В весенне-летний период праздники троичного цикла были
одними из любимых и почитаемых в народе наряду с Пасхой, Красной Горкой (вторым
воскресением после Пасхи), Иваном-Купалой и т.д. К праздникам троичного цикла
относятся: Семик (четверг перед Троицей), Троицкая родительская суббота, Троица
и Духов День. (нажмите на интересный вам праздник, чтобы перейти к его
описанию) Как и повсеместно в восточнославянской традиции, празднование этих
дат у казаков было связано с многочисленными обрядами.
Казачки ст. Зеленчукской
Семик
В станицах сибирских казаков в этот
день украшали ворота и наличники домов зелеными ветками, устилали полы в избах
травой. «Березовыми ветками, кукушкиными слезками украшали в избе, затыкали их
за иконы, наличники. Березы ставили под окна, украшали ими в церкви» [1].
Троицкая родительская суббота
День
поминовения усопших был связан с походами на кладбища и в храмы на поминальные
богослужения. На кладбищах поминали специально приготовленными для этого случая
блюдами: яичницей, крашенными яйцами, блинами, кутьей. На Дону в этот день
украшали жилища травой.
«…было принято ходить на кладбище, куда носили яйца,
окрашенные в желтый или зеленый цвет (листьями крапивы или травой «гусиные
лапки»); на могильные кресты привязывали ветки карагача (вяза). Повсеместно
ветками вяза украшали заборы, ворота и хозяйственные постройки, а полы жилищ и
церкви посыпали чабрецом» [2]. «…поминали умерших родственников блинами,
яйцами, крашенными богородской травой и березовым листом, «панахидой» (кутьей).
Служили в церкви заупокойную панихиду. Девушки вешали на могильные кресты,
сплетенные из цветов и березовых веток венки» [3].
Помимо Троицкой родительской
субботы, которая предшествовала самому празднику Троицы, усопших поминали и в
субботу Троицкой недели.
Троица
В
казачьих станицах празднование длилось в течение всей Троицкой седмицы и
сопровождалось вождением хороводов, танцами, играми, застольями. Девушки
«завивали» венки, пускали их на воду, устраивали посиделки в складчину, гадали
и «кумились»; молодые казаки устраивали скачки и соревновались в стрельбе.
Излюбленными блюдами на столах в этот день были: блины, вареные яйца, вино,
яичница, пироги.
Семья терских казаков
сунженско-владикавказского полка, нач. XX в.
«На Троицу завивают венки, ходят с песнями пускать их на реку. Танцуют
казачка, метелицу, лезгинку. Играют на гармонике, бьют в бубен» [4]. «На
Масленицу и Троицу, кроме скачек, устраивается еще своеобразный вид развлечений
— стрельба. Парни и девушки на Троицу завивают венки и пекут блины» [5]. «На
Троицын день в ст. Малодельской заплетают венки, водят хороводы, кумятся, а на
другой день бывает «ссыпка». Молодые казаки, девушки, а также и молодушки
собираются в одну хату и приносят с собою яйца, хлеб и деньги: «приготовят
яичницу, водочки купят — выпьют, закусят, а потом начинают петь песни, играть
игры и плясать». Каждый участвующей в ссыпке приносит неравную долю, а кто
сколько может» [6].
Неотъемлемой частью троичных молодежных гуляний был обряд
девичьего кумления, который соответствовал «братанью мужчин» [7]. Обряд
сопровождался вождением хороводов вокруг «троицкого деревца» (заранее выбранное
в лесу деревце, украшенное или наряженное в девичье платьице), пением
специальных «троичных» песен, завиванием венков, пусканием их на воду и
гаданием по ним.
«На Троицын день, когда справляют зеленые святки, казачки
отправляются в лес, сплетают там венки и украшают ими головы. Потом выходят на
поляну к речке, бросают в нее венки, и гадают по ним. После этого водят
хороводы (в коих, сколько мне известно, мужчины участия не принимают), поют
«веснянки», целуются сквозь венки. Поцеловавшиеся называют друг друга
кумушками» [8]. «…существовал обряд кумовства: девушки целовались через венок и
назывались «кумами на всю жизнь». Здесь же устраивали общую трапезу, когда ели
яичницу и целовались с парнями» [9]. «…меняются бусами и крестиками, целуются
до трех раз и после этого называются «кумушками» до следующего года» [10].
«Покумившись», девушки продолжали гуляние общим застольем, играми, танцами.
Зачастую к ним присоединялись парни. Такого рода молодежные сборища
способствовали сближению неженатых парней и девушек на выданье, завязыванию
знакомств, ухаживаний и т.д. Обычай «кумиться» был распространен так же в
губерниях центральной и южной России, а также частично на Украине и в
Белоруссии. В разных местностях он мог проводиться как на Троицу, так и на
семик, Духов День, Вознесение, Петров день (окончание Петрова поста).
Духов День
Особый интерес представляет
празднование Духова Дня в гребенских станицах. С этим днем связан уникальный
обряд — пускание «троицкого» корабля. Данное действо описано только в источниках,
посвященных гребенским казакам. Этот факт дает повод говорить о пускании
корабля на Духов День, как об уникальном явлении, имевшим место быть только в
традиции гребенцов.
Автор иллюстрации:
Светлана Наймушина
Корабль строился
специально. Конструкции кораблей в разных станицах были различными. «В станице
Курдюковской он представлял собой трехметровую лодку, окрашенную в красный цвет
(каюк), в Червленой — маленькую модель корабля с мачтами и снастями. В
Гребенской это было четырехугольное сооружение, «как стол», или просто доска.
По углам сбивались четыре «стрелки», пятая — самая высокая — посередине, на нее
надевали венок. На корабль помещали кукол в казачьих костюмах (казачка и
казачку, иногда только казака); для них накрывали на корабле стол с питьем и
едой — жареным воробьем (или куском курицы), яичницей; иногда ставили и вино в
маленькой бутылочке» [11]. Конструкция корабля обильно украшалась лентами,
лоскутами материи, флагами и парусами. С песней «Как по морю было, по морюшку»
корабль пускали на воду, после чего парни начинали палить в него из ружей.
«Дети выхватывали из воды остатки «корабля», ленты, лоскуты и делили между
собой» [11]. Кораблей в каждой станице делалось несколько — «каждый хоровод
отдельно» [12] готовил свой корабль.
Что означало это самобытное и весьма
замысловатое действо, сказать сложно. Не давали ему объяснения и сами гребенцы,
по свидетельству П.Г.Малявкина, записавшего обряд пускания корабля в станице
Червленой: «Казаки не дают себе отчета, что означает это празднество. Но
говорят, что это ведется еще иcстари» [12].
См. видео: https://ok.ru/video/1758522051156
Список источников, использованных в
статье Т.Н. Золотова. Календарные праздники сибирских казаков (кон.XIX-нач.XX
вв) // Культурологические исследования в Сибири, 2003 год № 2 (10);
М.А.Рыблова. Весенне-летняя обрядность донских казаков: половозрастной аспект
(XIX-XX в); Т.Н. Золотова. Календарные праздники сибирских казаков
(кон.XIX-нач.XX вв) // Культурологические исследования в Сибири, 2003 год № 2
(10); СМОПМК: станица Ищерская Терской области, составлено на основании данных,
представленных учительницами Бутовой и Лысенко. 1893 год; СМОПМК: станица
Наурская Терской области, П.Востриков. 1904 год; М.Харузин, Сведения о казацких
общинах на Дону. 1885 год; А.В.Миртов. Донской словарь Материалы к изучению
лексики донских казаков Ростов-на Дону, 1929 год; М.Харузин, Сведения о
казацких общинах на Дону. 1885 год; Т.Н. Золотова. Календарные праздники
сибирских казаков (кон.XIX-нач.XX вв) // Культурологические исследования в
Сибири, 2003 год № 2 (10); СМОМПК: вып.6. Станица Бесленеевская Кубанской
области Майкопского уезда. П. Близнюков, 1888 год; Е. М. Белецкая, Н. Н.
Великая, В. Б. Виноградов. Календарная обрядность терских казаков //
Этнографическое обозрение №2-1996 год; П.Г.Малявкин, Станица Червленая.
Этнографическое обозрение, № 50. 1891 год.
© «Свет станиц» (При копировании этого текста данная ссылка на наш источник обязательна!)
Комментариев нет:
Отправить комментарий