Собор вселенских учителей и святителей Васи́лия Великого,
Григо́рия Богослова и Иоа́нна Златоустого; сщмч. Ипполи́та, епископа
Остинского, и с ним мчч. Кенсори́на, Сави́на, мц. Хри́сии девы и прочих 20-ти
мучеников (III); блж. Пелаги́и Дивеевской (Серебренниковой) (1884).
Прп. Зино́на, постника Печерского, в Дальних пещерах
(XIV); прп. Зино́на Каппадокийского, ученика свт. Василия Великого (V); мч.
Фео́фила Нового (784); блгв. Петра, царя Болгарского (967).
Сщмч. Влади́мира Хрищеновича, пресвитера (1933); мч.
Стефа́на Наливайко (1945).
Собор вселенских учителей и святителей Васи́лия Великого,
Григо́рия Богослова и Иоа́нна Златоустого
При императоре Алексее Комнине, который правил с
1081 по 1118 г., в Константинополе разгорелся спор, разделивший на
три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в
стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся
отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне
Златоусте. Одни выступали за то, чтобы предпочесть св. Василия двум
другим, поскольку он сумел объяснить тайны природы как никто другой
и был вознесен добродетелями на Ангельскую высоту. В нем,
говорили его сторонники, не было ничего низменного или земного,
он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с
ересями, строгим и требовательным пастырем относительно чистоты
нравов. Поэтому, делали вывод они, св. Василий стоит выше св. Иоанна
Златоуста, который по характеру был более склонен прощать
грешников.
Другая партия, напротив, защищала Златоуста,
возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя
ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться
с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к
совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в
красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей
полноводной рекой проповедей. В них он толковал Слово Божие и
показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему
удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям.
Третья группа ратовала за то, чтобы признать
главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его
языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость
и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в
созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно
изложить учение о Святой Троице.
Таким образом, каждая партия защищала одного
отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре
всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном
отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и
перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни
края.
Тогда однажды ночью три святителя явились во сне
св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому (память 5
октября), сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему
сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и
никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас
в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована
Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей.
Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты
призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с
ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов
в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали
установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши
памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда
песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и
науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам,
чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким
образом – едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем
ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих
слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом,
обращаясь друг к другу по имени.
Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления
народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за
добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии
примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за
составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав
вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день
января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение
которого вспоминаются все три святителя по отдельности.
Как поется в многочисленных тропарях из этой
великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как
личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих
писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую
Троицу – Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви
распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям
и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие.
Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной
жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми.
На протяжении января мы празднуем память многих
славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его
соборным праздником в честь трех великих святителей. Таким образом
Церковь вспоминает всех святых, которые проповедовали
православную веру своей жизнью или в своих сочинениях. Этим
праздником мы отдаем дань почтения всей совокупности знаний,
просвещенности, ума и сердца верующих, которые они получают через
слово. В итоге праздник трех святителей оказывается
воспоминанием всех отцов Церкви и всех примеров евангельского
совершенства, которые Святой Дух порождает во все времена и во всех
местах, чтобы появлялись новые пророки и новые апостолы,
проводники наших душ на Небеса, утешители народа и пламенные
столпы молитвы, на которых и покоится Церковь, укрепляясь в истине.
Составитель – иеромонах Макарий
(Симонопетрский),
адаптированный русский перевод – изд-во
Сретенского монастыря
Источник: http://www.pravoslavie.ru
См. также: «Собор трех великих вселенских
учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна
Златоустого» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
В народном календаре - «Трехсвятие, Васильев день»
Другие названия праздника: «Три святителя», «Васильев
день», «Трехсвятие», «Василий», «Звериный свадебник», «Звериный праздник». День
посвящён соборному празднику в честь трёх главных мировых учителей, отцов
Православной Церкви.
По народному поверью, 12 февраля нельзя прясть, поэтому
день называют также Днём трех святителей-непрядильщиков. В народе его ещё
прозвали звериным праздником. Считается, что в этот день у диких зверей
начинаются брачные игры. Животные выбирают себе пару, происходят столкновения
между самцами. Люди отмечали этот «праздник» своеобразно - подавали на стол
блюда из дичи и дикого зверя (например, вепря).
По поведению диких животных судили также о погоде. Если
зайцы приходят в сады - будет еще зима суровая. Если волки воют близко к жилью
- тоже к морозу. Снегирь щебечет скрипучим голосом - значит, стоит ждать вьюгу.
Зато мыши предсказывают оттепель: за сутки до повышения температуры выходят
из-под лесной подстилки на снег. Тепло предвещают и покрытые инеем деревья.
Красная луна на Трехсвятие сулит сильный ветер; а ветер, в свою очередь,
обещает сырой год.
Родившиеся в этот день заботятся о всяком лесном звере и
птице. Про таких людей говорили: «Станет по утру, по раннему, выйдет на сильный
ветер, на крепкий мороз, к лесной чаще и замкнёт он путь к норам, логовам,
гнёздам, к урочищам благословенного зверья и благословенной птицы, чтоб никакой
ненасытный глаз не зрел бы звериного потомства».
Поговорки и приметы:
- Дожди будут лить весной, летом и осенью, если 12
февраля будет сильный ветер.
- Жди скорую оттепель, если в этот день падают крупные
хлопья снега.
- Красная луна - к сильному ветру.
- Если вороны кричат у дома - скоро будет метель.
- Запели снегири - ожидается оттепель со снегопадом.
- Скоро будет тепло, если забегали по снегу полевые мыши.
- Если в деревне будут появляться дикие животные, значит
будет сильная стужа.
- Если волки завыли в Васильев день - будут холода.
- В этот день нельзя заниматься стиркой и вязанием.
- В Васильев день можно планировать любые дела - удача
будет.
- Люди, которые в ссоре, именно в этот день должны
помириться, иначе вражда будет на весь год.
- Родившиеся 12 февраля хорошо понимают зверей и птиц.
Носить им следует агат.
В лесах повсюду в день Васильев
Звериных свадеб кутерьма:
Самец, противника осилив,
Продлить свой род добыл права.
Так в этот день, в обычай веря,
Подать старались для столов
Хоть что из дичи или зверя
Кабаний бок, перепелов.
Луна пылает красным шаром
Знак скорой ветреной поры,
А ветер - по приметам старым
Сулил, что будет год сырым.
Вблизи деревни воют волки,
Приходят зайцы в зимний сад.
О тех приметах ходят толки:
"Мороз окрепнет - рад, не рад!"
ПРИМЕЧАНИЕ:
✞
11февраля (29 января по старому стилю) Православная церковь отмечает день
Перенесения мощей священномученика Игнатия Богоносца, Антиохийского (108)✞
Священномученик Игнатий Богоносец, родом из Сирии, был
учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, вместе со святым
Поликарпом, епископом Смирнским. Святой Игнатий был вторым епископом
Антиохийским, преемником епископа Евода, святого апостола от 70-ти.
Предание сообщает, что когда святой Игнатий был ребенком,
Спаситель обнял его и сказал: "Если не обратитесь и не будете как дети, не
войдете в Царство Небесное". Богоносцем же он наименован потому, что имел
Имя Спасителя в своем сердце и непрестанно Ему молился.
Святой Игнатий ревностно и не жалея сил трудился на ниве
Христовой. Ему принадлежит установление в церковной службе антифонного пения
(на два лика или хора). Во время гонений он укреплял души своей паствы и сам
горел желанием пострадать за Христа.
В 106 году император Траян (98-117), по случаю победы над
скифами, приказал повсеместно приносить жертвы языческим богам, а христиан,
отказывающихся поклониться идолам, убивать. Во время похода против армян и
парфян в 107 году император проходил через Антиохию. Здесь ему донесли, что
епископ Игнатий открыто исповедует Христа, учит презирать богатство, вести
добродетельную жизнь, хранить девство. В это время святитель Игнатий
добровольно явился к императору, чтобы отвратить гонение на антиохийских
христиан. Настойчивые просьбы императора Траяна принести жертву языческим
идолам были решительно отвергнуты святым Игнатием. Тогда император решил отдать
его на съедение зверям в Риме. Святитель Игнатий с радостью принял вынесенный
ему приговор. Его готовность к мученическому подвигу засвидетельствована
очевидцами, сопровождавшими святого Игнатия из Антиохии в Рим.
На пути в Рим корабль, отплывший из Селевкии, остановился
в Смирне, где святой Игнатий встретился со своим другом епископом Поликарпом
Смирнским. Из других городов и сел к святому Игнатию стекались
священнослужители и верующие. Святитель Игнатий увещевал всех не бояться смерти
и не скорбеть о нем. В своем послании к римским христианам от 24 августа 107
года он просил их содействовать ему молитвами, просить Бога укрепить его в
предстоящем мученическом подвиге за Христа: "Его ищу, за нас умершего, Его
желаю, за нас воскресшего... Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего
вещество, но вода живая и говорящая во мне, изнутри взывает мне: "Иди к
Отцу"". Из Смирны святой Игнатий прибыл в Троаду. Здесь его застало
радостное известие о прекращении гонений на христиан в Антиохии. Из Троады
святой Игнатий отплыл в Неаполь (в Македонию) и потом в Филиппы. По пути в Рим
святой Игнатий посещал храмы, произносил поучения и наставления. Тогда же он
написал еще шесть посланий: к ефесянам, магнезийцам, траллийцам,
филадельфийцам, к епископу Смирнскому Поликарпу. Все эти послания сохранились и
дошли до наших дней.
Римские христиане встретили святого Игнатия с великой
радостью и глубокой скорбью. Некоторые из них надеялись уговорить народ
отказаться от кровавого зрелища, но святитель Игнатий умолил не делать этого.
Преклонив колена, он молился вместе со всеми верующими о Церкви, о любви между
братиями и о прекращении гонений на христиан. В день языческого праздника 20
декабря святого Игнатия вывели на арену цирка, и он обратился к народу:
"Римские мужи, вы знаете, что я осужден на смерть не ради злодеяния, но
ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я
Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом".
Сразу же после этого были выпущены львы.
Предание повествует, что, идя на казнь, святой Игнатий
непрестанно повторял Имя Иисуса Христа. Когда его спросили, почему он это
делает, святой Игнатий отвечал, что носит это Имя в своем сердце, "а Кто
запечатлен в моем сердце, Того я устами исповедую". Когда святой был
растерзан, оказалось, что сердце его нетронуто. Разрезав сердце, язычники
увидали на внутренних сторонах его золотую надпись: "Иисус Христос".
В ночь после казни святитель Игнатий явился многим верующим во сне, чтобы их
утешить, а некоторые видели его молящимся. Услышав о великом мужестве
святителя, Траян пожалел о нем и прекратил гонение на христиан.
Мощи святого Игнатия перенесены в Антиохию (сведения об
этом помещены 29 января), а впоследствии со славою возвращены и положены 1
февраля в церкви во имя священномученика Климента, папы Римского (91-100).
† 13 февраля (31 января по старому стилю) Русская
Православная церковь чтит память Святителя Никиты, затворника Печерского,
епископа Новгородского (1108) †
Святитель Никита, епископ Новгородский, в молодые годы
поступил в Киево-Печерский монастырь и вскоре пожелал уйти в затвор. Игумен
предупреждал его о преждевременности такого подвига для молодого инока, но он,
понадеявшись на свои силы, не послушался. В затворе святой Никита впал в
искушение. Диавол явился ему в виде Ангела, и неопытный подвижник - поклонился
ему. Бес дал ему совет, как уже достигшему совершенства: "Ты не молись, а
только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя", - и стал около
затворника, делая вид, что молится за него. Прельщенный инок Никита превзошел
всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не
хотел. Киево-Печерские старцы пришли к прельщенному и, помолившись, отогнали от
него беса.
После этого преподобный Никита, оставив по благословению
старцев затвор, жил в строгом посте и молитве, более всего упражняясь в
послушании и смирении. Милосердный Господь, по молитвам святых старцев, возвел
его из глубины падения на высокую степень духовного совершенства.
Впоследствии он был поставлен епископом в Новгород и за
свою святую жизнь был награжден от Бога даром чудотворений. Однажды во время
засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился
в городе пожар.
13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и
мирно скончался в 1109 году. В 1558 году, при царе Иоанне Васильевиче,
состоялось прославление святителя. Мощи его покоятся ныне в церкви святого
апостола Филиппа в Новгороде.
Комментариев нет:
Отправить комментарий