18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия
Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.
До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение
Сына Божия в один день — 6 января и назывался этот праздник Феофанией —
Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах
Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по
Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было
положено начало новому церковному явлению — святкам, заканчивающимся
навечерием, или сочельником праздника Крещения.
Слово навечерие означает преддверие церковного торжества,
а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день
варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво.
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события
в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция
варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла
в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая
возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею
Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством
понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому
его совесть.
Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и
благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не
вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской
воды.
В сочельник, после литургии в храмах совершается великое
освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности
обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не
только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным
освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта
называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского
устава, с 11–12 века водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский
сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня
проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не
отличается.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день
крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь
год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком
просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов
прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».
При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет
дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума
моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего,
в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему
молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или
нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.
Особенным свойством святой воды является то, что,
добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает
благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно
разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная
святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе
благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится
многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним
иконостасом.
СЛОВО В СОЧЕЛЬНИК ПЕРЕД КРЕЩЕНИЕМ ГОСПОДНИМ
Великое освящение воды Уже давно святая Церковь призывает
верующих чад своих «идти к водам», почерпать «из источников спасения» (Ис. 55,
1; 12, 3). Чтобы приготовить людей к великому таинству, каким называется
освящение воды в праздник Богоявления, святая Церковь уже с начала
января оглашает чад своих, «питомцев благочестия», дивными песнями и словами
пророческими. Она хочет умилить души их зрелищем, которому с трепетом дивятся
и ангельские силы: как Держащий «превыспреннюю на воздусе воду... приемлется
струями речными», как Одевающий небо облаками одевается водами Иордана, как
обнажается Сам Творец человека, чтобы прикрыть наготу Адама, облечь его в
новую светлую одежду духовного возрождения, согреть этою одеждою охладевшую от
зимы страстей душу человека падшего.
Святая Церковь хочет тронуть души наши указанием на то,
как «море увидело и побежало, Иордан возвратился вспять» от лица
Бога, вступившего в воды, как вострепетали горы и холмы, моря, озера,
источники, видя Творца всякой твари, уничижившегося до образа раба, - как же
должны были бы сотрястись сердца людей при виде чудного зрелища: ибо ведь не
Ангелов и не бездушную природу пришел спасти Христос, а род человеческий!
Святая Церковь, желая, чтобы мы с большим разумением отнеслись к таинству
спасительного возрождения от воды и Духа, изъясняет разными образами самое
чудо возрождения, вспоминая, как, по слову Исайи, пустыня, земля сухая,
необитаемая, заросшая терновником и колючим кустарником, обращается в цветущий
сад от благодатного дождя, ее орошающего, _ это образ того, как неплодное для
добра естество человеческое, орошаемое токами благодати Христовой, может
сделаться плодоносным, как купель крещения делается «многочадною Божественным
Духом». И сколько еще мыслей самых высоких, трогательных, прекрасных содержат в
изобилии песни церковные предпразднственные!
Но для большинства это приготовление к таинству
Богоявления проходит бесследно: они и не слышат этих песней, не знают о них, не
хотят понять. Вместо того, чтобы идти ко Христу, зовущему: Жаждущие! идите
все к водам (Ис. 55, 1), они блуждают вдали от Христа, угасив духовную
жажду заботами житейскими, а еще более развлечениями суетными. Даже если бы
они зашли в церковь, мысли их бегут во все стороны и они не могут сосредоточить
их на песнях церковных, особенно привлечь к ним блуждающее сердце. И вот
теперь, когда, наконец, святая Церковь уже прямо призывает «почерпать воды из
источников спасения», они или не идут, или посылают за себя других на краткое
время. Да и если придут, для них, не приготовившихся почерпать воды «из
источников спасения», в том, что видят они здесь в церкви в спасительный день
Господень, нет никакого таинства: они с рассеянным шумом черпают как бы
обыкновенную воду и затем ставят ее куда-либо в угол, чтобы забыть на целый
год. Правда, они в иные трудные времена жизни, может быть, и вспомнят, что
почерпнутая вода есть вода спасения, но только для уврачевания болезней
телесных, тогда как Господь подает дар святости этой воде ради главным образом
освящения душ, для очищения их от скверн страстей, для отгнания всяких
сопротивных сил. Ведь если бы Господь подавал воду эту для исцеления
телесных главным образом болезней и если бы исцеление от болезней телесных было
главным и нужнейшим для нас благодеянием от Бога, то что препятствовало Ему
создать нас безболезненными? Ведь просим мы Его больше всего об избавлении от
телесных болезней, забывая, что Он Сам иногда посылает болезни телесные, чтобы
чрез них удобнее уврачевалась наша душа. А о том, что вода почерпается в нынешний
день для освящения душ, забывают люди, да и не ценят этого действия воды, не
верят почти в него: как, думают они, от омовения тела водою может очиститься душа?
Они готовы тогда только признать чудесное действие воды, если заметят
какое-нибудь ощутительное движение в ней при освящении (почему ждут, когда
всколыхнется она) или если вода освященная подействует как-либо осязательно и
ощутительно на душу. Но напрасны эти ожидания. Неужели важно, чтобы
всколыхнулась только вода от сошедшего на нее Святого Духа? Неужели не более
важно, чтобы всколыхнулась и душа от этого снисшествия и неужели не могут
произойти в душе чудные изменения?
Воду Господь освящает, чтобы мы, одетые плотию, чрез
видимое омовение тела водою тем удобнее подготовляли душу к омовению ее Духом
Святым. Освящение это должно проникнуть глубоко внутрь, в тайники нашего
сердца. Тело само только одежда души и нуждается в еще более внешнем покрове
разных одежд, то более тонких и легких, то более плотных и толстых. И,
конечно, если окропление воды коснется только внешних покровов, одежды или
самого тела, то пользы от того не будет: вода останется водою для такого
человека. Даже и одних святых мыслей и желаний, возбуждаемых песнями, молитвами
и священнодействиями благолепными при освящении воды, мало: и они - только
покров и одеяние души.
Освящение должно дойти до самого сердца. Только когда
самое сердце начнет омываться потоками умиления от слышания песней праздничных,
когда оно будет окропляться и «помазываться» словесами Божественными, сопровождающими
освящение воды, пить сладчайшее питие Христовой любви, когда и из самой себя
душа будет изводить «реки воды живой», токи смиренных покаянных мыслей и
чувств, благодатного умиления, утешения и любви к окружающим людям, - тогда,
значит, вода Богоявления не осталась простою водою, но освящающее действие ее
проникло глубоко внутрь души, до сокровенных недр сердца, и вода сделалась
«источником воды, текущей в жизнь вечную».
Что же нам делать, чтобы почерпнуть воды «из источников
спасения», причаститься Христова дара святости, который подает Господь в
нынешний славный день Богоявления? Нужно уподобиться путнику, который, зная,
что уже очень близко дом, куда он направляется, где он должен встретиться с
почитаемыми им и любимыми людьми, напрягает все силы, чтобы, хотя на ходу,
привести себя в порядок и представиться в доме в благообразном виде. Так и мы,
долго ходя по разным распутиям удовольствий суетных, в дни
святок обычно бывающих, от Христа так часто совсем удаляющих, должны употребить
все усилия, чтобы собрать рассеянные мысли и чувства и привести в порядок, дабы
явиться Христу в виде, который не оскорбил бы Его. Чем дальше от Него блуждало
сердце в дни святок и накопляло во время этих блужданий сор суеты, теряло
теплоту любви ко Христу, тем большее усилие нужно употребить, чтобы очистить
весь сор, в душе накопившийся, согреть свою холодную для Христа душу, дабы
можно было Ему обитать и оставаться в ней. Чем больше накопилось в душе дел,
смутивших совесть, тем глубже нужно хотя бы воздыхать, хотя бы чрез то сбросить
часть лежащего на душе бремени страстей и легче подойти ко Христу, к Себе
зовущему: Жаждущие! Идите все к водам. . . для чего вам отвешивать серебро
за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает"? Послушайте
Меня внимательно... и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша
(Ис. 55, 1-3)!
Священномученик Фаддей (Успенский),
архиепископ Тверской
✟
О
КРЕЩЕНСКОЙ ВОДЕ. ✟
Крещенская вода носит название Великая агиасма,
(«агиасма», в переводе с греческого - «святыня». Она подаёт исцеление недугов:
душевных и телесных, гасит пламя страстей, отгоняет недобрые силы. Поэтому
святой водой окропляют жилище и всякую вещь, которую освящают.
Великое водоосвящение совершается дважды - в самый день
праздника и накануне, в Крещенский сочельник. Некоторые ошибочно полагают, что
вода, освященная в эти дни, различается по своим свойствам. Однако и в
сочельник, и в самый день праздника Крещения при освящении воды читаются одни и
те же молитвы.
Святитель Иоанн Златоуст еще в IV веке говорил, что
святая вода в продолжение многих лет остаётся нетленной, бывает свежа, чиста и
приятна, как будто бы она только минуту назад была почерпнута из живого
источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас может увидеть каждый!
Крещенская вода - это одно из благословений и даров,
данных Богом Православной Церкви. Известно, что святые имели великое
благоговение к святой воде и часто пользовались ею. Так, например, преподобный
Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им святой Крещенской
воды. Преподобный Амвросий Оптинский однажды послал смертельно больному
человеку бутылочку со святой водой - и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей,
прошла.
Иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять
продукты Крещенской водой. Когда кто-нибудь сильно болел, он благословлял
принимать по столовой ложке святой воды каждый час. Старец говорил, что
лекарств сильнее, чем святая вода и освященное масло, нет.
Чудеса исцелений происходят и в наши дни. Однако чудесных
действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет её с живой верой в
Бога, кто верит в силу молитвы Церкви, кто имеет искреннее и чистое желание
изменить свою жизнь. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из
любопытства или где не имеют намерения воспользоваться ими для спасения души.
«Род лукавый и прелюбодейный, - говорил Спаситель о своих неверующих
современниках, - ищет знамения; и знамение не дастся ему».
Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая
от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб
(артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови
Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаяние,
смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей
христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасёт, она не действует
автоматически и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан».
Бытует распространенное заблуждение, что купание в
Крещенской проруби очищает нас от грехов. Это не так: купание в проруби - всего
лишь старинный народный обычай.
А от грехов очищает таинство покаяния, совершаемого через
исповедь. Таинство это обязательно для всех православных христиан, тогда как
Крещенское купание совершенно необязательно. Впрочем, имеющие большое желание
могут искупаться.
В праздник Крещения многие берут святую воду домой.
Это правильно: Крещенская вода должна быть в доме каждого
православного христианина.
Хранить её следует в достойном месте, лучше в святом
углу, рядом с иконами.
Святую воду, как и просфору, принято употреблять натощак,
после утреннего молитвенного правила, с благоговением и молитвой. Однако в
ситуациях, требующих особой помощи Божией, при недугах или нападениях злых сил
пить её можно и нужно в любое время.
Самое главное, следует помнить, что, если мы не будем
стараться изменить себя для Бога, употребление святой воды нам не поможет.
Чтобы святая вода принесла пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком
достоинстве наших помыслов и поступков.
Молитва перед принятием Святой воды:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя
вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных
и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и
немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея
Матери и всех святых Твоих. Аминь.
См. видео:
18 января (5 января по старому стилю) в
Народном календаре - «Крещенский сочельник, Голодный вечер»
Другие названия праздника: «Крещенский вечер», «Голодный
вечер», «Водяная коляда», «Второй Сочельник». Крещенский сочельник завершает
период рождественских праздников. В этот день проводятся главные приготовления
к Крещению. 18 января - день строгого поста. Последний день колядований,
последние святочные гадания. Под Крещение собирают снег, который, как
считается, обладает особыми целебными свойствами и сохраняет свежей воду в
колодцах в течение года.
Обрядовая трапеза в Крещенский сочельник проходила по
обычаям «колядных» (праздничных святочных) ужинов. Готовили нечётное количество
постных блюд. Восточные славяне обязательно варили кутью, блюда из гороха или
бобов, узвар из сухофруктов, пекли блины и хлебные изделия. За ужином
повторялись некоторые рождественские обычаи: приглашали «мороз» («волка»,
«птиц», «зверей» и других персонажей) к ужину; подбрасывали к потолку первую
ложку кутьи; зажигали свечу «для мёртвых»; откладывали с каждого блюда часть
для душ предков.
Чтобы увидеть Крещение Господне ставили чашу с водой и
смотрели, колыхнется ли вода в полночь. Если в полночь вода колыхнулась, то
бежали смотреть «развёрстые небеса». При этом говорили: «Увидишь сполохи -
проси хоть царствия небесного. Всё исполнится». В полночь ходили на реку,
родник, колодец набрать воды, которой приписывали целебные свойства и которую
тщательно оберегали. Во чисто поле снег копать ходили хоть ветхие деды, хоть
молодицы. Умывались снеговой водою поутру в день Крещения красные девушки, -
чтобы «без белила белыми быть, без румяна - румяными».
Снег этого сочельника считался целебным, про него
говорили: «подмешивай в корм - не зябок скот станет; сыпли курам - будут
яйценоски. Снеговая же баня красоты прибавляет, хворь из тела гонит. Хорош он и
для беления холстов». Этим снегом лечили недуги - онемение в ногах,
головокружения, судороги. Крещенской водой окропляли ульи во время собирания
роев. Собранный за околицей (за селом), в поле - сыпали в колодец. Это делалось
для того, чтобы вода была в колодце всегда в изобилии и никогда не загнивала
бы.
Выставляли на ночь в чашках разные вида зерна, а утром
осматривали - на которое зерно выпал иней: «тому и родиться в этом году».
Праздничный ужин в крещенский сочельник назывался «голодной кутьёй».
Обязательным блюдом этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Молодёжь в
крещенскую ночь проводила последнюю святочную вечёрку с песнями, гаданиями и
другими развлечениями.
Из соломы, лежавшей в сочельник во время ужина под
скатертью, делали перевясла и обвязывали фруктовые деревья, чтобы лучше плодоносили.
В Полесье на Водяную коляду хозяин шел вечером босыми ногами в сад и
перевязывал деревья, чтобы «не боялись мороза», приговаривая: «Я босой пришёл
не боясь мороза и ты не бойся».
Святки подходили к концу, и с ними страшные вечера, когда
нечисть кудесит. Чтобы избавиться от нечисти, в богоявленскую ночь накануне
Крещения толпа молодых парней верхом на лошадях носилась по всем дворам, била
мётлами и кнутами по всем тёмным углам и закоулкам с заклинаниями, криком и
визгом. Вдобавок к этому на дверных косяках, на притолоке, на дверях хлевов,
амбаров, мельниц рисовала мелом или углём кресты. Особенно был опасен в
крещенскую ночь оборотень «Огненный змей», являющийся девушкам в виде
прекрасного юноши.
Поговорки и приметы:
- Погода этого дня указывает на погоду ноября. - Если в
ночь на Крещение на деревьях много инея - год будет урожайным. - Если в
Крещенскую ночь небо чистое - будет много гороха. - Если звезд не видно - грибы
не родятся. - Если утром идет снег - хлеб хороший уродится. - Утром идет снег -
уродится ранняя гречиха, в полдень - средняя, а вечером - поздняя. - Если в
этот день будет метель, метель будет и на Масленицу. - Если 18 января метель,
снег или поземка - быть урожаю. - Мало снега на ветвях деревьев - летом ни
грибов, ни ягод не будет. - Собаки много лают - будет много дичи и зверя.
18 января празднуют именины: Аполлинария, Григорий,
Евгения, Иосиф, Лукьян, Матвей, Полина, Роман, Семен, Сергей, Татьяна
Комментариев нет:
Отправить комментарий