Введение во храм Пресвятой Богородицы
(Греч. Eisodos tes Hyperagias Teotokou en to; лат. Praesentatio S. Mariae in templo), один из великих
церковных праздников, посвященный событию приведения Пресвятой Богородицы Ее
родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу.
Празднование совершается 21 ноября.
Событие Введения не упоминается в
канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифических текстов
(греч. «Протоевангелия Иакова» (гл. 7.2-3) (2-я пол. II в.),
лат. Евангелия Псевдо-Матфея (IX в.)), которые отражают устное предание, но
дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение
(1 Пар. 15 и Пс. 44), а также из евангельской истории
Сретения (Лк 2. 22–38).
Согласно упомянутым источникам, родители
Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла 3-летнего возраста,
решили исполнить данный ими ранее обет, посвятить Ее Богу, и направились в
Иерусалимский храм. Около входа во храм стояли призванные Иоакимом юные девы с
зажженными светильниками, для того чтобы юная Мария возлюбила храм всем
сердцем. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, легко преодолела крутые
ступени храма и была встречена и благословлена первосвященником, по преданию –
Захарией, отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению Она как одушевленный
кивот Божий (ср.: 1 Пар. 15) была введена во Святая Святых, куда
имел право входить только первосвященник однажды в год (см.: Исх. 30. 10; Евр.
9. 7) – этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества.
Событие Введения стало началом нового
этапа в жизни Пренепорочной Девы – пребывание при Иерусалимском храме,
продолжавшееся до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя при храме, Мария
посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По прошествии
времени Она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была, дабы не
нарушать отеческих преданий, поручена заботам Иосифа Обручника.
Установление праздника Введения
Праздник Введения в настоящее время входит
в число двунадесятых, но установлен он был в Церкви позднее других из этого
числа. Возможно, его появление связано с деятельностью императора Юстиниана I,
построившего в 543 г. на развалинах Иерусалимского храма огромную церковь,
посвященную Пресвятой Богородице и названную им Новой для отличия от прежней,
располагавшейся около Овчей Купели, напротив храма.
В VIII в. праздник отмечен в некоторых месяцесловах.
Их сдержанные указания, видимо, говорят о том, что первоначально служба на
Введение совершалась без особой торжественности. Патриарху Константинопольскому
Герману I († 733) приписываются 2 гомилии на Введение, что может
свидетельствовать о праздновании Введения в Константинополе того времени. С IX
в. праздник получает широкое распространение на Востоке.
Статус праздника постепенно менялся, в
Православной Церкви Введение окончательно вошло в число двунадесятых только
после XIV в.– Феодор Продром (XII в.) и Никифор Каллист (XIV в.) еще не
включали его в это число, – но согласно студийским и иерусалимским Типиконам
XI–XIV вв. он отмечается почти так же торжественно, как и другие двунадесятые
праздники. Тем не менее даже в печатных Типиконах XVII в. отдельные особенности
совершения службы Введения указывают на то, что статус этого праздника
несколько уступает статусу двунадесятых.
В качестве даты праздника практически
повсеместно принят день 21 ноября, исключение составляют только коптские
месяцесловы, в которых Введение отмечается 29 ноября (Сергий (Спасский).
Месяцеслов. Т. 1. С. 395), и практики отдельных областей Римской церкви, где
Введение было подвижным праздником и отмечалось в воскресный день после 11
ноября.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей
Богородицы и Приснодевы Марии
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Днесь в храме Божии ясно Дева является и
Христа всем предвозвещает...
Ангели вхождение Пречистыя зряще,
удивишася: како Дева входит во Святая Святых.
Чистота и святость, свет и радость – вот
неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной
святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых
большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее,
Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжженными свечами, «поя, играя и ликуя», сопровождают Ту, Которая
приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария –
старец, родитель Предтечев, «благословив, прият»
Святую Отроковицу, и по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых.
Событий мало, но почему так радостно, так
памятно и значительно торжество сие? Почему праздник стал двунадесятым? Да
потому, дорогие мои, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым
звеном спасительного Божия промышления о мире.
Это событие положило конец многовековому
отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху.
Святилище Иерусалимского храма, где обитал
Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного
первосвященника и то единожды в год, куда он входил с жертвенной кровию,
принося молитву за грехи народа, Божией благодатью открывается Богоизбранной
Отроковице – Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых,
невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую – Христа –
Бога и Человека.
Ветхозаветный Божий храм принял в себя
семя новой жизни – Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет
Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял
в себя священный ковчег Нового Завета, одушевленный храм Спасов, многоценный
чертог и Деву – священное сокровище славы Божией.
С вхождением в храм Богоизбранной
Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они
приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий – Сын Девы
бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется
всем, желающим неба.
И с этим вхождением можно было впервые
произнести слова: «Твоя от Твоих, Тебе приносяща...»
Дар Божий людям – Пресвятая Дева – плод молитвы престарелых родителей, и через
Нее – Христос, возвращается людьми Богу, как дар Ему от людей, как жертва
благоприятная, благовонная.
И с этим вхождением, в предчувствии
великих перемен в мире, впервые можно было запеть слова радости и надежды: «Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите»!
С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось
чудо. Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для
вечности.«Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения
проповедание...» Так велик этот день, так единственен и неповторим
он – день начала Нового Завета с Богом на земле.
До явления в мир Христа Спасителя
оставались считанные годы, и храм Божий призван был среди величайшей святости,
чистоты и Божественной силы вскормить и воспитать в эти годы чуткую, детски
чистую душу Богоотроковицы, наполняя Ее Божеством и предуготовляя в Ней самое
Боговоплощение.
День ото дня возрастала телесными и
духовными силами Пресвятая Дева в храме Божием. Силы духа у Пресвятой Девы
образовались, возрастали и укреплялись ангельскою беседою и молитвой,
устремленной к Богу, и трудами ради Бога.
Телесные же силы Ее поддерживались
небесной пищей, приносимой Ей Архангелом. И первосвященник Захария, не могущий
сам ежедневно входить во Святая Святых, с удивлением, недоумением и ужасом
слышал беседы Девы с Архангелом во Святилище. И, не находя ничего подобного в
явлении Ангелов другим людям, первосвященник укреплялся в мысли, что пришло
время исполнения всеобщего ожидания, и от Благословенной придет спасение, от
Жены – Обещанный, от Девы – Бог.
А Мария, питаемая Божией благодатию,
потеряв в последние годы Своей жизни при храме единственную привязанность к
земле – праведных родителей, дала обет Богу – до конца жизни сохранять девство
и остаться рабою Господа, Ему Единому служа и предаваясь во всем и всегда Его
Святой воле. «Се, раба Господня, буди мне по глаголу Твоему»(Лк.1:38).
И сердце Ее, отданное Богу, стало
нерукотворенным храмом, вместилищем Богу. И скоро, совсем скоро вслед за этим
Христос – Ее Сын и Сын Божий – приидет и учредит законность этого нового,
нерукотворенного храма, основанием которого станет Он Сам.
«Разве не знаете, что вы храм
Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог,
ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1Кор.3:16–17). И с
этим обновлением храма Божия уже не только в Иерусалиме будут поклоняться Богу
люди, но в Духе и истине они поклонятся Ему на всяком месте владычества Его,
там, где найдется верное, любящее Бога человеческое сердце.
И вот всем нам в этот великий день
нынешнего праздника нельзя не вдуматься и не осознать, что путь к Небу,
открытый людям в те, далеко отстоящие от нас времена, все тот же, и начинается
он на пороге рукотворенного храма Божия, когда человек крещением приносится в
дар Богу и становится нерукотворенным храмом, и Дух Божий поселяется в нем. И
наш путь по жизни должен пройти сквозь храм, чтобы воспитаться и возрасти нам в
нем, чтобы и завершился этот путь во святилище Божием, на небе, куда теперь уже
вошел со Своею жертвенной Кровью за нас Сам Христос – Первосвященник будущих
благ.
Дорогие мои, храм Божий всегда во все
времена был жертвенником Богу, освящающим и жертвы, и приносящих их. Еще в
ветхозаветные времена Господь Сам благословил храм как место Своего пребывания.
«Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите
вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» (Ис.66:1).
И первый храм Божий – рукотворенное
святилище на земле, сооруженный сыном царя и пророка Давида Соломоном в 1033
году до Рождества Христова, был создан непосредственно велением Божиим. «Я освятил сей храм... чтобы пребывать имени Моему там вовек; и
будут очи Мои и сердце Мое там во все дни», – сказал Господь (3Цар.9:3). И дивен, и свят, и великолепен был первый
храм Господень в Иерусалиме, и Ковчег Завета, данный Богом людям через Моисея,
был в нем.
Храм Божий во все времена – это всегда
вечность, в нем живет и пребывает все, что было от начала, от сотворения мира,
и что еще будет до самого второго и славного пришествия Господня. В Храме
Божием все и всегда живо – и прошедшее, и настоящее, и будущее. И нет в жизни таин,
которых бы не знал Храм Божий – Святая Церковь.
Но почему же живущие не знают этих таин,
почему даже те, кто пребывает в храме, остаются и глухи, и слепы к ним, почему
зрячих и слышащих так мало?
Почему погиб первый Иерусалимский храм
вместе с великой своей святыней – Ковчегом Ветхого Завета? Почему великая
святыня второго Иерусалимского храма, освященная пребыванием в нем Ковчега
Нового Завета – Пресвятой Богоотроковицы – и явлением в нем Спасителя и Бога –
Христа, оставила нам в воспоминание о себе лишь Стену плача? Почему «Новый
Израиль» – Великая Россия, – в течение девяти столетий созидавшая в себе Дом
Божий, должна была, подобно ветхозаветному Израилю, пережить семидесятилетнее
пленение у своих и мерзость запустения на святом месте – многие и многие
разрушенные храмы Божии и монастыри?
Ответ на все наши горькие «почему?» опять
же надо искать нам в Храме и в Святом Писании, которое хранит Храм. Он хранит
святыни, он хранит истины, но горе нам, живущим, ибо эти открытые хранилища,
эти исполнившиеся до нас пророчества, оказываются для нас из-за нашего
нерадения, ожесточения и неверия тайной за семью печатями.
Вот что сказал Господь Саваоф в то время,
когда первый ветхозаветный храм еще только освящался и ликовал святыней.
Вслушайтесь в слова эти, дорогие мои, они
были сказаны Господом всему человечеству как предостережение: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать
заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить
иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал
ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего... И о храме
сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и скажет: «за что Господь
поступил так с сею землею и с сим храмом?» И скажут: «за то, что они оставили
Господа Бога своего... и приняли других богов, и поклонились им, и служили им,
– за это навел на них Господь все сие бедствие» (3Цар.9:6–9).
Не услышали эти слова те, к кому они были
обращены. Неужели не услышим и мы, видя их исполненными?
Отступление от Бога – вот причина всех бед
и во все времена.
Иудейские цари и народ отступили от Бога,
поклонились богам чуждим. Господь наказал Израиля войной и в ожидании покаяния
послал к отступникам пророка Иеремию с проповедью покаяния к исправлению. Но не
послушали пророка, как не послушали и Самого Господа. И разорен Иерусалим, и
пал храм Соломонов, и погиб Ковчег Завета. И семидесятилетнее Вавилонское
пленение стало уделом согрешившего Израиля.
Второй Иерусалимский храм, построенный
после возвращения из Вавилонского пленения, был меньше и не так великолепен, но
славу ему пророки Аггей и Захария предсказали более первого, ибо Ковчег Нового
Завета взрастет в нем. И судьбу этого храма, и прекращение ветхозаветной жертвы
пророк Даниил предсказал задолго до свершения сего. И последнее пророчество о
втором Иерусалимском храме прозвучало из уст Самого Спасителя. Восплакал
Господь Иисус Христос в день Своего входа в Иерусалим и, зря близкую Голгофу,
предрек погибель храму: «и разорят тебя, и побьют детей
твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени
посещения твоего» (Лк.19:44).
Отверг, опять отверг Израиль Божие и
принял человеческое, отверг Христа Спасителя, осудив Его на смерть и испросив
себе Варавву-убийцу. И последний плач, стон об ослеплении избранного народа,
слышит мир: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий
посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает
птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст»
(Мф.23:37–38).
«Се, оставляется вам дом ваш
пуст» – страшные слова совершившиеся, потому что люди опять не
захотели быть Божиими.
В одно и то же время Иерусалимский храм
воспитал Ту, Которая Святая Святых большая, и последователей Христа, но в нем
же жили своей далекой от Бога жизнью и те, кто убил первосвященника Захарию
между храмом и жертвенником, кто убил Предтечу Христова Иоанна, кто распял
Христа Спасителя.
Не видим ли мы, что человек становится или
соработником у Бога, или разорителем того, что Господь созидает. Смотрите,
дорогие мои, како опасно ходим. Можно быть в храме, но без Бога. И Бог
наказывает людей за непочитание Себя, за отвержение храма. Десятилетиями длятся
спасительные Божии наказания людям, призванные вернуть сердце человеческое
Богу. И как последнее предупреждение нам звучат слова притчи о виноградарях: «сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет
народу, приносящему плоды его» (Мф.21:43).
Будем же особенно внимательны, дорогие
мои, созидая и восстанавливая теперь в большом количестве рукотворенные храмы,
не забудем главного новозаветного храма Божия – своего сердца, призванного
служить Богу в Духе и истине. Не забудем, что мы возвращаемся из плена у
иноплеменников и единоплеменников, воюющих на нас и веру нашу Православную,
больные, увечные, истощенные духовно. Что мы долго, очень долго, были без Бога
и сейчас только-только стоим на пороге Храма, который освятит нас, но при одном
условии: если мы этого захотим сами.
И приведу вам, дорогие мои, слова
Господни, которые сейчас особенно должны помочь нам осознать критический момент
нынешней жизни нашей. «Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце
ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость;
пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату
зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф... Взойдите на
гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь,
говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я
развею» (Агг.1:5–10).
За что?
Говорит Господь Саваоф: «за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к
своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает
своих произведений» (Агг.1:9).
Мы стоим на пороге Храма, и надо войти в
него, оживив в себе знание закона Божия, войти исполнением обетов, уже
принесенных нами Богу. И не забудем, что не одни правители вершат судьбы стран
и народов, но ответственность за жизнь мира пред Богом лежит на всех, на каждом
живущем, как бы мал он не был.
Дорогие мои! Милость Божия дает нам ныне
время для покаяния. Любовь Божия терпит болезни нашего неверия. Господь ждет,
чтобы собрать нас под крылья Свои. Захотим же спасения, вернемся в Храм Божий
любовью и желанием к нему и вернем Богу храм нашего сердца. И отверзутся
щедроты милостей Божиих, заключенных нашими грехами, отверзется небо.
А Пресвятая Дева, Богоизбранная
Отроковица, Дщерь человеческая, впервые отверзшая нам небо и ставшая Матерью
страждущему и болящему человечеству, всегда готова Своею благодатию поддержать,
укрепить и провести по жизни, по пути спасения всех, к Ней прибегающих с верою
и любовью.
«Величаем Тя, Пресвятая Дево,
Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое».
Аминь.
Тропарь Введения во Храм Пресвятой
Богородицы глас 4 Днесь благоволения Божия предображение/ и
человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа
всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения//
Зиждителева исполнение.
Кондак Введения во Храм Пресвятой
Богородицы глас 4 Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и
Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать
совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть
селение Небесное.
21 ноября (4 декабря) 1994 года
***
В честь Праздника Введения во храм
Пресвятой Богородицы в России освятили такое количество храмов и монастырей, что
исчислить достоверно их количество представляется задачей крайне не простой. Но
это говорит об отношении православных России к этому Празднику.
Свято – Введенская Оптина пустынь –
один из самых больших и известных монастырей в России. Монастырь расположен в самом сердце Европейской части
России, в Калужской области, недалеко от города Козельска. Все мы знаем, что в 1238 году по Руси прокатилась
военная машина золотой орды. Татаро-монгольские интервенты оставляли после себя
пепелища, слезы и горе. Каким-то русским городам
везло больше, каким-то меньше. Небольшой Козельск, в котором было всего
4-тысячи жителей, героически держал оборону долгих семь недель. За время
осады полегло много знатных ордынцев. В месть, Козельск был сожжен. С тех пор
татары, прозвали Козельск злым городом.
Русские люди, героически сражавшиеся с
захватчиками, воевали не только за свой народ, но и за свою православную
веру. Так, вокруг сгоревшего Коезльска, стали появляться православные
обители. Монахи начинали вести отшельническую жизнь, вокруг них
формировалась братия, а в итоге возникали монастыри. Исключением не стала
и Оптина пустынь.
История возникновения Оптиной пустыни
овеяна легендой. Известно, что монастырь появился здесь в 15 веке. А
основателем Оптиной пустыни был разбойник, которого звали Оптий. Разбойник
раскаялся в своих грешных земных делах, и на берегу Жиздры, реки на которой сегодня
стоит монастырь, срубил себе келью. С отшельнической жизни Оптия, которого
после принятия пострига стали звать Макарием, и началась история Оптиной
пустыни.
Жизнь монахов в Оптимой пустыни ничем не отличалась от жизни
в других монастырях. Весь день братия проводила в трудах и молитвах. Во время правления Петра I
Оптину пустынь упразднили. Когда монарх умер, монастырь начал потихоньку
возрождаться. В 19 веке, по Российской Империи начала идти слава о
старцах из Оптина монастыря . Большую известность получил монах Амвросий.
Амвросий появился на свет в «грозную
пору», во время Отечественной войны 1812 года.
Родился будущий старец в самой обычной семье, отец его был священником.
Перенеся тяжелую болезнь и победив недуг, Амвросий решил стать монахом. Живя в
Оптиной пустыни , Амвросий принимал посетителей. После бесед со старцем,
многие люди чудесным образом исцелялись от своих болезней.
При своей жизни иеромонах Амвросий
благословил написать икону божией Матери «Спорительница хлебов» и именно этой иконой он
благословил женскую обитель, которую и основал в честь Казанского образа Божией
Матери. Речь идет о Шамординской обители, которая была организована поблизости
от Оптиной пустыни. Старец Амвросий лично сказал, что должно быть изображено на
иконе Божией Матери Хлебная и сказал, что 15 октября — день празднества. Именно
поэтому образ Божьей Матери и назвали «Спорительницей хлебов». Зная о своей
скорой смерти, отец Амвросий раздал и разослал всем своим духовным детям
фотографии иконы, которые заказал в огромном количестве. Также старец создал
припев для акафист иконе «Спорительница хлебов», который и до нашего времени
считается чем-то особым и используется в богослужениях.
На изображении можно увидеть, как Божия
Матерь сидит на облаках и благословляет всех людей, о чем говорит положение ее
рук. Внизу картины можно увидеть снопы ржи, разбросанные по всему полю,
усеянному разными травами и цветами.
Значение иконы «Спорительница хлебов»
указывает на благодать, которая простирается от Богоматери ко всем ее духовным
детям, ко всем искренне верующим.
Многие ассоциируют данный образ с хлебом
насущном, а в христианской символике символ указывает на достижение Царства
Небесного и Воскрешения. Ведь в самом писании встречаются такие образы зерна,
которому нужно оказаться в земле чтобы прорасти.
Как и со всеми иконами, со «Спорительницей
хлебов» так же происходили чудеса на благо всего народа. Так, во время голода
всей территории России, когда всю страну охватил неурожай, в Калужской области
впервые было выявлено чудо от святого образа — в Шамординской обители, а
точнее, на ее полях, родился хлеб. Конечно много, о чем молятся Хлебенной иконе
Пресвятой Богородицы, но часто просят именно и том чтобы избавиться от
различных материальных невзгод и бед.
Обитель Богородицы в конце 19 века стала
известна по всей необъятной России. Сюда ехали паломники со всех сторон Российской Империи, в поисках душевного покоя, утешения
и исцеления, Нередко этот монастырь любили посещали известные люди того
времени, особенно писатели: Н. В.Гоголь и Ф. М.
Достоевский, И. В. Киреевский и К. Н.
Леонтьев, В. С. Соловьев и Л. Н. Толстой.
Вскоре грянули лихие события начала 20
века. Монархия пала. Новая власть, в 1923 году, закрыла все храмы Оптиной
пустыни, а на её территории была организованна лесопилка. Чуть позже появился и
дом отдыха для трудящихся. Последним старцем Оптиной пустыни, был отец Нектарий.
После установления советской власти и новых порядков, Нектарий был насильно
отправлен в больницу Козельска. В 1987 году, началось возрождения монастыря. Он
снова распахнул свои двери для верующих русских людей. И сегодня, в Оптиной
пустыни много паломников. В главном соборе монастыря, Введенском, не гаснут
свечи…
Господи, дай мне с душевным спокойствием
встретить все, что принесет мне наступающий день. Господи, дай мне вполне
предаться Твоей святой воле. Господи, на всякий час этого дня во всем наставь и
поддержи меня. Господи, какие бы я ни получал известия в течение этого дня,
научи принять их со спокойною душою и с твердым убеждением, что на все есть
Твоя святая воля. Господи, открой мне волю Твою святую для меня и окружающих
меня. Господи, во всех моих словах и помышлениях Сам руководи моими мыслями и
чувствами. Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все
ниспослано Тобою. Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми
домашними и окружающими меня, старшими, равными и младшими, чтобы мне никого не
огорчить, но всем содействовать ко благу. Господи, дай мне силу перенести
утомления наступающего дня и все события в течение дня. Господи, руководи Сам
Ты моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и
прощать. Господи, не дай меня на произвол врагам моим, но ради имени Твоего
святого Сам води и управляй мною. Господи, просвети мой ум и сердце мое для
разумения Твоих вечных и неизменных законов, управляющих миром, чтобы я,
грешный раб Твой, мог правильно служить Тебе и ближним моим.
Господи, благодарю Тебя за все, что со мною будет, ибо твердо верую, что
любящим Тебя все содействует ко благу. Господи, благослови все мои выхождения и
вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно
прославлять, воспевать и благословлять Тебя, ибо Ты благословен еси во веки
веков. Аминь.
Ярославль. Введенский Толгский женский
монастырь.
Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы
Введенский Толгский
монастырь был основан в 1314 году. История возникновения этой обители поистине
чудесна и связана с явлением иконы Божией Матери. Согласно преданию, епископ
Ростовский Трифон, возвращаясь из поездки, остановился на ночлег на волжском
берегу недалеко от Ярославля. В полночь его разбудил яркий свет, озаривший
окрестность. Выйдя из шатра, святитель с удивлением увидел мост через Волгу,
неизвестно как появившийся. Перейдя по нему на другой берег, Трифон узрел образ
Богородицы, от которого исходил мощный столп света. Владыка воздал молитвы Богу
за это чудо и, потрясенный, вернулся к своему шатру. На следующий день, собираясь
в дорогу, Трифон не нашел своего посоха. Тогда он рассказал спутникам о
явлении, посланном ему ночью. Они переплыли на лодках на другой берег Волги и
увидели чудесную икону Божией Матери, а рядом с ней лежал посох епископа. В
честь этого события здесь была построена церковь во имя Введения во храм
Пресвятой Богородицы, в которую поместили найденную икону. Святой образ получил
название Толгской Богоматери, по имени реки Толги, впадающей в Волгу на этом
месте. Устроенная здесь в XIV веке Толгская обитель стала одним из самых
почитаемых монастырей Ярославщины.
В начале XV века в ней разразился сильный
пожар, уничтоживший почти все монастырские строения. Монахи со скорбью
простились с почитаемым образом Богородицы, думая, что он сгорел. Однако икона
вскоре чудесным образом была обнаружена в монастырской роще. Вновь обретенная,
она продолжала дарить помощь и исцеление от недугов многим страждущим. На
пожертвования прихожан в 1683 году был возведен новый величественный Введенский
собор, ставший главным строением монастырского комплекса. Пятиглавый,
белокаменный, он сооружался по проекту искусного зодчего – Ростовского
митрополита Ионы (Сысоевича). Введенский Толгский монастырь связан с именами
царских особ, неоднократно посещавших обитель, и многих знатных людей Земли
Русской. Здесь принял последнее причастие опальный патриарх Никон, в обители
погребены представители древних княжеских родов Голицыных, Вяземских,
Троекуровых, герой Отечественной войны 1812 года генерал Н.А.Тучков,
прославленный ярославский губернатор А.П.Мельгунов. В 1917 году Толгский
монастырь был закрыт. В годы советской власти на его территории размещалась
детская исправительно-трудовая колония. После этого монастырь практически
превратился в руины. В канун 1000-летия Крещения Руси в 1987 году началось
постепенное возрождение обители. В 1992 году был заново освящен Введенский
собор, в котором чудом сохранились древние фрески, которые создавали
талантливые ярославские мастера. Храм имеет придел святых князей Федора, Давида
и Константина. В нем и по сей день бережно хранится чудотворный образ Толгской иконы
Божьей Матери.
Серпуховской Введенский Владычний
монастырь, один из древнейших на Подмосковной земле, был основан в 1360 году
святителем Московским Алексием по повелению Пресвятой Богородицы, голос Которой
он услышал от Ее иконы. «И в то время, – повествуется в летописи, – паки
глас бысть: Алексие, Алексие, постави монастырь во имя Мое в пределе града
Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам
человеческим».Повинуясь воле Божией и Пресвятой Богородицы, святитель послал
своего келейника, инока Варлаама, отыскать место для монастыря и заложить храм.
Перед началом строительства Варлааму было видение, о котором он поведал
святителю Алексию только перед своим преставлением: «Почто монастырь наречется
Владычен, а не Алексиевский, занеже видех Владычицу, и Тоя бысть
промыслом. Егда падох, и видех Ангелы держимь монастырь, и Захария в дверех
церковных стояща и Богородицу с рождшими Ю входящу, Захария же Богородицу приим
и посади на третией степени». В обители был сооружен, не ранее 1597 года,
Борисом Гадуновым Введенский собор, вместо каменного здания 1362 г. Окружающие
собор паперти полностью перестроены в XIX в. Собор закрыт в 1927 г., служил
складом. В нач. 2000-х храм отреставрирован в формах XVI
Древняя Введения церковь в урочище Шкнятино
Солецкого района Новгородской области. Каменная церковь, из толстых
известняковых плит, была построена в Скнятине на рубеже XI-XII веков. По всему
периметру территорию погоста, а это все нынешнее обширное по размерам
Шкнятинское кладбище, обнесли каменной стеной. В 1938 г. в Сольцах началось
строительство военного аэродрома и церковь снесли. Каменный забор разрушали
вручную ломами, применяли и взрывчатку. Колокола спускали на талях. Вслед за
колокольней быстро разобрали пристройку и взялись за первое, старинное здание
церкви. Разбить стены и крышу, сложенные из толстых и крепко скрепленных
известковых плит, не удалось. Разбили стены древней церкви уже немцы в годы
оккупации, а окончательно уничтожили церковь уже после Великой Отечественной
войны жители Замостья и Каменки.
В честь Введения во храм Пресвятой
Богородицы был освящен придел церкви Воскресения Христова со Стадища в Пскове.
Девичий Воскресенский монастырь стоял на Запсковье. Храм датируют 1532 годом.
Позднее церковь также неоднократно перестраивалась. Древний четверик храма
четырехстолпный, трехапсидный, перекрыт слитными сводами. Крыльцо со столпами,
притвор, звонница, южный придел и северная часть церкви относятся к XVII-XVIII
векам. В 1924 году храм закрыли. В наши дни церковь передана местной общине РПЦ
и отреставрирована.
В 1547 г. в Сергиев Посаде была построена
каменная одноглавая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Подоле на
средства боярина И. Хабарова. Несколько раз
церковь перестраивалась, современные своды
с главой устроены в 1740 году.Храм закрыт в 1928 г., в1968 частично
отреставрирован. Возвращен Троице- Сергиевой лавре в 1991 году.
Существующее здание церкви Введения, «что
в Барашах», было построено между 1688 и 1701 годами. Раньше здесь была
Барашевская слобода, где проживали шатерники, отвечающие за царские шатры в
военных походах. Для них, как и во многих других московских слободах, была
возведена своя приходская церковь. Храм представляет собой великолепный пример
старинной архитектуры в стиле нарышкинского барокко. Пышные, оформленные
колонками наличники окон украшены замысловатыми гребнями. Особое внимание
уделено украшению мелких деталей – тяг, карнизов, кронштейнов, что придает
убранству храма ритмичный графический характер. Главный барочный иконостас
храма сохранился с 1701 года. В советское время несколько ценных икон были
переданы в Третьяковскую галерею, где хранятся и поныне. В Введенском храме
имеется придел, посвященный мученику Лонгину Сотнику, считавшемуся покровителем
Московского царского рода. В XVII веке в день Лонгина (16 октября) на службу в
Введенскую церковь прибывали сами государи. В 1932 году церковь закрыли. Власти
постановили снести ее под строительство многоэтажного дома, но храм чудом
уцелел. Внутри его сделали общежитие строительных рабочих, а затем завод
электроизделий. Церковь была обезглавлена и обезображена заводскими
надстройками. Лишь в начале 1970-х годов началась ее первая реставрация,
которая длилась более десяти лет. Храм был возвращен верующим в 1993 году. В
2010 была завершена замечательная стенная роспись трапезной части храма, что
создало в нем удивительно теплую молитвенную атмосферу. В настоящее время храм
находится под государственной охраной. При нем действует Воскресная школа,
мастерские резьбы по кости и золотого ши
Введенский храм в Ямской слободе города
Курска.
