Заговенье на Рождественский пост, Филиппов день






   Рождественский пост (Фили́ппов пост, в просторечии Фили́пповки) — пост, установленный в честь Рождества Христова в восточной христианской традиции. Соблюдается с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января). Во многом аналогичен предрождественскому периоду Адвента на Западе.
Древнерусское народное название рождественского поста — Корочун.. По предположению Карамзина, такое название происходит из-за коротких дней в этом посту
Установление Рождественского поста относится ко времени раннего христианства. В исторических источниках он упоминается с IV века. Первоначально Рождественский пост длился семь дней, после чего реформой 1166 года по решению патриарха Константинопольской православной церкви Луки Хрисоверга при императоре Мануиле он стал сорокадневным.
Армянская апостольская церковь (ААЦ), после Четвёртого Вселенского собора не состоящая в общении с Восточным православием, до сих пор сохраняет эту древнюю традицию и держит пост в течение семи дней. ААЦ, относящаяся к группе древневосточных церквей, совместно отмечает праздники Рождества Христова и Богоявления. Рождественский пост в ААЦ, как и в первые века христианства, продолжается в течение семи дней. Начинается пост 30 декабря, заканчивается 5 января. вечером в сочельник, когда в церквях закончится рождественская литургия и начнут разносить и передавать благую весть Рождества, а люди — приветствовать друг друга словами «Христос родился и явился! Благословенно явление Христово!»

В православных церквях византийской традиции Рождественский пост является одним из четырёх многодневных постов церковного года и служит 40-дневным приготовлением к празднованию Рождества Христова.
Соблюдается с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января) включительно и завершается праздником Рождества Христова. Заговенье (канун поста) — 14 (27) ноября — приходится на день памяти святого апостола Филиппа, поэтому пост называют также Филипповым. Если заговенье выпадает на однодневные посты, среду или пятницу, то оно перемещается на 13 (26) ноября.
На пост приходится память многих ветхозаветных пророков: Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и Даниила. В дни памяти пророков, а также в ряд иных дней (все дни: 19, 26 и 29 ноября и 1, 2, 3, 7, 8, 11, 14, 16, 18 и 19 декабря) Устав предписывает петь «Аллилуйя или тропарь», что означает: если в указанные дни не будет праздника, предпразднства или попразднства, а также если такой день не случится в субботу или Неделю (воскресенье), то на утрене вместо «Бог Господь» поётся «Аллилуиа» и «все возследование с поклоны, якоже и в великую четыредесятницу». Такой же порядок службы предусмотрен Уставом на первый день поста — 15 ноября, если он не приходится на субботу или Неделю.
В современной приходской практике Русской православной церкви исполнение данного указания Устава оставляется на усмотрение настоятеля и обычно в указанные дни богослужение отправляется по вседневному, а не великопостному чину.



Традиции Православного поста

Две тысячи лет назад человечество с надеждой ждало Спасителя. Однако большинство представляло Его в виде земного царя и поэтому не заметило день Его Рождества. Спокойно спал Вифлеем, и только горстка пастухов услышала ангельское благовестие.
Эти люди поверили, что Спаситель может родиться не в царском чертоге, а в пещере, где укрывают овец от непогоды. Эти люди увидели Того, Кого ждал весь мир, потому что были чисты сердцем. И в награду за все им открылась тайна Воплощения Любви. Как часто люди надеются на то, что жизнь улучшится благодаря внешним причинам. Они не подозревают, что мрак повседневности может осветить лишь любовь в их душах. Но, чтобы обрести ее, необходимо очистить свое сердце.
Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.
Во время поста не едят мясо, сливочное масло, молоко, сыр и яйца. В понедельник, среду и пятницу уставом не благословляются рыба и вино. Со 2 по 6 января пост усиливается — в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Существуют послабления в посте для младенцев, беременных женщин и тяжелобольных людей. О своей мере поста лучше посоветоваться со священником: рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и попросить благословение на те или иные послабления. Как проводить время поста Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. Как приучить себя к посту Правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и пития. Во время поста надо понемногу уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, — неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством.



Святые отцы о Рождественском посте

«Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».
По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, — пишет святитель, — так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
По словам св. Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. И мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия, и чтобы кроме обычных даров и жертв принести ему чистое сердце и желание следовать его учению.
Святитель Василий Великий Пост — дар древний, неветшающий, нестареющий, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте. Сколько отнимешь у тела, столько придашь душе. Пост посылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями Святитель Иоанн Златоуст Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния. Пост от милостыни заимствует свою твердость. Если ты постишься без милостыни, то пост твой не есть пост, и такой человек хуже обжоры и пьяницы, и притом настолько, насколько жестокость хуже роскошества. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров. Преподобный Паисий Величковский Некоторые какое-то время постятся, а потом предаются сладким кушаньям. Дело в том, что многие начинают пост свыше своей силы и другие суровые подвиги, а потом ослабевают от неумеренности и неровности, и ищут сладких кушаний и покоя для укрепления тела. Так поступать то же значит, что созидать, а потом опять разорять, так как тело чрез скудость от поста понуждается к сласти и ищет утешение, и сласти возжигают страсти. Святитель Тихон Задонский Истинный и прямой пост — воздержание от всякого зла. Да постится память от злопамятства. Да постится воля твоя от злого хотения. Да постятся очи твои от худого видения: «отврати очи твои, чтобы не видеть суеты» (Пс.118:37). Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических. Да постится язык твой от осуждения, лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и гнилого слова. Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра. Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклонись от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15, 1; Петр 3, 11). Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься. Святитель Феофан Затворник Воздержание морит голодом демонов.
видео:



   Филиппов день (Куделица) — день в народном календаре у славян, приходящийся на 14 (27) ноября. В этот день по деревням доигрывали последние свадьбы — заканчивали свадебный сезон перед наступлением Рождественского поста (Филипповский). Начинается «волчий месяц», «волчьи свадьбы.
Этот день ассоциируется с апостолом Филиппом — одним из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа, которого на Руси всегда глубоко почитали, возводили в честь него многие храмы. Он упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10:3), от Марка (3:18), от Луки (6:14), а также в Деяниях Апостолов (1:13).
Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром и призван за ними третьим. Филипп привёл к Иисусу Нафанаила (Варфоломея) (Ин. 1:43–46). На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется ещё трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для множества народа (Ин. 6:5–7); приводит к Иисусу Еллинов (эллинизированных иудеев; Ин. 12:20–22); просит Иисуса на Тайной вечере показать Отца (Ин. 14:8, 9).
Упоминаемый в Деяниях апостолов Филипп (апостол от 70) — один из семи избранных и поставленных заботиться о распределении пропитания диаконов (Деян. 6:1–6), который вскоре чудесным образом крестил Ефиоплянина, евнуха, вельможу Кандакии, царицы Ефиопской, хранителя всех сокровищ её, приезжавшего в Иерусалим для поклонения (Деян. 8:26–40), — другое лицо, тёзка апостола Филиппа.
Евсевий Кесарийский приводит сообщение Климента Александрийского о том, что диакон Филипп был женат и имел дочерей (Деян. 21:8, 9), у диакона Филиппа было четыре дочери), с которыми был знаком и Папий. После Вознесения Господа апостол Филипп, по преданию, проповедовал Слово Божие в Галилее, Греции и некоторых других странах, сопровождая проповедь чудесами: он воскресил младенца, которого несла на руках безутешная мать. Проповедуя Христа в Иераполе Сирийском, апостол Филипп вызвал сильный гнев в народе, угрожавшем даже побить его камнями, и по требованию толпы воскресил мёртвого, которого несли на носилках в продвигавшемся мимо погребальном шествии. Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. За проповедническую деятельность был казнён (распят головой вниз) в 80 году — во время правления римского императора Тита — в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.
видео:
Народные традиции и верования

День святого Филиппа праздновался широко, щедро: это было Заговенье перед Рождественским постом Филиппово заговенье — начало рождественского «холодного» поста. Другое название поста — Карачуновский. Это название связано с древним словом «карачун», означавшем тьму, смерть и самую длинную ночь в году. Впоследствии карачуном стали называть внезапную смерть в молодом возрасте.


