6-7февраля (24- 25 ян. по ст. стилю) Празднование в честь иконы «Утоли моя печали» и преп. Ксении.


† 7 февраля (25 января по старому стилю) Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой (принесена в Москву в 1640 году) †


На этой иконе Божия Матерь изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у Которого в руках развернут свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Левую руку Богоматерь приложила к Своей голове, несколько склоненной набок, будто она прислушивается к молитвам всех обращающихся к Ней в печалех и скорбях.


Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали» была принесена в Москву казаками в 1640 году и помещена в храме Святителя Николая на Пупышах в Замоскворечье. Вследствие неоднократных перестроек храма, икона оказалась на колокольне.


Почитание иконы как чудотворной началось после исцеления от нее расслабленной женщины. Больная, жившая далеко от Москвы, долгие годы страдала тяжким недугом: у нее болели все члены тела, особенно ноги, так что она не могла ходить. Доведенная болезнью до полного изнеможения, она уже не надеялась поправиться. Различные медицинские средства уже не приносили ей желанного исцеления.
Однажды, когда больная была в забытьи, она увидела икону Божией Матери и услышала от нее голос: «Вели везти себя в Москву. Там в Пупышеве, в церкви святителя Николая, есть образ «Утоли моя печали»; молись перед ним и получишь исцеление».


В Москве больная осмотрела все иконы в храме во имя святителя Николая Чудотворца, но не нашла той, которая явилась ей в видении. Тогда священник попросил принести с колокольни находившиеся там ветхие иконы. Когда внесли икону «Утоли моя печали», больная вдруг вскрикнула: «Она! Она!» - и перекрестилась. После молебна она приложилась к иконе и встала с одра совершенно здоровой.
Это чудо совершилось 25 января (7 февраля по новому стилю) 1760 года. С того дня совершается празднество в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». К тому времени относится и составление службы с акафистом, впервые напечатанной в 1862 году.


С иконы сделали список, который поставили в приделе Никольского храма в Пупышах. В этом храме хранились письменные свидетельства о многочисленных чудотворениях, по молитвам Божией Матери от Ее чудотворного образа. Особенно много чудес произошло во время чумы 1771 года. Позднее эти свидетельства были уничтожены огнем во время пожара.


Со временем были написаны еще несколько списков с иконы «Утоли моя печали». В Москве прославились чудотворениями одноименные иконы в четырех храмах: во имя святого Иоанна Крестителя, что на Покровке; во имя святых апостолов Петра и Павла на Ново-Басманной; во имя святителя Тихона Амафунского у Арбатских ворот; во имя преподобного Сергия, «что на Рогожской». В 1765 году один чудотворный список с иконы был перенесен из Москвы в Петербург купцом Роговиковым. Он находился в храме Вознесения Господня.
Ныне чудотворная икона «Утоли моя печали» находится в храме во имя святителя Николая, «что в Кузнецах» (Николо-Кузнецкий).
В Саратове, в историческом центре города (ул. Волжская, 36), находится замечательный по своей архитектуре храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».


История этой церкви началась в 1903 году, когда саратовский архитектор Петр Митрофанович Зыбин сделал проект церкви-часовни, расположенной при архиерейском доме саратовских владык. Вскоре началось ее строительство и закончилось в 1906 году.
Престол архиерейского храма-часовни был один и первоначально освящен в честь афонской иконы Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение». Однако в народной памяти закрепилось несколько иное название церкви - «Утоли моя печали».


До октябрьской революции 1917 года богослужения в часовне совершались ежедневно монашеской братией из архиерейского дома. В годы Советской власти здание, к счастью, сохранилось почти в первозданном виде. В 1960-х годах по распоряжению первого секретаря Саратовского обкома кресты с церкви-часовни были сняты, и в течение долгого времени в храме располагался планетарий. Однако, при реставрации еще в советские годы, кресты на куполах храмы были восстановлены.


В 1993 году церковь была заново освящена в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В настоящее время храм имеет статус Архиерейского Подворья, в нем несут богослужебное и клиросное послушание преподаватели и студенты Саратовской Православной Духовной Семинарии.

† 6 февраля (24 января по старому стилю) - День памяти святой Преподобной Ксении Римляныни, (Ев­се­вии) Миласской, почитаемую православной церковью в лике преподобных (V) †


Также в этот день празднуется святитель Григорий Богослов

Святой Григорий Богослов - небесный покровитель ученых и миссионеров. Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, получил такое наименование за глубочайшие познания и боговдохновенные толкования Священного писания.


Святой родился в IV веке в Арианзе, близ города Назианза в южной Каппадокии, Малая Азия. Мать его, святая Нонна происходила из знатной и благочестивой христианской семьи и доводилась двоюродной сестрой святителю Амфилохию, епископу Иконийскому.


