Рождественский Сочельник



6 января — Рождественский сочельник, — последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова.


Словом сочельник или сочевник называются дни накануне двух великих двунадесятых праздников: Рождества Христова и Богоявления Господня. Название происходит от церковно-слав. сочиво – замоченные в воде зерна пшеницы, чечевицы, гороха и ячменя. Такую пищу по церковному уставу, полагается употреблять в сочельник.
У православных христиан есть благочестивый обычай не вкушать до появления первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Иисуса Христа. Уставом это не предписано. Каждый должен брать на себя подвиги по силам. Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.
В сочельник служатся царские часы и совершается Литургия св. Василия Великого. Если сочельник придется в субботу или воскресение, то царские часы совершаются в пятницу, а в сочельник бывает Литургия св. Иоанна Златоуста. Литургия св. Василия Великого служится в сам день праздника. После Рождественского сочельника (6 января по новому стилю) начинаются святки — две недели зимних праздников, продолжающихся вплоть до крещения, которое празднуется Русской православной церковью 6 (19) января. Иеромонах Иов (Гумеров)

Слово Епископа Митрофана (Зноско-Боровского)


Ев. от Матфея гл. 1:1–25.
Из уст апостола и евангелиста Матфея мы слышали «Родословие Иисуса Христа». В этом, по первому впечатлению сухом, евангельском чтении выражается мысль о родственности Бога и человека. Родственность Богу, по учению Св. Писания, составляет неотъемлемый признак человека, нераздельно являющегося и «духом» и «плотью». Это положение первичное в бытии человека, и оно перестало существовать по вине самого человека, первого Адама. Сам человек не в силах был вернуться к этой первичной норме жизни, и Христос приходит восстановить нарушенное. Нынешнее Евангелие и говорит о том, что Бог-Творец, чрез Сына Своего, сроднил нас с Собою. Сегодняшнее Евангелие говорит о том, что Бог возвращает человеку утерянное им достоинство.
Не посему ли зовет нас ныне Церковь встретить приближающийся праздник Богоявления – Рождества Христова – в покаянной радости? Подумайте, дорогие, разве это не радость? – Сам Творец, приобщаясь нашей плоти, не возгнушался подобных нам людей назвать Своими сродниками, а нас – братьями Своими! «Он не стыдится назвать нас братьями Своими», говорит ап. Павел. Скажите, дорогие: многие говорят ныне о достоинстве человека, но – во всей истории человечества – когда и кем был так возвышен человек, как возвышает его христианство?
Приближается праздник Рождества Христова. Вспоминайте, дорогие, о Виновнике праздника. Думайте о том, что к вам пришел Он, чтобы усыновить Богу Отцу, чтобы стали вы чадами Божиими, Христовыми братьями. К встрече праздника приготовьте сердца ваши покаянием, чистотой, дарами любви и милосердия, чтобы сердце каждого из вас стало вертепом, в котором возлег Спас наш Христос.
Все ли мы являемся чадами Божиими, все ли можем назвать себя братьями Христовыми? Апостольское чтение, которое мы слышали сегодня, перечисляя ветхозаветных праведников – предков по плоти Иисуса Христа, – указывает нам на их примерах, как должны мы веровать и жить, чтобы быть достойными называться чадами Божиими. Вот – Адам – он дает нам пример сокрушения и покаяния. Мы всю жизнь грешим, но часто ли сокрушаемся мы о грехах наших? Энох – дает нам пример богомыслия: забывал он все мирское, постоянно пребывая с Богом. Ему были открыты судьбы мира вплоть до второго пришествия Иисуса Христа. Живя среди развращенного мира, Ной подвергался насмешкам и глумлениям, но он никогда не поколебался в преданности Богу. Евер – он единственный из всего народа не участвовал в горделивом вызове Богу, затеянном в гордыне своей сбесившимся народом: построим башню до небес (мол, до Бога доберемся), и, без Его участия, создадим себе славу. За верность Богу и за смиренную Ему преданность, Евер, вместе с потомством, сподобился милостей Божиих. А вот Авраам – для него воля Божия была все, и Исаак – для которого послушание родителям было основой его жизни. В Иакове – дается нам пример терпения и кротости, в Иосифе – незлобия и целомудрия, в Иове многострадальном – пример терпения в горе и страданиях: «Буди благословенно имя Господне: Бог дал и Бог взял», – восклицал Иов, потеряв и богатства и детей своих.
По тем же путям, по которым прошли перечисленные ветхозаветные мужи, проводит Промыслитель и нас с вами – Новый Израиль. А вот еще и Моисей: пророк и вождь, законодатель и чудотворец. Живя в роскоши и в почете во дворце фараона, из любви к своему народу, Моисей все бросает, предпочитает с народом страдать: «Господи, лучше меня истреби, нежели народ мой»… В вере, богомыслии, в верности Христу – среди насмешек и травли, в смирении, в преданности Его воле и целомудрии, в любви жертвенной к своему Богоносному народу страдальцу, иначе говоря в подражании ветхозаветным праведникам – по плоти сродникам Мессии Христа – да поможет всем нам утвердиться Спаситель мира, к прославлению Которого, в яслях возлегшего, и готовимся мы. Аминь.
Примечание: Епи́скоп Митрофа́н (в миру — Митрофан Константинович Зноско-Боровский; 4 августа (17 августа) 1909, Брест-Литовск — 15 февраля 2002, Си-Клифф, штат Нью-Йорк, США) — епископ Русской православной церкви заграницей, епископ Бостонский, викарий Восточно-Американской епархии, богослов. См. видео: 6 января, Понедельник. Евангелие дня 2020 с толкованием. Рождественский сочельник. Чтимые святые

Рождественский сочельник - народные обычаи, обряды и традиции

В старину сочельник был наиболее чтимым семейным праздником. В этот день обязательно старались совершать добрые дела: помогать убогим и страждущим, раздавать милостыню, посылать подарки в богадельни и приношения в тюрьмы.
С Сочельника на Руси начинались Святки, которые продолжались две недели - с 7 по 19 января (с 7 по 14 января - "святые" вечера, с 14-го по 19-ое - "страшные" вечера)

6 января обязательно постились, т.е. сочельничали до позднего вечера - до появления первой звезды, в память звезды Вифлеемской. Когда на небе загоралась вечерняя заря, семья обычно собиралась в родительском доме.
Перед тем как сесть за стол, селяне (в городе этот обряд проводили реже) выходили на двор - "глядеть звезды". Высматривали "путеводную", примечали-запоминали погоду рождественской ночи, а уже за ужином в благоговейном спокойствии тихо обсуждали - "определяли" по старинным народным приметам будущий урожай - от этого зависело благополучие в семье и хозяйстве.
Если звездная ночь - будет большой приплод скота, а в лесу уродится обилие ягод. Метель на Рождество - пчелы будут хорошо роиться. Погода ясная и небо звездное - к урожаю гороха. Иней на деревьях - к хорошему урожаю хлебов. Если на Рождество капель - не уродится ни огурцов, ни проса, а греча хороша будет. Снежная погода - добрые хлеба.
Начинался ужин, или "вечеря", с молитвы. В деревнях и селах "вечеря" сопровождалась особенными символическими обрядами.   Так, помолившись перед "вечеря", хозяин семейства зажигал восковую свечу и прикреплял ее к испеченному накануне хлебу. Далее он шел на подворье и приносил вязанку соломы или охапку сена, которыми застилали пол в избе, лавки (солома и сено напоминали о том, куда, родившись, был положен Христос).                                           
Стол покрывали чистым полотенцем. Перед иконами ставили необмолоченный сноп ржи, как символ будущего урожая и кутью (кутья - каша с изюмом из рисовых или других целых зерен, подливкой к которой была сыта - мед, растертый с намоченным маком и разведенный водой).
Перед праздничной трапезой хозяин брал горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг хаты. Затем выбрасывал несколько ложек кутьи за дверь на улицу, угощая духов. При этом, широко открыв дверь, приглашал на кутью "мороз" и просил его не нападать весной "на жито, пшеницу и всякую пашицу", т. е. не губить посевы.        
После этого семья снова молилась и только потом уже начиналась трапеза, которая совершалась в спокойной тишине. На столе всегда присутствовало несколько блюд. А вот из напитков предпочтение отдавали взвару, или узвару - это густой напиток, сваренный из сушеных слив, груш, вишни, яблок и других плодов по особому рецепту.

Ещё одна традиция: кутью, что селяне или горожане, что бедные или богатые ели из одной общей чашки. В недоеденной кутье обязательно оставляли ложки. Сложившаяся традиция символически означала, чтобы бедные и нищие люди, странствующие по Руси, находили в своих скитаниях кров и пищу. Кроме того, по окончании ужина некоторую часть кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать "богатую" кутью.                          

Во время "деревенской" трапезы, кроме разговоров о будущем лете и урожае, принято было выдергивать из снопа соломинки и периодически заставлять детишек лазить под стол, чтобы "цыкать" там цыпленком: авось куры будут нестись хорошо, а потом и цыплят будут высиживать.  
После "вечери" начинались "колядки", так называемый "обряд хожденья по домам". Ряженые подростки и взрослые ходили по домам, славили хозяев, желая им благополучия и изобилия, но при этом требовали за свои песнопения вознаграждений. 
Коляда, коляда,  
Ты подай пирога,  
Или хлеба ломтину,  
Или денег полтину,  
Или курочку с хохлом,  
Петушка с гребешком!  
Отворяйте, хозяева, сундучки,  
Вынимайте пятачки! 
По копеечке Колядовщикам!!!

Коляда, мол яда, 
Уродилась коляда!  
Кто подаст пирога –  
Тому двор живота,  
Еще мелкой скотинки –  
Числа бы вам не знать! 
 А кто не даст ни копейки –
Завалим лазейки, 
Кто не даст лепешки –  
Завалим окошки,  
Кто не даст пирога –  
Сведем корову за рога,  
Кто не даст хлеба –  
Уведем деда,  
Кто не даст ветчины, 
тем расколем чугуны.

Ты, хозяин, не томи, 
Поскорее подари! 
А как нынешний мороз 
Не велит долго стоять, 
Велит скоро подавать: 
Либо из печи пироги, 
Либо денег пятачок, 
Либо щей горшок! 
Подай тебе Бог  
Полный двор животов! 
И в конюшню коней, 
В хлевушку телят, 
В избушку ребят 
И в подпечку котят!
См. видео: 


Примечание:
У южных славян и сербов 6 января называют «Баднидан». День праздника начинается ещё до восхода солнца, когда глава семьи вместе со своими сыновьями и мужьями-односельчанами отправляются в лес за «Бадняка». Родственники остаются дома, жарят мясо на вертеле и пекут традиционные пироги.
Бадняка — это полено свежесрубленного молодого дуба. Именно это дерево считается главным символом сербского Рождества. Оно обязательно должно присутствовать в доме православных сербов на Рождество. Бадняк символизирует полено, которое пастухи принесли в дар Иосифу, для того, чтобы согреть холодные ясли, где родился Младенец Иисус. Согласно обычаю, дерево должно гореть в домашнем очаге в течение трёх последующих дней. Вечером перед святой ужином хозяин заносит Бадняка вместе с соломой в дом. Вся семья целует древесину, смазывает её медом и кладет в огонь. Еще бадняк напоминает людям о кресте, на котором распяли Спасителя.

Каждая настоящая сербская хозяйка в канун Рождества, Сочельник, должна начать день с приготовления чесницы.
Чесниця — бездрожжевой хлеб с мукой и маслом. Он печется именно к празднованию главного православного праздника зимы. И занимает особое место на сербском рождественском столе. Название дословно переводится как «кусочек счастья» или «угощение».
Традиционно чесницу сверху украшает изображение креста. Оно показывает, что чесница — угощение для православного праздника. В дополнение к кресту творчески настроенные хозяйки помещает вверху чесницы фигурки рождественских персонажей. Например, коровок и овечек, которые по преданию присутствовали при рождении Спасителя.В дополнение к этому на чесницу после выпекания выкладывают зеленые листочки или побеги растений. В знак того, что Рождество Христа вернуло жизнь нашему миру.
По обычаю чесница разламывается (ни вилок, ни ножей употреблять не положено!) на несколько кусков — по числу присутствующих на трапезе, затем раздается. Смысл этого дарения в том, чтобы напомнить об истине, которой Христос поделился с каждым из нас.
Кроме сугубо православных традиций с чесницей связан и один интересный народный обычай. Перед запеканием в тесто кладется монета, обычно серебряная или золотая.
Когда каждый участник трапезы получил свой кусок, начинается поиск той самой монеты, которую хозяйка запекла в чеснице. И тот, кто найдет в своем куске монету — тот  считается благословенным Богом.
См. видео:



Комментариев нет:

Отправить комментарий