Важнейшим элементом любого заговенья у славян была пища.
В эти дни готовили разнообразные лакомства, угощались сами и угощали гостей. Пища существенное место занимала в обрядах и верованиях. Например, белорусы считали, что первыми на заговенья должны есть женщины, в этом случае будет хороший приплод скота женского пола.
В некоторых губерниях в осенний мясоед проходил мирской обеденный пир — «Никольщина» — с поеданием трёхлетнего, специально откормленного бычка.
В этот день девушки и парни обменивались подарками, в которых тоже преобладала пища.
На Филиппово заговенье принято было выносить на двор закуску домовому, чтобы водился скот. Домовых призывали на ужин, величая их и домовыми, и родителями.
Белорусы перед Филиповкой (белор. Піліпаўкай) звали в гости бабу-повитуху.
Филипповки — последний срок свадьбы справлять — конец осенним свадебным неделям (начинались в Покров день), в посты свадеб не играли\
Девушки в Филиппов день гадали на будущего супруга. За ужином тайком оставляли кусочек говядины, который потом прятали под подушку со словами: «Суженый-ряженый! Приди ко мне во сне заговляться». Во сне к девушке должен явиться будущий муж
В некоторых областях было принято на Филиппа изгонять тараканов. К лапе насекомого привязывали ниточку, а потом всей семьей его тащили из дома за нитку. Нужно было вытащить усача за пределы двора. Считалось, что этот ритуал поможет изгнать тараканов до следующей весны.
В Филиппов день крестьяне на мельницу возили зерно молотить. Первыми инструментами, с помощью которых измельчали зерно, были пестик и ступка. Позже зерно стали перетирать, а не толочь.
Во многих сёлах Центральной России с этого дня (до Благовещенья) уходили на отхожий промысел
С этого времени, около Филиппова дня, начинается «волчий месяц». Существовало поверье что волки с этого дня «стаятся и начинают бродить, и поближе к жилищам людей подбираются». Со следующего дня начинались «Волчьи свадьбы». В эти дни женщины не работали, не трогали острых вещей: ножниц, игл, ножей, — чтобы волки не напали на отару овец. Чтобы волки не нападали на людей, — не прикасались к шерсти, не пряли, не стирали, не шили, в особенности мужскую одежду. Болгары считали, с 11 по 21 ноября (волчьи праздники), а особенно в этот день, по земле бродят самые опасные болезни, день этот соответственно назывался — Мратинци (мертвяки).
Апостолу Филиппу молились при разных недугах, особенно при глазных болезнях и укусах змей, в печали и скорби.
На 27 ноября народные приметы помогали понять, какой будет будущая погода, урожай и многое иное. небо затянуто тучами – в мае будут идти проливные дожди; ветки покрыты толстым слоем инея – погода будет суровой, но в следующем году уродит богатый овес; туман по дороге стелиться – скорому теплу, которое задержится надолго; деревья покрылись все инеем – снега в ближайшие дни не ждите; громко каркают вороны – к скорому потеплению; если хорошо ловиться налим – весна будет ранней; пасмурно на улице – богатому урожаю, а солнце – неурожаю; идет на улице дождик – богатым урожаям зерна; не женились/вышли замуж до этого дня – сидеть холостым и неженатым еще год.
Считали, если человек родился на этот день – характер будет упрямым и волевым, он будет уверенным в твоих силах, никто не свернет его с пути.

    В этот день справляли именины:
Аристарх,Филипп,Алексей,Григорий,Николай,Михаил,Порфирий,Сергей,Александр, Василий,Константин,Даниил,Петр,Федор и Анна.



В Филиппов пост начиналась «Куделица» – первая неделя прядения, когда женщины, девушки, девочки и даже иногда мальчики готовили лен для пряжи. В этот день говорили: «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом». «У нерадивой пряхи и про себя нет рубахи». «Соха кормит, веретено одевает». Деревенская молодежь с нетерпением ждала Филипповок, когда в деревнях начинали прясть. Из-за того, что все Филипповки были заняты прядением, этот пост в некоторых местах носил название прядистое говенье или прядильное, прядкое говенье. Говорили: «Филипп не напрядет, так Великан не наткет, Не напрядешь зимой, будет нечего ткать летом, Прялка не Господь, а рубаху дает, Кудель – не медведь, на неё и завтра можно посмотреть.
. В Филипповки женщины старались как можно больше напрясть, чтобы в Великий пост побольше наткать.

Обережная кукла Филипповка

Именно 27 ноября старшее поколение домашних делали особую обережную куклу – Филиповку, делалась она самостоятельно, только так приносила в дом счастье, немалый достаток. Имела шесть рук, которыми помогали превратить самый изнуряющий труд на легкую работу, приносящую удовольствие, защищала рукодельницу от травм, любых повреждений.
Эта особыми словами, ритуалами заговоренная кукла помогала легко справиться со своими чадами – они наполняли дом счастьем, уютом, радостным смехом. Если девушка, недавно вышла замуж – оберег делала ее мама, так как вместе с защитой передавала ей собственную мудрость, жизненно важный опыт. Этот опыт помогал правильно вести хозяйство, давал сил для внимания, заботы для мужа, детей.


Но наши предки говорили – такая кукла не должна иметь человеческого лица, иначе получив свой лик, она могла стать хозяйкой, подчинить всех домашних своей воле. Безликая, наоборот защищала дом, всех домашних, хозяев от напасти, проделок врагов, завистников. Голову обязательно венчали венком – чтоб женщины всегда цвели и радовали окружающих своей красотой.
Ее одевали в красного цвета платье, обязательно пришивали красивый кармашек – туда на удачу, богатство клали монетку. Данную куклу — оберег ставили в почетный угол, на печку, никто несмел трогать, даже дети. Ее почитали, смотрели, расчесывая волосы, переодевали, говорили, обязательно спрашивали совета, рассказывали секреты.
видео:

Комментариев нет:

Отправить комментарий