Святая Нонна вышла замуж за Григория Арианского, богатого землевладельца, который под влиянием жены оставил свои заблуждения, до женитьбы он принадлежал к одной из иудейских сект, принял святое Крещение и стал ревностным христианином. Впоследствии святой Григорий Арианский был посвящен в сан пресвитера, а затем - епископа Назианского и всецело посвятил себя служению Церкви Христовой.


По молитвам благочестивых Григория и Нонны у них родился сын Григорий, который еще до рождения был обещан матерью на служение Богу. Родители дали святому Григорию, а также и его младшему брату Кесарию блестящее образование.


После домашних занятий с дядей, епископом Иконийским, опытным преподавателем риторики, святой Григорий прошел курс учения в школах Назианза, Кесарии Каппадокийской и Александрии. Юноша обладал выдающимися способностями, а вместе с тем горячим благочестием. Узнав от матери, что он посвящен Богу, святой Григорий принял обет сохранить себя в целомудрии.


Для завершения своего образования святой Григорий отправился в Афины. Здесь он встретил святого Василия Великого, с которым его соединила нерасторжимая дружба. Шесть лет провел святой Григорий в Афинах, изучая литературу, философию, математику, музыку, геометрию, астрономию. По окончании учения, по просьбе афинян святой Григорий остался в Афинах на короткое время преподавателем красноречия, а потом возвратился к родителям в Назианз, где, будучи 30 лет от роду, принял святое Крещение от своего отца, ставшего епископом.


В 374 году преставились родители святителя Григория. Святой Григорий удалился в Селевкию Исаврийскую, где служил при церкви святой великомученицы Феклы. Здесь он принял попечение о больницах и убежищах для престарелых. Много трудов положил святитель Григорий, добывая средства для обеспечения больниц и богаделен и организуя в них порядок. После смерти святителя Василия Великого святой Григорий, исполняя просьбу своего друга, отправился в Константинополь для борьбы с ересью Македония, отрицавшего Божество Святого Духа.


При поддержке Александрийского Патриарха Петра и Константинопольского императора Феодосия святитель Григорий Богослов был поставлен Патриархом Константинопольским и утвержден в этом сане II Вселенским Собором в 381 году.


Однако возведение святителя Григория на Константинопольскую кафедру вызвало неудовольствие со стороны Египетских и Македонских епископов. Это вызвало смуту и несогласие в Церкви. Тогда святой Григорий решил удалиться из Константинополя, чтобы утишить бурю церковную. Ни уговоры императора, ни просьбы клириков не сломили воли святителя. Он удалился в родовое имение Арианз и пребывал там в иноческих подвигах.


Святитель Григорий вел строгий подвижнический образ жизни: ходил босыми ногами, имел только одну обветшалую одежду, спал на голой земле или на ложе из древесных ветвей под прикрытием рубища; пищей для него служили хлеб и овощи, питием - вода, в которую он иногда примешивал немного уксуса.


Святитель Григорий Богослов преставился к Господу 7 февраля 389 года, оставив в назидание православным великое боговдохновенное наследие: 243 послания, 507 духовных стихотворений и 45 проповедей. Полное собрание творений святителя Григория Богослова было переведено на русский язык и издано трижды.

Народные традиции дня


  В народном календаре - «Григорьев день, Григорий-весноуказатель»

Григорьев день в народном календаре следовал за Аксиньным. Аксиньин день назвали Ксения Полузимница, так как на него отмечалась середина зимы. А на Григория можно уже было ожидать поворота к весне, поэтому он получил в народе название Григорий Весноуказатель. Крестьяне говаривали: «Аксинья Григория торопит, чтобы весну не упустил, солнышко на крыши посадил».


С точки зрения примет на погоду этот день в народном календаре является одним из самых интересных. Если в большинство других дней приметы позволяли предугадать погоду на месяц, максимум - на сезон вперед, то на Григория можно было заглянуть гораздо дальше в будущее.


По погоде на Григория предсказывали погоду на следующую зиму: погода до полудня говорила, какой будет первая половина следующей зимы. Соответственно, погода во вторую половину дня предсказывала погоду на вторую половину следующей зимы.


В русских деревнях на Григория полагалось вспоминать о сделанных другими добрых делах и самим совершать добрые поступки. Однако о собственных добрых делах рассказывать не следовало: творить добро нужно было от чистого сердца и ради собственной души, а Господь и так видит все добрые дела. Торговцы в этот день носили с собой припасенный заранее заговоренный кусочек сахара. Считалось, что это сулит удачу в коммерции.


7 февраля нежелательно было плеваться, ругаться, стричь волосы и ногти. По поверью, кто в этот день плюнет себе под ноги, у того не будет удачного пути. А вот нечаянно разлитое молоко в этот день сулит долгую радость.


