ЖИТИЕ
Святая
великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии)
при императоре Максимине (305–311 гг.) в знатной языческой семье.
Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан
к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних
взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил
для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения
отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара
часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные
к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает
ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец,
сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое
небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала
не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая
Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на
ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении
руку твоею поучахся» (Пс.142:5) (икос 2).
Со
временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи,
прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары,
решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал
от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со
временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к
замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что
в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.
Однажды,
когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась
с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге,
о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой
Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то
время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший
вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила
совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы
святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная
благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу.
Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.
За
время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной
башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить
два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство,
упросила их сделать третье окно – во образ Троичного Света (икос 3).
Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном,
«Три лучше чем два, – говорила Варвара, – ибо у неприступного, неизреченного
Света Троичного Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары
христианские вероучительные наставления, Диоскор пришел в ярость.
Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из
дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом
расступилась перед ней.
К
вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с
побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару
к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что
она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет
мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле».
Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних
отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью
обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа
Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами и после этого
растирать глубокие раны жесткой власяницей.
В
конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой,
ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою.
Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца,
чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем». На следующий
день все были удивлены, увидев Варвару, – на ее теле не осталось никаких
следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка,
по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание
пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнаженными
по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их
тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос
7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы
мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию
правителя мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам
Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния,
превратив его тело в пепел.
Мощи
святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь,
а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081–1118
гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем,
привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь – в кафедральном
соборе святого князя Владимира.
Худ.
фильм:
Святая Варвара
Док.
фильм: Заступница Варвара
См.
также: «Житие и страдание святой великомученицы Варвары» в изложении
свт. Димитрия Ростовского.
История мощей святой Варвары
В
VI веке мощи святой
великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь.
Как гласит православное предание, в 1108 году
царевна Варвара Комнина,
дочь византийского императора Алексея Комнина,
перед отъездом на Русь попросила
в дар у своего отца целебные мощи. Муж её, великий князь Святополк Изяславич
(в крещении — Михаил), выстроивший годом ранее в Киеве каменную
церковь, с почестями положил там целебные мощи великомученицы и основал Михайловский Златоверхий
мужской монастырь. Во время нашествия Батыя мощи
были сокрыты, а затем вновь возвращены на прежнее место (историки оспаривают
некоторые факты: у Алексея Комнина не было дочери по имени Варвара, а женой
Святополка, чьё имя неизвестно, скорее всего, была дочь чешского
князя).
В
1644 году при киевском митрополите Петре Могиле
часть перста великомученицы была дана канцлеру Польского королевства
Георгию Оссолинскому.
В те же времена левая рука, находившаяся долгое время в Греции, была
перенесена в город Луцк, где
положена в монастырской церкви в честь Воздвижения Креста
Господня. В 1650 году великий гетман
литовский Януш Радзивилл,
взяв приступом Киев, получил две частицы мощей от перстов и от ребра святой.
Часть от перстов досталась его жене, а затем киевскому митрополиту Иосифу Тукальскому,
а после его смерти попала в город Батурин, в
монастырь Николая Чудотворца,
где мощи благоговейно почитались как источающие чудесные исцеления.
В
1656 году киевский митрополит Сильвестр
передал часть мощей антиохийскому патриарху
Макарию.
В
начале XVIII века
киевским митрополитом Иоасафом (Кроковским)
был составлен акафист святой
великомученице Варваре, который и поныне поётся пред её святыми мощами.
При
разрушении Златоверхого Михайловского монастыря в 1930-х годах мощи святой
Варвары были изъяты и переданы в музей. Ныне они покоятся во Владимирском соборе
в Киеве, принадлежащем Православной церкви
Украины.
Левая
стопа святой находится в Свято-Варваринском соборе г. Эдмонтон
(Канада), — она была вывезена из Киева в 1943 году епископом Пантелеимоном (Рудыком),
который с 1952 года служил в Канаде.
Традиции и обряды на Варварин день
Народное
название праздника: Варварын день, Варвара зимняя,
Варвара Заваруха, Варварены морозы и др.
Святая
великомученица Варвара считается покровительницей военных, шахтеров,
ремесленников, моряков, торговцев и путешественников.
17
декабря с утра крестьяне отправлялись в церковь, молились о здоровье и
благополучие святой Варваре.
Главные традиции 17 декабря — молитвы о женском счастье,
начало подготовки к новогодним праздникам, запрещено прясть.
—
На Руси Варвару считали своей заступницей все женщины. Они просили её о защите
перед несправедливостью мужа или свекра. Особенно святая почиталась у
беременных, просивших о здоровье для себя и ребенка.
—
Еще верили, что великомученица поможет избежать внезапной смерти без покаяния,
которую считали самым страшным наказанием у христиан. Кроме того, в день
Варвары служат панихиды по умершим.
—
В этот день традиционно освящают воду. Раньше было принято идти к полынье за
водой хорошо одетыми и причесанными, здороваться и разговаривать с ней, как с
живой. Потом на этой воде варили ритуальную кашу, оставляя на ночь в котле. А
по застывшей корочке судили о благополучии в семье и урожайности следующего
года.
—
Девушки в День святой Варвары устраивают гадания на варениках: начинка из
сахара сулила сладкую жизнь; монетка означала прибыль и материальное
благополучие; укроп – крепкое здоровье; белая нитка – дальнее путешествие,
черная – короткую дорогу; кольцо – свадьбу; мука – неудачи.
—
На Варвару, как правило, наступало время сильных морозов. Отсюда и ещё одно
название дня — Варварины морозы. В народе по этому поводу говорили:
«Трещит Варюха — береги нос да ухо!». Зато дороги становились прочными.
«Варвара мостит, Савва гвозди острит, Никола прибивает», — подмечали наши
предки.
—
17 декабря звезды особенно ярко сияли на чистом морозном небе, а их свет,
отражаясь от снега, создавал впечатление, что день стал чуть менее темным.
Кроме того, в середине декабря люди уже жили ожиданием солнцеворота, поэтому
верили в то, что на Варварин день ночь начинает убывать. «Варвара от ночи
уворовала, да ко дню притачала», — говорили в народе.
—
Близость к большому годовому празднику — Николе зимнему — предопределила
отношение к Варвариному дню, как началу праздничного периода, как времени
гуляний и праздности. Ещё В.И. Даль отмечал, что глаголы «варварить», «саввить»
являются синонимами слов «кутить», «гулять», «пить». Женщины в этот день
готовили сладости: карамелизовали орехи в сахаре, варили в меду ягоды и фрукты,
пекли пряники, делали леденцы. Мужчины занимались варкой пива и меда, самыми
популярными напитками в новогодние праздники.
—
Работать на Варвару женщинам не рекомендовалось. Существовали запреты на
некоторые виды деятельности, мотивированные требованием отмечать Варварин день
как нерабочее время, что вытекало из осмысления святой Варвары, как
покровительницы женских ремёсел, строгой святой, наказывающей за непочтение к
ней.
—
В западных славянских странах в этот день по домам ходили «Варварки» – женщины
и девушки, закутанные в белые простыни. Лицо они могли прикрывать вуалью или
фатой. Белый цвет символизировал чистоту и невинность Варвары. В некоторых
областях женщины посыпали себе лицо мукой и распускали волосы.
Две
или три девушки ходили вместе. Одна из них несла в руке корзину с яблоками,
орехами и сладостями: это были подарки для малышей. Другая несла метлу для
наказания плохих детей. Перед домом они звонили в дверь или стучали в окно,
тихо входили и пели песню о св. Варваре, угощали детей и шли дальше. Иногда
дети должны были молиться, петь или рассказывать стихи для получения подарка.
—
Наши предки верили, что с Варвариного дня по земле начинает ходить Дедушка
Мороз – старик с длинной седой бородой. Стоит ему вдохнуть поглубже, как всё.
Варвара
ночи урвала, украла, день приточила. Все тепло да тепло, погоди – придет
Варвара, заварварят и морозцы.на земле замерзает и инеем покрывается. Скажет
Дед Мороз слово и снег пойдёт, топнет ногой – в лесу деревья затрещат.
Приметы и поговорки на Варварин день
Варвара
ночи урвала, украла, день приточила. Все тепло да тепло, погоди — придет
Варвара, заварварят и морозцы.Если на Варвару стукнул мороз, то он простоит и
ближайшие дни.Если к 17 декабря морозы отступили, то урожай льна будет
хорошим.Вечерний закат зацвел красными красками – жди морозного и ясного дня. А
если закат заволокли облака, то жди снегопада.Если ночное небо тусклое (без
звезд) – жди оттепели.Если дым, поднимающийся из трубы, стелется по земле, то
вскоре холода отступят.Родившиеся 17 декабря слишком практичны. Женщины могут
стать хорошими мастерицами.Варвара ночи украла, дня притачала. Саввы-Варвары
ночи урвали, кур воровали, под печку клали.Трещит Варюха — береги нос и
ухо!Наша Варвара не любит ухи без навара.Варвары заварят, а Сава поправит, а Микола
гвоздём забьёт, уже тогда и зима.Как на Варвару украдёшь и не попадёшься, то
весь год будешь воровать и не попадёшься.
Именины 17 декабря
Дмитрий,
Александр, Геннадий, Алексей, Екатерина, Кира, Анастасия, Варвара, Василий,
Иван.
См.
видео:
Народный праздник
"ВАРВАРИНЫ МОРОЗЫ"
Комментариев нет:
Отправить комментарий