Священник Введенской церкви Г. Попов
писал: «Самый первый храм в Ямском приходе основан в 1661 году. По преданию,
храм этот был деревянный. За ветхостью сломан. Иконостас из него продан в село
Пойменово Курского уезда. На месте его стоит каменный памятник. В десяти
саженях от него стоит нынешний Введенский храм уже второе столетие».У С.
Ларионова читаем: «... в оной слободе церковь каменная богато украшенная
(современная) с оградой каменною же вокруг, выстроенная ямщиками в 1752 г. во
имя Введения во храм Пресвятой Богородицы». Храм освящен преосвященнейшим
Иосафом Миткевичем 19 июня 1761 года.
Во время крестного хода при переносе
чудотворной иконы «Знамение» из Коренной пустыни в Знаменский собор
образ оставался во Введенском храме.
В августе 1939 года церковь закрыли и
разобрали колокольню.
Богослужение возобновлено в конце 1941
года.
В годы военного лихолетья церковь
поддерживала в народе веру в победоносное завершение войны с врагом. В годы
Великой Отечественной войны в подвале храма куряне спасались от вражеских
бомбежек. После освобождения Курска, с 8 февраля 1943 года по 24 января 1944
года, как свидетельствуют архивные документы, от приходского совета и причта
Введенской церкви на оборону страны и на помощь раненым было передано 1000
рублей на танкостроение, 3000 рублей - на постройку самолета «Курский красный
партизан», 25000 рублей – на оборудование госпиталя для офицерского состава.
Взносы и пожертвования в подшефные госпитали №№ 397, 1698 и 2489 составили
31500 рублей. К новогодним подаркам в эвакогоспиталь № 2489 (на сумму 5054
рублей) приходской совет и причт добавил пирожки, яблоки, кисеты.
В 1973 году, в одной из последних
атеистических компаний, местной властью было вынесено решение об уничтожении
Введенского храма. И только заступничеством Всероссийского отдела культуры,
прихожан вставших грудью на защиту своей святыни, а так же директора областного
архива Ульянкина Н.А., выдавшего справку о церкви как памятнике архитектуры,
был спасен Введенский храм.
По- прежнему эта церковь является духовном
центром современной Ямской слободы и служит его украшением. Постановлением
Курского облисполкома от 16.02.1989 г. церковь была отнесена к памятникам
архитектуры местного значения.
В настоящее время храм посещается
многочисленными богомольцами. Воссоздана некогда разрушенная колокольня.
Построено новое церковное здание, в котором располагается баптистерий для
совершения Таинства Крещения, классы для проведения уроков в Воскресной школе,
трапезная и прочие административные и хозяйственные помещения.
Кроме предела Введения Богородицы, храм
имеет приделы св. мучеников Флора и Лавра и Трех святителей.
видео:
Народные и казачьи обычаи в праздник
Введения Богородицы
День матери- казачки
4 декабря — большой христианский праздник
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Он совпадает с ещё одним праздником —
Днем матери-казачки, который имеет давнюю историю. Его корни уходят в
русско-турецкую войну.
В 1774 году девятитысячный отряд татар и
турок вторгся на территорию Государства Российского. Так как все строевые
казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы Наурской (Чечня)
легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети.
Полторы-две сотни женщин со стариками и
малолетками храбро встретили врага. Били из ружей, рубили и кололи лезущих на
валы, перетаскивали с место на место несколько оставленных в станице пушек,
встречая атаки картечью. По легенде, одну из атак чеченцев сметливые казачки
остановили, вылив на них с вала… горячий суп из свинины… Осада длилась 2 дня, и
противник, оставив сотни трупов, ушел ни с чем.
В честь нелегкой победы казачек
станицы Наурской возведен памятник, а также
установлен День матери-казачки. И хотя само событие случилось в конце
июня 1774 года, праздник в честь этой победы женщин над врагом был совмещён с
церковным — Введения Пресвятой Богородицы во храм.
Отношение к женщине у казаков всегда было
особенным. Именно женщина являлась хранительницей семейного очага, традиций.
Женщина-казачка ждала мужа домой, воспитывала маленьких казачат, ибо главное
предназначение казачки — стать матерью, хранительницей очага.
День матери-казачки празднуется ежегодно.
С утра казачка надевала лучшее платье. В день должна была сменить 3-4 наряда.
После завтрака казачки-соседки собирались человек по десять на улице и
поздравляли казачек с их праздником, низко им кланяясь, благословляя на
здоровье и хороший урожай в следующем году.
Казачка была не только неутомимой
труженицей, но и организатором. Номинально руководил большим семейным
коллективом старик-дед, но далеко не все казаки доживали до седин. Дед мог быть
уже и недееспособным, инвалидом. И работу по хозяйству организовывали бабки,
матери, жёны казаков. Распределяли домашних, кому чем заниматься, если нужно,
нанимали работников и руководили ими. Казачки умели и торговать, чтобы часть
продукции обратить в деньги и приобрести необходимое. Подобной инициативы и
самостоятельности русские крестьянки не знали. У них-то всегда муж был рядом.
