
Красная горка - первое воскресенье после Пасхи. Красная горка, Антипасха или Фомино воскресенье - все это название одного народно-христианского праздника, который в этом году отмечается 26 апреля. В православной традиции этот день посвящён явлению Спасителя апостолу Фоме на восьмой день воскресения. Когда Иисус явился апостолам, Фомы не было среди них, поэтому услышав радостную новость он в неё не поверил, сказав: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю».
Через неделю к нему явился воскресший Христос и предложил ощупать Свои раны. Только после этого Фома поверил в воскресение и в Христе признал распятого Учителя. Отсюда и пошло выражение «Фома неверующий», которое является нарицательным и обозначает недоверчивого слушателя.
Восточно-славянская Красная Горка совпадает с православным Фоминым Днем. В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому следующая седмица называется «неделей обновления».
В православной традиции Фомино воскресенье посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос явился апостолам, апостола Фомы среди них не было, поэтому, услышав радостную весть, он не поверил в ее истинность и пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя.
Через неделю он встретился с воскресшим Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему свои раны и предложил ощупать их. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе, распятого Учителя.
На этом, восьмом, дне заканчивается Светлая седмица: последний раз служатся литургии по праздничному пасхальному чину, закрываются царские врата. Воскресенье после Пасхи называется Антипасха - «вместо Пасхи».
В русском народном быту Красная горка была в большей степени связана не с христианской, а с древней языческой традицией празднования начала весны.
Традиции праздника:
На Руси Красная горка отмечалась широко и празднично. На больших улицах и площадях собирался народ. Люди с песнями и хороводами закликали весну. При восходе солнца, под руководством хороводницы, выходили на холм или пригорок. Хороводница, обращаясь на восток, читала молитву, а затем входила в круг, держа в одной руке круглый хлеб, а в другой - красное яйцо, и запевала песню:
Весна красна!
На чём пришла?
На чём приехала?
На сошечке,
На бороночке…
Далее перечислялись орудия труда, которыми обрабатывали поле.
В некоторых местах изготавливали соломенное чучело, которое крепили на длинный шест и ставили на горке. Вокруг него пели песни и водили хороводы, а затем садились вокруг горки и угощали друг друга крашенными яйцами. Вечером с песнями и плясками чучело сжигали.
Чтобы защититься от несчастий на весь предстоящий год проводили обряд «Опахивание села». Обряд начинался ровно в полночь. Все девушки и женщины деревни с песнями выходили за околицу. Там их ждали три пожилые женщины с иконой Казанской Божией Матери и три молодые с сохой. Женщины снимали платки, девушки расплетали косы. Поверх сохи клали доски, на которые садилось несколько женщин. соху придерживали сзади, а впереди к ней привязывали веревки, за которые тащили её вокруг села. На всех перекрестках останавливались, чтобы чертить кресты. Старухи с иконой шли впереди процессии и молились. Обойдя деревню и вернувшись на исходную позицию, женщины устраивали праздничную трапезу. Чуть позже к ним присоединялись и мужчины.
Пирушка продолжалась до трёх часов ночи, а потом все шли по домам, так как гулять после третьих петухов считалось грехом. По поверью, после такого обряда все беды и несчастья оставались за бороздой и не могли через неё перешагнуть и навредить селу.
На Красную горку в годы древнерусского язычества начиналось и поминовение родителей. На холмах в этот день возжигались священные костры - огни в честь Джадьбога - Солнца. Вокруг этих огней совершали молитвы и жертвоприношения: в дар божеству приносились
Комментариев нет:
Отправить комментарий