6 января — Рождественский сочельник, —
последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова.
Словом сочельник или сочевник называются
дни накануне двух великих двунадесятых праздников: Рождества Христова и
Богоявления Господня. Название происходит от церковно-слав. сочиво – замоченные
в воде зерна пшеницы, чечевицы, гороха и ячменя. Такую пищу по церковному
уставу, полагается употреблять в сочельник.
У православных христиан есть благочестивый
обычай не вкушать до появления первой вечерней звезды, напоминающей о явлении
звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Иисуса Христа. Уставом это
не предписано. Каждый должен брать на себя подвиги по силам. Типикон
предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с
Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр
храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.
В сочельник служатся царские часы и
совершается Литургия св. Василия Великого. Если сочельник придется в субботу
или воскресение, то царские часы совершаются в пятницу, а в сочельник бывает
Литургия св. Иоанна Златоуста. Литургия св. Василия Великого служится в сам
день праздника. После Рождественского сочельника (6 января по новому стилю)
начинаются святки — две недели зимних праздников, продолжающихся вплоть до
крещения, которое празднуется Русской православной церковью 6 (19) января.
Иеромонах Иов (Гумеров)
Слово Епископа Митрофана
(Зноско-Боровского)
Ев. от Матфея гл. 1:1–25.
Из уст апостола и евангелиста Матфея мы
слышали «Родословие Иисуса Христа». В этом, по первому впечатлению сухом,
евангельском чтении выражается мысль о родственности Бога и человека.
Родственность Богу, по учению Св. Писания, составляет неотъемлемый признак
человека, нераздельно являющегося и «духом» и «плотью». Это положение первичное
в бытии человека, и оно перестало существовать по вине самого человека, первого
Адама. Сам человек не в силах был вернуться к этой первичной норме жизни, и
Христос приходит восстановить нарушенное. Нынешнее Евангелие и говорит о том,
что Бог-Творец, чрез Сына Своего, сроднил нас с Собою. Сегодняшнее Евангелие
говорит о том, что Бог возвращает человеку утерянное им достоинство.
Не посему ли зовет нас ныне Церковь
встретить приближающийся праздник Богоявления – Рождества Христова – в
покаянной радости? Подумайте, дорогие, разве это не радость? – Сам Творец,
приобщаясь нашей плоти, не возгнушался подобных нам людей назвать Своими
сродниками, а нас – братьями Своими! «Он не стыдится назвать нас братьями
Своими», говорит ап. Павел. Скажите, дорогие: многие говорят ныне о достоинстве
человека, но – во всей истории человечества – когда и кем был так возвышен
человек, как возвышает его христианство?
Приближается праздник Рождества Христова.
Вспоминайте, дорогие, о Виновнике праздника. Думайте о том, что к вам пришел
Он, чтобы усыновить Богу Отцу, чтобы стали вы чадами Божиими, Христовыми
братьями. К встрече праздника приготовьте сердца ваши покаянием, чистотой,
дарами любви и милосердия, чтобы сердце каждого из вас стало вертепом, в
котором возлег Спас наш Христос.
Все ли мы являемся чадами Божиими, все ли
можем назвать себя братьями Христовыми? Апостольское чтение, которое мы слышали
сегодня, перечисляя ветхозаветных праведников – предков по плоти Иисуса Христа,
– указывает нам на их примерах, как должны мы веровать и жить, чтобы быть
достойными называться чадами Божиими. Вот – Адам –
он дает нам пример сокрушения и покаяния. Мы всю жизнь грешим, но часто ли
сокрушаемся мы о грехах наших? Энох – дает нам пример богомыслия: забывал он
все мирское, постоянно пребывая с Богом. Ему были открыты судьбы мира вплоть до
второго пришествия Иисуса Христа. Живя среди развращенного мира, Ной
подвергался насмешкам и глумлениям, но он никогда не поколебался в преданности
Богу. Евер – он единственный из всего народа не участвовал в горделивом вызове
Богу, затеянном в гордыне своей сбесившимся народом: построим башню до небес
(мол, до Бога доберемся), и, без Его участия, создадим себе славу. За верность
Богу и за смиренную Ему преданность, Евер, вместе с потомством, сподобился
милостей Божиих. А вот Авраам – для него воля Божия была все, и Исаак – для
которого послушание родителям было основой его жизни. В Иакове – дается нам
пример терпения и кротости, в Иосифе – незлобия и целомудрия, в Иове
многострадальном – пример терпения в горе и страданиях: «Буди благословенно имя
Господне: Бог дал и Бог взял», – восклицал Иов, потеряв и богатства и детей
своих.