Поговорки и приметы:


- Если выпал снег, то следующая зима придет поздно.
- Сильный снегопад в этот день означает, что осень будет ранней.
- Синица поет - к скорым морозам.
- Цветы, подаренные женщине в Григорьев день, приносят счастье.
- Нужно быть аккуратным со словами. Сказанное в этот день сбывается.
- Родившимся 7 февраля следует носить обсидиан или хризолит.


Пришёл за Ксению Григорий
Весны желанный поворот!
Стал веселее шум подворий
Тепло толпилось у ворот.


Да не тотчас кончались зимы.
О том неслось со всех сторон:
"Морозов жди! То всем вестимо!"
Синиц вещает перезвон.


Снег полетел - и то примета,
Что вспомнят старые умы:
"Пожалуй, значило всё это
Поздненько новой ждать зимы!"


 † 6 февраля (24 января по старому стилю) - День памяти святой Преподобной Ксении Римляныни, (Ев­се­вии) Миласской, почитаемую православной церковью в лике преподобных (V) †

Преподобная Ксения, (в миру Евсевия), была единственной дочерью знатного римского сенатора. С юности она стремилась к Богу. Чтобы избежать предстоящего ей брака, она тайно ушла из родительского дома с двумя преданными ей служанками и отплыла на корабле. Встретившись, по промыслу Божию, с настоятелем обители святого апостола Андрея, которая находилась в городе Милассе, в Кесарии, она упросила его взять ее, вместе со спутницами, в Миласс; изменив свое имя, она назвалась Ксенией.


В Милассе она купила землю, построила храм во имя святого Стефана и основала женский монастырь. Вскоре после этого епископ Миласса, Павел, посвятил Ксению в диаконисы, как вполне достойную этого звания по добродетельной жизни. Святая всем оказывала помощь: для бедных была благотворительницей, для скорбящих - утешительницей, для грешных - наставницей. Имела глубокое смирение, считая себя хуже и грешнее всех. В подвигах своих руководствовалась советами палестинского подвижника преподобного Евфимия.


Высокой жизнью святая Ксения привлекла многие души ко спасению. Кончина святой девы, во время молитвы, была отмечена Господом явлением в небе над монастырем знамения в виде светлого венца с блистающим посреди него крестом, который сопровождал тело святой, вынесенное в город к народу, и сохранялся до самого момента погребения. Множество больных, прикасаясь к мощам святой, получило исцеления.


  Также в этот день память святой блаженной Ксении Петербургской (XIX) †

Святая блаженная Ксения Петербургская (в миру Ксения Григорьевна Петрова) - русская православная святая, Христа ради юродивая. Родилась в первой половине XVIII столетия между 1719 и 1730 годами от благочестивых и благородных родителей. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на 26 году ее жизни.


Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей лишившейся рассудка. Так на нее стали смотреть даже ее родные, особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным.


Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в одежды мужа: надев его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. Потом она совсем перестала откликаться, если её называли Ксенией Григорьевной, но всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.


Ксения не имела какого-либо определенного местожительства. Большею частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого апостола Матфия, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной.


Постепенно к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке. Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» - копейки с изображением всадника - и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как она сама.


Бродя целыми днями по улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина, и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.


В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище стали замечать, что ночью, во время их отсутствия, кто-то натаскивает наверх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич наверху. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что этим неутомимым работником была блаженная Ксения.


За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича, купчихе Крапивиной предсказала кончину прикровенно, говоря: «Зелена крапива, но скоро увянет», а одной бедной девице - замужество.


Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики - все старались ей чем-нибудь услужить, особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо.


Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет, но пришел конец и ее земному странствованию. Около 1803 года она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. После многолетнего народного почитания в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых.


Однажды Ксения Петербургская зашла к своей знакомой Параскеве Антоновой, у которой не было и не могло быть детей, и сказала ей: «Ты сидишь, чулки штопаешь, а не знаешь, что Бог тебе сына послал», велела ей бросить все дела и идти на кладбище. «На кладбище за сыном?», - Параскева, недоумевая, отправилась туда. Возле кладбища проходила мимо молодая беременная женщина. На глазах у Параскевы она попала под лошадь извозчика. Женщина умерла, родив ребёнка прямо на мостовой. Параскева забрала мальчика себе на воспитание.


Радость и Покой Дарила людям Петербургская Молитвенница во время всей своей земной жизни, Радость и Покой Дарит и ныне Она тому, кто с Верою призовет в Молитве одно лишь Ее имя.


Молитва:


О святая всеблаженная мати Ксение! Под покровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и под сенью Всемогущего покоишися. Ныне святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси их ко престолу милосерднаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая, испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстани святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом святого крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли, монашествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Тайн умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


В один из холодных дней февраля,
В холодную зимнюю стужу.
Заметили люди деву одну,
Скорбящую горько по мужу.


Утрата была на столько горька,
Сыграла судьба злую шутку.
Имущество бедным все раздала
Оставив лишь кофту и юбку.


Пройти сквозь предательство слезы и боль,
Шагая босой по дороге.
Не каждая сможет остаться собой,
Стояв на могильном пороге.


Пустые глаза и руки пусты
Душа, хоть жила, тосковала.
Подачки из рук она не брала,
А если брала, отдавала.


Давайте же помнить о людях, о том,
Что счастье подать невозможно.
Его заслужить нужно, кровью, горбом
Его заслужить очень сложно.


Блаженная Ксения - символ добра,
Добра и духовного мира.
Ей не важна любая цена.
Хоть цента, хоть целого пира.


Духовная ценность - её идеал.
Стоя одна в чистом поле.
Она это все сама поняла
Блаженною став Божьей волей!


Народные традиции

  6 февраля (24 января по старому стилю) в Народном календаре - «Аксиньин день, Ксения-полузимница» 



Другие названия праздника: «День Ксении», «Аксинья», «Аксинья Весноуказательница», «Аксиньин день», «Аксинья Полузимница», «Аксинья Полухлебница». В этот день вспоминают Ксению Миласскую - христианскую святую, жившую в V веке, почитаемую православной церковью в лике преподобных.


По погоде этого дня судили, когда наступит весна. Поэтому Аксиньин день стали ещё называть Аксинья Весноуказательница, так как «Какова Аксинья - такова и весна», то есть если на Аксинью хорошая погода, то и весна будет красная. Рачительные хозяева в этот день проверяли, хватит ли запасов зерна до нового урожая. Поэтому праздник также прозвали Аксиньей Полухлебницей.


Из-за различий климата в разных областях существует свой день, который означает половину зимы. В северных регионах таковым является 6 февраля, поэтому в народе этот день называли также Аксиньей Полузимницей. К этому времени должна была быть съедена ровно половина запасов хлеба.


В народе говорили:


- «Полузимница пополам, да не ровно делит зиму - к весне мужику тяжелее»;
- «Ползапаса в закроме: половина старого хлеба съедена, половина срока осталось до нового урожая»;
- «Озимое зерно пролежало половину до восхода».


Для этого дня существовали «экономические» приметы: люди тщательно изучали цены на хлеб. Если зерно на рынке дешевело - значит, ожидался хороший урожай. Также говорили, что если на полухлебницу цена низкая, то до нового хлеба она не поднимется.


Существовали и другие способы гадания. В северных районах каравай взвешивали вечером и следующим утром. Если за ночь вес хлеба убавится, то и цена на него понизится - и наоборот. На юге поступали несколько иначе: ржаной хлеб также оставляли на ночь, а утром смотрели на него. Если хлеба кажется больше, чем было, ждали хорошего урожая летом.


Аксиньин день считался трудным. Поэтому старые люди советовали в этот день не шить, не прясть, не вязать, не перестилать кровать, не стричь волосы и ногти.


В этот день нельзя было:


- ставить брагу и квас, иначе осенью постигнет неурожай;
- завязывать какие бы то ни было узлы, чтобы не накликать похорон;
- перестилать постель, чтобы не заболеть;
- стричь ногти на ногах, иначе не избежать судорог;
- рассказывать кому-либо свой сон.


Сны, приснившиеся 6 февраля означают следующее:


- камни снятся - к тяжести в животе;
- волны - к пересудам и сплетням;
- церковь - к скорой утрате;
- тереть глаза - к разоблачению чьих-то дурных дел;
- носить на руках дитя - к мыслям о родителях;
- ужасаться — к спокойной, ровной жизни;
- делить что-либо - к бедственному положению;
- лягушку увидеть - к перемене погоды.


Поговорки и приметы:


- Какая погода стоит днем, такой она и весной будет.
- Если светит солнце, то весной будет тепло.
- Если облака плывут высоко в воздухе - скоро будет тёплая погода.
- Метель на Весноуказательницу предвещает позднюю весну.
- Родившиеся 6 февраля - хорошие работники. Носить им следует сердолик или гематит.


"Аксинья (шутка есть к помину)
Делила зиму пополам,
Да не равны те половины
К весне тяжеле по делам!"


Дождётся хлеб не дорожая,
Когда на Ксенью не в цене,
До новых зёрен урожая,
Что обмолотят на гумне.


Коли погода на Аксинью
Встречает солнцем и теплом,
Пометив небо густо синью,
Такой и ждать весну к нам в дом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий