ полага́ю, да па́ки прииму́ ю́», и та́ко во всесве́тлый день сей, Ты, Го́споди, положи́л еси́ нача́ло искупле́ния на́шего от грехопаде́ния прароди́тельскаго. Сего́ ра́ди вся си́лы небе́сныя ра́дуются и вся тварь весели́тся, ча́юще свобожде́ние свое́ от рабо́ты истле́ния, глаго́люще: Прии́де просвеще́ние, благода́ть яви́ся, избавле́ние наста́, мир просвети́ся и лю́дие ра́достию исполня́ются. Да весели́тся ны́не не́бо и земля́ и мир весь да игра́ет; ре́ки да пле́щут; исто́чницы и озе́ра, бе́здны и моря́ да сра́дуются, я́ко Боже́ственным Креще́нием освяти́ся днесь естество́ их. Да ра́дуются днесь и челове́ков собо́ри, я́ко естество́ их взы́де ны́не па́ки к пе́рвому благоро́дию и вси с ра́достию пою́т: Богоявле́ния вре́мя. Прииди́те мы́сленно на Иорда́н, виде́ние ве́лие в нем у́зрим: Христо́с ко Креще́нию гряде́т. Христо́с ко Иорда́ну прихо́дит. Христо́с на́ши в воде́ погреба́ет грехи́. Христо́с овча́ похи́щеннаго и заблу́ждшаго прихо́дит иска́ти и обре́т е́ вво́дит в рай.
Сего́ Боже́ственнаго та́инства воспомина́ние пра́зднующе, усе́рдно мо́лимся Тебе́, Человеколю́бче Го́споди: сподо́би нам жа́ждущим по гла́су Твоему́ приити́ к Тебе́, Исто́чнику присноживо́тныя воды́, да почерпе́м во́ду благода́ти Твоея́ и оставле́ние грехо́в на́ших и да отве́ргшеся нече́стия и мирски́х по́хотей; целому́дренно и де́вственно, и пра́ведно и благоче́стно поживе́м в ны́нешнем ве́це, жду́ще блаже́ннаго упова́ния и явле́ния сла́вы Твоея́, Вели́каго Бо́га и Спа́са на́шего, да не от дел на́ших спасе́ши нас, но по Твое́й ми́лости и по обновле́нию Свята́го Ду́ха Твоего́ ба́нею пакибытия́, Его́же оби́льно излия́л еси́, да оправди́вшеся благода́тию Его́, насле́дницы бу́дем ве́чныя жи́зни во Ца́рствии Твое́м, иде́же со все́ми святы́ми сподо́би нам просла́вити всесвято́е И́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди ны́не пло́тию крести́вшагося/ от Иоа́нна// в вода́х Иорда́нских.
См. видео: Святое Богоявление. Крещение Господа. Антифоны, тропарь, кондак, величание


Празднование Крещения Господня. Народные традиции и обычаи

Праздничное богослужение и водосвятие в канун Богоявления на Руси совершались особенно торжественно. Это был всенародный праздник. Все шли крестным ходом на «иордани», устроенные на реках и озерах. Особенно торжественно совершалось богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, где молились царь и Патриарх. Водосвятие в сочельник совершалось в соборе, а на сам праздник Крещения совершался крестный ход с пением праздничного канона на Москву-реку, где была подготовлена прорубь в форме креста. Водосвятие совершалось очень торжественно, при большом стечении народа. Эта церемония имела не только церковное, но и государственное значение.

В селах же накануне Богоявления крестьяне готовились к празднику, проводили в строжайшем посте весь день (даже дети и подростки старались не есть «до звезды»), мыли избы и тщательно выметали сор, в котором, по мнению наших предков, мог спрятаться чертенок. По поверью, утром перед водоосвящением в воде должны утонуть все чертенята. Вечером по возможности все люди шли в церковь на службу, по окончанию которой совершалось великое водосвятие.
По возвращению со службы люди проводили очистительные обряды, всей семьей пили святую воду, окропляли ей скотину, дом и хозяйственные постройки. На Крещение собирали снег, а получившуюся из него воду сливали в кувшин и берегли на случай болезни.
Считается, что эта вода исцеляет судороги, головокружение, онемение ног. Если снеговою крещенскою водою спрыснуть холстину, то это так ее выбелит, как не сделают ни зола, ни солнце. Крещенский снег добавляли и в корм лошадям, чтобы они не болели, давали курам, чтобы они начали раньше нестись.
По народным представлениям, ночью накануне Рождества открываются небеса. По поверьям, происходит это в момент, когда Спаситель входит в реку. Знамением этого события является волнение воды в стакане или чашке, которое чаще всего происходит в полночь. Дождавшись этого знака, нужно быстрее идти на улицу. Если человеку повезет увидеть «разверстые небеса», то он может просить у Господа все, что его душе угодно.
Наши предки верили, что в полночь накануне Крещения вода в водоёмах приобретает особую силу: она превращается в вино; на миг останавливаются реки и вода становится чудодейственной, «святой» и чистой; можно увидеть, как она волнуется, колышется. Считается, что богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий. Центральным событием праздника было церковное освящение воды, которое могло происходить как в церкви, так и на реке или у колодца. Освящённую воду бережно приносили в дом. Все ею умывались, на ней готовили, использовали как лечебное средство при болезнях телесных и душевных.
Принесенной в дом богоявленской водой хозяева окропляли дом, людей, двор, скот, ульи, огороды, лили её в колодец, добавляли в корм скоту, в бочки с вином. Говорили, что «в богоявленскую ночь, перед утренней, небо открывается, о чём открытому небу помолишься, то сбудется. Но, яко бы, не всем дано видеть это, а только - самым благочестивым людям. Но, если помолится грешник святому небу в это время, то сбудутся и его желания». Есть поверье, что, если поставить под образами чашу с водою, да «с верою» посмотреть на неё, - то вода, сама собою, всколыхнётся в крещенский полдень, что означает: «осеняет и освящает её крещающийся Сын Божий».

Главное событие этого дня - водосвятие, для чего в одном из водоёмов делается прорубь - Иордань. После торжественного крестного хода совершается молебствие. После молебна в проруби купаются: больные - излечиться от болезни, а здоровые - очиститься от греха. В основе зимнего купания русских лежит древний языческий обычай ритуального очищения водой. Верили, что сама прорубь и место вокруг неё обладают чудесной силой. На Русском Севере колядовщики купались в проруби, чтобы вернуть «тому свету» душу предка, которому «одалживали» на время Святок свое тело.
Среди крестьян было распространено поверье, что на Водокрещи, как на Пасху, Ивана Купалу и Рождество, играет солнце. Считалось, что в эту ночь «отверзаются небесные врата; пресветлый рай, в котором обитает солнце, открывает свои сокровища; воды в реках и источниках приходят в движение; на деревьях являются цветы и зреют золотые яблоки». Ночь под Крещение считается наиболее благоприятным временем молитвы к Богу о самом сокровенном.
После окончания голодной кутьи сено, что лежало в течение двух калядных недель, убиралось со стола и относилось скоту, чтобы улучшить и ускорить молоко у коров, а заодно уберечь от ведьминых проказ. В Воронежской области на Крещенье давали скотине «немолоченный» сноп, чтобы скотина «разговелась». В Полесье на Крещенье рисовали кресты и коней на дверях. Когда рисовали коней - приговаривали: «Прыехали на коних, на коних и уедзеце», для того «шоб граза ня била ў хату». Крест - «то Коляда уезжает». Местами исписывали мелом стены, двери и печь разными фигурами деревьев, птиц, зверей, всадников.
Чтобы предостеречь свой дом от пожара, селяне на Крещенской неделе читали: «Шли святые за мной, несли чашу с водой. Если пожару быть, святые станут пожар тушить. Не гори раз, не гори два, не гори три. Ни сегодня, ни завтра, никогда не гори. Святые стоят, мой дом охраняют. Аминь». В Курской губернии под Рождество и под Крещенье жгли навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались.
С праздником связано понятие «крещенские морозы» - они всегда отличались особой силой, зато после этого дня погода начинала меняться. Люди говорили о морозах: «Трещи не трещи, а минули водокрещи». В то же время сильный мороз предвещал хороший урожай зерновых. «Силен мороз на Водокрещи - на хлеба не ропщи», - подмечали крестьяне. Впрочем, хороший урожай предвещали и туман, и снег хлопьями.
Поговорки и приметы:
- Погода этого дня указывает на погоду декабря. - Если 19 января стоит солнечная морозная погода, то лето будет жарким и урожайным. - Если Крещенские морозы возьмут верх над Рождественскими и Сретенскими, то наступивший год будет урожайным. - Метель на Крещение - к хорошему роению пчел. - Если в этот день будет метель, то метель будет и на Масленицу. - В крещенскую ночь открываются небеса к просьбам людей. Если о чем-то помолиться, то просьба обязательно сбудется. - Тот, кто примет крещение в день Святого Богоявления, проживет долгую и счастливую жизнь. - Пара, которая сыграет свадьбу на Крещение, проживет долгую и счастливую совместную жизнь. - Если молодая девушка выйдет на улицу в крещенское утро и встретит молодого парня, то она в этом году выйдет замуж. Если первым встречным будет пожилой мужчина, то она весь год будет одинокой. - Родившимся 19 января всё покровительствует. Носить им следует нефрит.
Катило благовест в Крещенье
 Раскатным звоном в синь небес, 
И гулким басом меди "пенье" 
Волной прилива шло окрест.
Гадать шли девки за ворота, 
Где первый встречный - был им знак 
О том, что знать им так охота: 
Каких им год готовил благ?
С надеждой взоры обращали 
Они к судьбы своей "гонцу" 
Идёт старик, так жди печали, 
Коль молодой - идти к венцу!
Прошли крещенские морозы: 
"Трещи, ты там иль не трещи, 
А холодов не те уж дозы 
Отходят уж Водокрещи!"
Примечание:

Две ночи на Святках официально посвящались гаданиям: первая — на Васильев день (на встречу Старого Нового года с 13 на 14 января), вторая — на Крещение (в ночь с 18 на 19 января). Гадания были самыми разными — и по форме, и по содержанию. Однако при всем многообразии форм суть гаданий сводилась к желанию узнать ответы на основные вопросы, всегда волновавшие людей. На Крещение гадали о замужестве и жизни в замужестве, о жизни и смерти как таковых, об урожае и недороде, голоде и изобилии, войне и спокойной жизни.
См. 46 ТВ:
Примечание:
В Черногории, Болгарии, Греции, как и у нас, в этот день распространено ритуальное купание в водоемах, но выглядит оно по-другому. Во-первых, окунаются в воду здесь не ночью, а днем. Во-вторых, с весьма конкретной целью - поймать крест, который священнослужители опускают в воду. За крестом, как правило, одновременно ныряет несколько десятков человек, так что это больше напоминает спортивные соревнования. Победитель получает какой-нибудь ценный приз, не говоря уже о том, что весь год с ним пребывает удача и Божье благословение.
Есть и другая традиция: люди собираются по колено в реке, поют и водят хороводы (так делают, в частности, в Болгарии). Считается, что тот, кто измочит ноги на Крещение, будет здоров целый год. К слову, Крещение в этих странах отмечают 6 января, вместе с праздником Богоявления. 
В Израиле на Крещение к Иордану собирается столько верующих, что власти, опасаясь давки на берегах водоема, ограждают его забором. Но предлагают альтернативу: устанавливают купели, в которые закачивают воду из священной реки. Каждый год накануне праздника проводят экспертизу, которая до сих пор показывала, что вода, несмотря на то, что мутная, не нарушает экологических норм. Во время церемонии обычно выпускают голубей, которые символизируют сошествие Святого Духа.

Место, где по Писанию крестился Иисус, находится неподалеку города Иерихона, в Эль-Каср Йеуде. Поскольку здесь еще не так давно велись бои, многие участки до сих пор заминированы. Поэтому территория, на которую круглый год совершается паломничество, всегда оцеплена войсками. Правительство туристическое движение поддерживает, мол, каждый из побывавших у Иордана становится его послом в мире. Предприимчивые израильтяне продают спецодежды — ризы для погружения с головой. 

В Эфиопии, поскольку в пустынных странах не всегда есть рядом открытый источник, воду для кропильницы святят в бассейне. И желающих быть окропленным столько, что приходится возводить вокруг резервуара ограду — через нее верующие протягивают пустые бутылки, взамен которых им дадут наполненные святой водой. Людей же поливают из обычного шланга!» Ведь как иначе сделать так, чтобы на каждого в толпе попала хотя бы капелька? Чтобы удостоиться такой чести, люди обращают на себя внимание батюшки, стуча по лбу и протягивая руки вверх. В Эфиопии Крещение называется Тимкат. Процессию в честь него возглавляет священник, несущий на голове табот — деревянную или каменную плиту, олицетворяющую скрижали с десятью заповедями.

Крещенские традиции донских казаков

Заканчивались Святки, самое веселое время после Рождества Христова, связанные со многими красивыми и интересными обычаями, обрядами, приметами, зимними играми и развлечениями. В казачьем быту Святки считались самым большим, шумным и весёлым праздником. Красочно и весело праздновались святочные дни донскими казаками. В эти дни на все праздники ходили в церковь и по гостям, да каталась с горки на санках и вокруг станицы — на санях. Особенно в эти дни веселились дети. Выходя с утра на улицу, выносили лыжи и сани, затаскивали их на гору, садились целой гурьбой и с громкими криками и свистом катились вниз с горы, заражая своим весельем взрослых, и, конечно же, к вечеру место в санях занимали взрослые. В молодежных катаниях особое внимание уделялось «засватанным» парам, ведь после Крещения начинался "мясоед" – время свадеб. Для детей на Дону на льду устраивали каталки, для чего в лед вбивали кол и на него ставили колесо от телеги, к которому на оглобли привязывали санки. Несколько человек крутили палку с колесом, и санки вихрем носились по льду. Одним из любимых развлечений на льду было и катание на коньках. К празднествам готовились задолго: принято было не только обилие на столах, но и непременная обнова для каждого члена семьи – от мала до велика. Под новые шали казачки непременно шили себе и наряды, мужчины стремились ежели не сапоги купить, так уж рубаху обязательно, а молодые казаки старались щегольнуть поясом, кинжалом или каракулевой папахой. Молодежь скрашивала унылую станичную зиму, собираясь на посиделки, гадания, устраивая самые различные игры и забавы. По традиции, накануне большого зимнего праздника жители городов, сел, станиц выполняли целый ряд действ, которые призваны, были способствовать здоровью, благополучию, будущему урожаю. Например, все дары, что собрали колядовщики, полагалось съесть, а остатки зарыть в неродное (неурожайное) поле — «покормить», чтобы на следующий год был хороший урожай. В предшествующие Крещению дни соблюдали запреты на определенные виды работ: можно было работать только днем, но не вечером, и днем можно не всякое дело: нельзя сверлить, чтобы овцы не кружились, нельзя прясть, сор выносить… (сор выносят на Новый год, зажигают его и обкуривают сады).

С древних времен на Святках переплелись языческие обычаи с христианскими обрядами. В языческие времена гадания было одним из обязательных обрядов служения богине фортуны и счастья Гад, после принятия христианства, оно стало преследоваться как колдовство. Не смотря на преследования, обряд гадания все-таки остался в народе и существовал как народная забава. Святыми вечерами или даже ночами, а особенно в сочельник, накануне Крещения, гадали: по искусственным и естественным знакам пытались предсказать свою судьбу, угадать, открыть тайну. Опишем 2 таких способа: 1) Вечером перед Крещением напишите на листочках 12 своих желаний и положите их перед сном под подушку. Проснувшись утром, достаньте наугад три листочка, те желания, которые будут указаны на этих листочках и должны исполниться. 2) Рассыпьте на стол пригоршню каких-либо мелких предметов, например, орешки, семечки и т.п. Загадайте желание и пересчитайте количество предметов. Если их число четное — желание сбудется, соответственно, число предметов нечетное — желание не сбудется. Девушкам надобно узнать о суженом-ряженом. И конечно, если красную ленту и гребень положить под подушку и спросить: "Кто придет меня причесать?" - то Он обязательно покажется во сне. И уж по тому, как Он будет волосы причесывать: драть ли? ласково ли плести? аль за косу вздумает таскать?" Незамужние девушки и женщины часто гадают с помощью кошки. Нужно загадать желание и позвать свою кошку. А дальше следить за тем, какой лапкой кошка сначала переступит порог. Если левой лапой, желание сбудется. Сколько женихов - столько и яблок. На каждом из яблок нужно нацарапать инициалы своего жениха, все яблоки сложить в миску, перемешать их. Потом с закрытыми глазами брать из миски по яблоку и откусывать от каждого по кусочку. Инициалы на самом сладком яблоке принадлежат вашему будущему мужу. В каждой местности свои правила и тексты. На Дону гадания были самые разнообразные. Например, брали матерчатый мешочек, наталкивали туда шерсть самого разнообразного цвета – и черную, и белую, и рыжую, и пегую. В полночь девушки по очереди доставали по клочку шерсти: если достанется черная – жених будет чернявый, белая – блондин, и т.д. Выйдя ночью за двор с ленточкой, девушка привязывала ее к любому колу забора и уходила спать, загадав сон. А на утро выходила за двор и смотрела, на какой колышек повязана ленточка, если кол в коре – то муж будет богатый, а если голый – бедняк. Крещенский сочельник – последний, главный и самый важный день святочных гаданий. Считается, что в эти дни активизируются духи. Существовало поверье, всю Рождественскую неделю нечистая сила выходит из своих убежищ. Черти и ведьмы в тоске скитаются по земле, рыскают по улицам, пугают прохожих. Сколько историй о встречах с чертями и ведьмами можно услышать в донских станицах! Да таких, что невольно где-то в уголке души веришь в их правдивость. Оттого наряду с христианским обычаем – ходить под Рождество (со звездой) славить Христа – осталась и языческая традиция рядиться в шкуры животных, маски и костюмы колдунов и ведьм. Ходят ряженые вокруг станицы, горящие головни носят. Медвежьей лапой во всякое окошко стучат. Мужчины и женщины, стар и млад, представали в мерзком обличье, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу. Считалось, что эти маски оскверняют людей. Поэтому те, кто рядился на Рождественские вечера, должны были очистится купанием в реке в день Крещения Иисуса Христа. Чтобы оградить дома и дворы от нечистой силы на Дону существовал обычай – в Крещенский вечер рисовать над дверями, окнами и даже на беленых стенах кресты мелом, углем или копотью свечи. Действо это обычно выполнял глава семьи – отец, его сопровождал кто-нибудь из членов семьи. Все были без шапок, с хлебом-солью в руках. Также окуривали дымом ладана и окропляли святой водой все места в доме и на подворье, которые считались в народе «пограничными» – отделяющими «свое» пространство от «чужого»: калитки, ворота, косяки дверей и окон.

В казачьих семьях ко всем праздникам тщательно готовились: накануне Крещения убирали и мыли курени и хаты, стирали и крахмалили занавески, полотенца и скатерти. В Крещенский сочельник, как и в Рождественский, у казаков принято поздравлять своих крестных родителей подарками, пирогами, кутьей, варениками, получая от них взаимные подарки и угощение. Традиции казаков тесно связаны с христианской религией. Заканчивались Святки 19 января большим православным праздником, Богоявлением. В народе этот день называют Крещением Господним, потому как Христос крестился в водах Иордана, во время чего на него сошел Дух Святой в виде белого голубя. В память тому, что Спаситель своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает два великих водосвятия: первое накануне праздника в храме, второе совершали в самый праздник под открытым небом, на прудах и реках (оставляли вечером у колодцев, родников и источников сосуды с водой В некоторых селах были умельцы, которые делали из ледяных блоков или снега царские врата, престол, скульптуры или портреты Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. Раскрашивали их растительными и минеральными красками (обычно свекольным соком, желтой глиной, «синькой»), врата и престол обклеивали цветной бумагой. В больших поселениях, где была церковь, сооружали на реке прорубь "иордань", в которой водосвятие производил священник, и иногда ее всю ночь охраняли мужчины, чтобы не допустить козней нечистой силы. На Дону во льду прорубали крест (вырубали большие крестообразные проруби и ставили крест), в центре которого делали отверстие, куда забивали чоп. Когда священник завершал молебен, чоп вынимали, и под давлением собравшихся людей, вода била фонтаном. Ею умывались и наполняли емкости, такая вода, считается «святой» и потому целебной, имеет особую благодатную силу. Троекратное погружение в воду во время таинства Крещения означает смерть, а исхождение из воды – воскресение. Считалось, что тот, кто искупается в проруби, в ледяной воде на праздник, будет весь год здоровым. Многие казаки в Крещение приезжают в древнюю столицу казачества – Старочеркасск, где находится мужской монастырь, и купаются в проруби в реке после литургии. Считается, что омовение холодной водой в этот день «смывает грехи». А вода, освящаемая в церкви накануне праздника Богоявления, исцеляет и от сглаза, и от всех других недугов. Пройдитесь по станице – и вы не найдете ни одного дома, где бы не было освященной воды, которая может стоять годами и не портиться в закрытом сосуде, только бы никто нечистый к ней не прикасался. Само шествие для освящения воды в водоемах называлось «крестным ходом на Иорданъ». Сначала селяне отправлялись на церковную службу, после чего уже совершался ход к «иордани» с иконами и хоругвями (казаки выходили еще и с развернутыми знаменами). Под пение хора священник освящал воду, в это время мужчины стреляли вверх из ружей, а мальчики выпускали голубей. Вслед за этим начинался ритуал омовений: в «иордань» погружали на простынях больных, купались раскаявшиеся грешники (в том числе и те, кто «рядился» на святки, т.е. участвовал в представлениях ряженых), омовения совершали по обету и пр. Также как и в Рождественский сочельник в этот день постились, не ели до первой звезды. После появления на небе первой звездочки, ели только лишь кутью, потому-то она и получила название «голодная». Голодная кутья - это постная кутья, без масла, молока, но можно добавить любые сухофрукты. После «хождения на иордань» «разговлялись» – устраивали семейные трапезы обязательным блюдом которых была кутья. Готовилась она из риса, меда и изюма. Ели сочиво, т.е. постную кашу, овощные блины, медовые оладьи, пекли сочни с ягодами.

Считалось, что под Крещение снег приобретает особые свойства, поэтому его старались собирать и использовать в разных целях. Женщины знали, что только крещенский снег способен выбелить любую холстину. Верили также, что снег, собранный в крещенский сочельник, может исцелять недуги, а если вымыться в бане водой, натопленной из такого снега, можно надолго сохранить красоту. В давние времена зародился и обычай, доживший до наших дней, — ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Принеся воду домой, ее сохраняли: говорили, что она может стоять в закрытом сосуде, не портясь, и имеет столь же чудесные свойства, что и крещенский снег. Как правило, на Крещение всегда были сильные морозы, так называемые «Крещенские морозы». Существуют приметы на погоду и будущий урожай: если утром идет снег — хлеб уродится хороший; на Голодную кутью был снег— будет гречка. Если на Крещение метель и снег, снег или поземка - то год будет урожайным; такую же погоду следует ожидать на Масленицу; дуют южные ветра, значит, летом будет с дождями и грозами (если сильные южные ветры — будет лето грозовое). Если в Крещенскую ночь небо чистое — будет много гороха, а если звезды очень блестят, хлеб будет хороший, снегопад — что вызреет гречка, а метель — что будут хорошо роиться пчелы. Также говорили: «Звезды ярки породят белые ярки», — что означало, что овцы принесут большой приплод.
См. видео: КРЕЩЕНИЕ 2009, КАЗАКИ, СТАРОЧЕРКАССК.


Комментариев нет:

Отправить комментарий