По тем же путям, по которым прошли
перечисленные ветхозаветные мужи, проводит Промыслитель и нас с вами – Новый
Израиль. А вот еще и Моисей: пророк и вождь, законодатель и чудотворец. Живя в
роскоши и в почете во дворце фараона, из любви к своему народу, Моисей все
бросает, предпочитает с народом страдать: «Господи, лучше меня истреби, нежели
народ мой»… В вере, богомыслии, в верности Христу – среди насмешек и травли, в
смирении, в преданности Его воле и целомудрии, в любви жертвенной к своему
Богоносному народу страдальцу, иначе говоря в подражании ветхозаветным
праведникам – по плоти сродникам Мессии Христа – да поможет всем нам
утвердиться Спаситель мира, к прославлению Которого, в яслях возлегшего, и готовимся
мы. Аминь.
Примечание: Епи́скоп Митрофа́н (в миру — Митрофан
Константинович Зноско-Боровский; 4 августа
(17 августа) 1909, Брест-Литовск — 15 февраля 2002, Си-Клифф, штат Нью-Йорк,
США) — епископ Русской православной церкви заграницей, епископ Бостонский, викарий Восточно-Американской
епархии, богослов. См. видео: 6 января, Понедельник. Евангелие дня
2020 с толкованием. Рождественский сочельник. Чтимые святые
Рождественский сочельник - народные обычаи, обряды и традиции
В старину сочельник был наиболее чтимым
семейным праздником. В этот день обязательно старались совершать добрые дела:
помогать убогим и страждущим, раздавать милостыню, посылать подарки в
богадельни и приношения в тюрьмы.
С Сочельника на Руси начинались Святки,
которые продолжались две недели - с 7 по 19 января (с 7 по 14 января -
"святые" вечера, с 14-го по 19-ое - "страшные" вечера)
6 января обязательно постились, т.е.
сочельничали до позднего вечера - до появления первой звезды, в память звезды
Вифлеемской. Когда на небе загоралась вечерняя заря, семья обычно собиралась в
родительском доме.
Перед тем как сесть за стол, селяне (в
городе этот обряд проводили реже) выходили на двор - "глядеть
звезды". Высматривали "путеводную", примечали-запоминали погоду
рождественской ночи, а уже за ужином в благоговейном спокойствии тихо обсуждали
- "определяли" по старинным народным приметам будущий
урожай - от этого зависело благополучие в семье и хозяйстве.
Если звездная ночь - будет большой приплод
скота, а в лесу уродится обилие ягод. Метель на Рождество - пчелы будут хорошо
роиться. Погода ясная и небо звездное - к урожаю гороха. Иней на деревьях - к
хорошему урожаю хлебов. Если на Рождество капель - не уродится ни огурцов, ни
проса, а греча хороша будет. Снежная погода - добрые хлеба.
Начинался ужин, или "вечеря", с
молитвы. В деревнях и селах "вечеря" сопровождалась особенными
символическими обрядами. Так, помолившись перед "вечеря",
хозяин семейства зажигал восковую свечу и прикреплял ее к испеченному накануне
хлебу. Далее он шел на подворье и приносил вязанку соломы или охапку сена,
которыми застилали пол в избе, лавки (солома и сено напоминали о том, куда,
родившись, был положен Христос).
Стол покрывали чистым полотенцем. Перед иконами ставили
необмолоченный сноп ржи, как символ будущего урожая и кутью (кутья - каша с
изюмом из рисовых или других целых зерен, подливкой к которой была сыта - мед,
растертый с намоченным маком и разведенный водой).
Перед праздничной трапезой хозяин брал
горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг хаты. Затем выбрасывал
несколько ложек кутьи за дверь на улицу, угощая духов. При этом, широко открыв
дверь, приглашал на кутью "мороз" и просил его не нападать весной
"на жито, пшеницу и всякую пашицу", т. е. не губить посевы.
После этого семья снова молилась и только
потом уже начиналась трапеза, которая совершалась в спокойной тишине.
На столе всегда присутствовало несколько блюд. А вот из напитков предпочтение
отдавали взвару, или узвару - это густой напиток, сваренный из сушеных слив,
груш, вишни, яблок и других плодов по особому рецепту.
Ещё одна традиция: кутью, что селяне или
горожане, что бедные или богатые ели из одной общей чашки. В недоеденной кутье
обязательно оставляли ложки. Сложившаяся традиция символически означала, чтобы
бедные и нищие люди, странствующие по Руси, находили в своих скитаниях кров и
пищу. Кроме того, по окончании ужина некоторую часть кутьи дети разносили по
домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать "богатую"
кутью.
Во время "деревенской" трапезы,
кроме разговоров о будущем лете и урожае, принято было выдергивать из снопа
соломинки и периодически заставлять детишек лазить под стол, чтобы
"цыкать" там цыпленком: авось куры будут нестись хорошо, а потом и
цыплят будут высиживать.
После "вечери" начинались
"колядки", так называемый "обряд хожденья по домам". Ряженые подростки и
взрослые ходили по домам, славили хозяев, желая им благополучия и изобилия, но
при этом требовали за свои песнопения вознаграждений.
Коляда, коляда,
Ты подай
пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с
хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пятачки!
По копеечке Колядовщикам!!!
Коляда, мол яда,
Уродилась коляда!
Кто подаст пирога –
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки –
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки –
Завалим
лазейки,
Кто не даст лепешки –
Завалим окошки,
Кто не даст
пирога –
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба –
Уведем
деда,
Кто не даст ветчины,
тем расколем чугуны.
Ты, хозяин, не томи,
Поскорее подари!
А
как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Либо из печи
пироги,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!
Подай тебе Бог
Полный двор
животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
И в подпечку
котят!
См. видео:
Примечание:
У южных славян и сербов 6 января называют
«Баднидан». День праздника начинается ещё до восхода солнца, когда глава семьи
вместе со своими сыновьями и мужьями-односельчанами отправляются в лес за
«Бадняка». Родственники остаются дома, жарят мясо на вертеле и пекут
традиционные пироги.
Бадняка — это полено свежесрубленного
молодого дуба. Именно это
дерево считается главным символом сербского Рождества. Оно обязательно должно
присутствовать в доме православных сербов на Рождество. Бадняк символизирует
полено, которое пастухи принесли в дар Иосифу, для того, чтобы согреть холодные
ясли, где родился Младенец Иисус. Согласно обычаю, дерево должно гореть в
домашнем очаге в течение трёх последующих дней. Вечером перед святой ужином
хозяин заносит Бадняка вместе с соломой в дом. Вся семья целует древесину,
смазывает её медом и кладет в огонь. Еще бадняк напоминает людям о кресте, на
котором распяли Спасителя.
Каждая настоящая сербская хозяйка в канун
Рождества, Сочельник, должна начать день с приготовления чесницы.
Чесниця — бездрожжевой хлеб с
мукой и маслом. Он печется именно к празднованию главного православного праздника
зимы. И занимает особое место на сербском рождественском столе. Название
дословно переводится как «кусочек счастья» или «угощение».
Традиционно чесницу сверху украшает
изображение креста. Оно показывает, что чесница — угощение для православного
праздника. В дополнение к кресту творчески настроенные хозяйки помещает вверху
чесницы фигурки рождественских персонажей. Например, коровок и овечек, которые
по преданию присутствовали при рождении Спасителя.В дополнение к этому на
чесницу после выпекания выкладывают зеленые листочки или побеги растений. В
знак того, что Рождество Христа вернуло жизнь нашему миру.
По обычаю чесница разламывается (ни вилок,
ни ножей употреблять не положено!) на несколько кусков — по числу
присутствующих на трапезе, затем раздается. Смысл этого дарения в том, чтобы
напомнить об истине, которой Христос поделился с каждым из нас.
Кроме сугубо православных традиций с
чесницей связан и один интересный народный обычай. Перед запеканием в тесто
кладется монета, обычно серебряная или золотая.
Когда каждый участник трапезы получил свой
кусок, начинается поиск той самой монеты, которую хозяйка запекла в чеснице. И
тот, кто найдет в своем куске монету — тот считается благословенным
Богом.
См. видео:
Комментариев нет:
Отправить комментарий