Вмч. Фео́дора Ти́рона (ок. 306); сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России,
чудотворца (1612).
Прп. Фео́дора молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах
(XIII); прав. Мариа́мны (Мари́и), сестры апостола от 12-ти
Фили́ппа (I); Обре́тение мощей мч. Ми́ны Калликелада (867–889).
Сщмчч. Михаи́ла Никологорского и Па́вла Косминкова, пресвитеров (1938); мц. А́нны Четвериковой (1940).
Неделя сыропустная, последнее
воскресенье пред наступлением Великого поста, посвящена воспоминанию «Адамова
изгнания». В конце вечерни совершается чин прощения. Эта вечерня имеет ряд
характерных особенностей. Первая ее половина (до Вечернего входа) носит
характер праздничный и совершается в светлом праздничном облачении. После
вечернего входа и «Свете Тихий» поется особенно умилительным напевом Великий
прокимен: «Не отврати лица Твоего от
отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю».
После пения прокимна сразу же закрываются царские врата, читается: «Сподоби, Господи»,
а священнослужители переоблачаются в великопостные одежды. Просительную ектению
диакон произносит уже в черном облачении, и хор отвечает ему великопостным
распевом. Дальнейшая служба носит великопостный характер.
Вместо обычного отпуста принято
читать молитву: «Владыко многомилостиве»,
как обычно читается весь Великий пост в конце великого повечерия. После этой
молитвы обычно произносится слово о прощении обид, настоятель с земным поклоном
испрашивает у верующих прощения, а затем все с земными поклонами просят
прощения друг у друга.
Особенно трогательно и умилительно
проходил этот день в древних монастырях. В Святой Земле многие подвижники после
чина прощения уходили на весь Великий пост в пустыню и возвращались в свою
обитель только к Лазаревой субботе. Многие до возвращения не доживали. Для них
при обряде взаимного прощения было принято петь пасхальные песнопения «Да
воскреснет Бог» и «Пасха Священная нам днесь показася...» Их можно услышать и в
наше время. Они ободряют немощь человеческую, страшащуюся продолжительных дней
строгого поста, и как бы приближают светлое торжество Воскресения Христова.
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
«Если вы будете прощать людям
согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать
людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14–15). Какой простой и подручный способ спасения!
Прощаются тебе согрешения под условием прощения прегрешений против тебя
ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных
чувств к брату перейди к искренно мирным – и все тут. Прощеный день, какой это
великий небесный день Божий! Когда бы все мы как должно пользовались им, то
нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества и земля
сливалась бы с небом.
1.
ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 4 Све́тлую воскресе́ния
про́поведь/ от А́нгела уве́деша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние
отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся сме́рть,/
воскре́се Христо́с Бо́г,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.Перевод: Радостную весть о воскресении
узнав от Ангела, и избавившись от прародительского осуждения, Господни ученицы
апостолам возглашали, торжествуя: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог,
дарующий миру великую милость!»
2.
КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 4 Спа́с и Изба́витель мо́й/ из
гро́ба, я́ко Бо́г,/ воскреси́ от у́з земноро́дныя,/ и врата́ а́дова сокруши́,//
и я́ко Влады́ка воскре́се тридне́вен.Перевод: Спаситель и Избавитель мой от
гроба, как Бог воскресил из оков на земле рожденных, и врата ада сокрушил, и
как Владыка воскрес на третий день.
Комментариев нет:
Отправить комментарий