Но казачка умела не только это. При нападении
врагов она снимала со стены мужнину саблю, ружье и дралась насмерть, защищая
детей или давая им возможность убежать. 800 казачек участвовали в обороне Азова
в 1641 году. А сколько в XVI—XVIII вв. встречается упоминаний о нападениях
степняков на донские, терские, кубанские, волжские, уральские, сибирские
городки? Если мужчины были дома, казачки укрывали детей и скот, выступали
«вспомогательной силой», заряжая ружья, помогая ремонтировать укрепления,
тушить огонь, перевязывая раненых. А коли главный защитник семьи отсутствует
или уже пал – сама казачка становилась защитницей! Рынки Крыма и Тамани были
переполнены русскими и украинскими полонянками, но из казачьих городков хищники
угоняли только детей и совсем юных девушек. Казачки в плен не сдавались, сражаясь
до конца!
В казачьей семье женщина испокон веков и
по сей день тяжёлым и упорным трудом оберегает все, что составляет основу
жизненного уклада казачьей семьи. Казачка посвящает себя дому, детям,
воспитывая сынов и дочерей в духе казачьих традиций, прививая любовь к родной
земле, чувство собственного достоинства наряду с уважением к старшим,
готовностью встать на защиту Родины.
День праздника Введения во храм Пресвятой
Богородицы отмечен в народном месяцеслове целым рядом особых поверий и
связанных с ними обычаев. Сохранился целый ряд простонародных песенных
сказаний, являющихся в то же самое время и хвалебными величаниями впервые
вступившей во храм Господень Пресвятой Деве. «Ты во церковь приведеся,
архиереом воздадеся и от ангел предпочтеся», — начинается одно из них.
За этим началом-«запевкою» следует повторяющийся и в самом конце стиха припев:
«Приведутся девы, ближняя Ея, во след Ея во Святая Святых!»
Сказание, прерванное этим четверостишием, продолжается: «Захария сликовствует, пророчески извествует, веселяся торжествует.
Руце старец простирает. Царицею называет, сладкими гласы воспевает. Днесь
подъемлет старец Деву, да возведет Евву, да разрушит клятву древню. Евва, ныне
веселися: се Девая Днесь явися, на престоле спосадися. Дух Святый осеняет, а
Девая принимает, трилетна всем ся являет. Прилетают херувими, окружают
серафими, поют гласы трисвятыми. Ангел пищу принашает, а Девая принимает,
кверху руце простирает»… Другой воспевающий этот праздник стих
начинается словами о горах Сионских, на которых Бог «завет
положил, свыше нам с небес свет Божий открыл, струями словес сердце напоил».
В третьем — приглашаются торжествовать «патриарси», «вси
девы» — бодрствовать и «ликовствовать со пророки». В четвертом
— веселится праматерь-Ева. И во всех них явственно
слышится благоговейное чувство народа-песнотворца, воздающего честь-хвалу
Богоматери.
Этот праздник относился на Руси к женским,
«бабьим» праздникам, как и день Покрова Богородицы, мучениц Екатерины и
Варвары, а также Параскевы Пятницы.
На праздник Введения по народным традициям
(если было достаточно снега) начинались санные катания. «Делу время, потехе —
час!» — говорит и в наши дни русский человек, чередующий свои работы и заботы с
отдыхом. К первому санному гулянью наши предки относились как к особому
торжеству. Открывали «сезон» молодожены, обвенчанные церковью.
В старину праздник Введения был днем
первого зимнего торга. Введенские ярмарки начинались сразу после окончания
утренней божественной литургии и часто располагались на прилегающих к
Введенским храмам площадях. На ярмарках можно было приобрести разнообразные
товары, повеселиться от души и полакомиться предложенными угощениями.
Именно на Введенских ярмарках продавали сани — одиночные, парные, троечные;
будничные и праздничные, украшенные искусной резьбой или росписью, а также
конную упряжь для зимы. Кроме этого, на Введенских ярмарках всегда продавали
мороженую рыбу, а также привезенные из окрестных деревень заготовки осенней
поры — сушеные грибы и ягоды к постному столу горожан. На праздничных ярмарках
в зимний период разносчики продавали пирожки «с пылу, с жару» и угощали всех
горячим сбитнем — травяным настоем с медом.
Праздник Введения всегда связывался с
природным циклом вхождения природы из осени в зиму. По погоде на этот праздник
делали выводы на состояние природы в дни всех последующих зимних праздников: «В Введенье мороз — все праздники морозны, а тепло — все праздники
теплы». На Руси сформировалось много пословиц, с которыми связаны
приметы этого времени года. В некоторых российских регионах на Введение нередко
случалась оттепель, тогда говорили:
Введенские морозы зимы не ставят;Введенье
ломает леденье;До Введенья если снег выпадет, то растает.
Если морозы к этому времени уже
устанавливались, то говорили:
Введенские морозы рукавицы на мужика
надели, стужу установили, зиму на ум наставили;На Введенье — толстое
леденье;Введенье пришло — зиму привело;Если с Введенья ляжет глубокая зима,
готовь глубокие закрома — будет богатый урожай хлебов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий