Событие праздника и его эортологическая
динамика.
В
праздник Сретения Господня Церковь
воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (Лк.2:22–40). В
сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм –
центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев.12)
женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено
входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем,
чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева,
Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник
чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию
закона.В это время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было
откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше
благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и
праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд.
Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки и, благословив Бога, изрек
пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову
Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред
лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля»
(Лк.2:29–32).
Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се лежит Сей на падение и на восстание
многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да
откроются помышления многих сердец» (Лк.2:35).В
храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, которая
постом и молитвой служила Богу день и ночь. Она славила Господа и говорила о
Богомладенце всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк.2:37 з8).До
Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию
Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого
Завета – праведный Симеон и Анна пророчица, удостоились встретить в храме
Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже соединились Божество и
человечество.Древнейшим исторически достоверным свидетельством о
церковно-богослужебном чествовании Сретения на христианском Востоке является
неоднократно упомянутое «Паломничество ко Святым местам», датируемое концом IV
веком и принадлежащее западной паломнице Этерии. Как говорилось выше, оно не
дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его просто
сороковым днем от Богоявления, зато кратко, но чрезвычайно эмоционально
описывает само торжество, совершающееся в этот день в Иерусалиме55.Второй по времени исторический памятник, на сей раз –
специального, литургического характера, также происходит из Иерусалима. Это
армянский Лекционарий, в котором засвидетельствована богослужебно-уставная
практика начала V века. Однако и здесь праздник атрибутируется с показательной
описательностью: «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса
Христа».Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: в IV-V
столетиях Сретение существовало в Иерусалимской Церкви как местночтимый праздник
– со всеми уникальными для Святой Земли литургическими свойствами. Кроме того,
именование Сретения лишь по формально-хронологическому признаку, то есть
сороковым днем от Рождества (Богоявления), весьма однозначно указывает:
первоначально анализируемый праздник не имел вполне самостоятельного значения,
но рассматривался в качестве своеобразного «отдания» всего сорокадневного цикла
праздников, посвященных явлению в мир Сына Божия.Обратившись к свидетельствам
более позднего времени, можно убедиться, что окончательное закрепление
праздника Сретения в византийском календаре произошло не ранее первой половины
VI века, после чего он в качестве официального государственного торжества стал
распространяться по всей империи. Но и здесь возникает большое число вопросов,
вызывающих серьезные разногласия.Назидательная церковная традиция, которая
окончательно закреплена сказанием Четьей Минеи от г февраля и которую,
безусловно, надо уважать, обуславливает установление праздника Сретения
чудесными событиями, случившимися во время страшных бедствий – ужасной моровой
язвой и землетрясениями, – одновременно будто бы обрушившимися на
Константинополь, Антиохию, Мисию и другие регионы империи зимой 541/542 гг. – Бог открыл одному
благочестивому мужу, что страдания прекратятся, если будет установлено
торжество праздника Сретения Господня. И действительно, с наступлением 2
февраля 542 года, после торжественного богослужения в честь Сретения Господня,
болезнь и землетрясение кончились чудесным образом. В память сего события
император Юстиниан Великий повелел по всей империи торжественно чтить день 2
февраля.Данную гипотезу разделяют, однако, не все древние и, тем более,
современные богословы и литуристы, хотя она, надо признать, является в высшей
степени популярной56. Так, например, Георгий Амартол был убежден, что
празднование Сретения ввел император Юстин I (518–527). Его же преемник
Юстиниан осуществил реформу праздника в соответствии с календарной традицией
Римской Церкви. Георгий Амартол отмечает: праздник Сретения был перенесен и
стал праздноваться во второй день месяца февраля. Справляемый прежде в 14-й, он
не причислялся к Владычним праздникам. Аналогичные свидетельства можно найти и
у Георгия Кедрина.Чрезвычайно важным для уяснения основных источников минейного
сказания об учреждении праздника Сретения является память о землетрясении,
повторившемся в Антиохии уже при императоре Юстиниане, через два года после
бедствия 526/527 гг. При этом многие авторы – Гвагрий Схоластик, а также Павел
Диакон, Феофан Исповедник,
Георгий Амартол, Георгий Кедрин, судя по их текстам, никак не связывают
праздник Сретения и чудо спасения от разрушительного антиохийского труса. К
тому же надо заметить, что документально засвидетельствовано (Феофаном Исповедником,
Павлом Диаконом) под 535/536 гг. еще одно крупное землетрясение в данной
местности.Теперь следует обратиться к источникам, в которых установление
Сретения в Византии датируется 542 годом – годом, когда Константинополь
поразила моровая язва.Древнейшее свидетельство об учреждении праздника в этом
году принадлежит западному историку Павлу Диакону. С ним полностью согласен
римский аббат Анастасий Библиотекарь. Не противоречит им и константинопольский
монах Феофан Исповедник,
рассказывая о событиях этого же знаменательного года дополнительные
подробности. Анализируя их логически корректные и нейтрально эмоциональные
труды можно заключить: все они не устанавливают ни малейшей причинной связи
между праздником Сретения Господня и стихийными катаклизмами, поразившими
империю. Для них страшная моровая язва и сильнейшее землетрясение выступают
лишь в функции навеки памятной, легендарной хронологической метки, по которой
удобно датировать это важное литургическое нововведение юстинианова времен.
Отсюда становится понятным, почему Никифор Каллист, говоря о возведении
Сретения в ранг общецерковного торжества, закономерно связывает данное событие
с реформами, предпринятыми императором Юстинианом после Пятого Вселенского
Собора 553 года, а о чуме и иных Божиих карах умалчивает. Такая событийная
лакуна крайне знаменательна, поскольку, будучи профессиональным историографом и
клириком храма Св. Софии, пользуясь ее богатой библиотекой, он, без сомнения,
был прекрасно осведомлен обо всех катаклизмах юстиниановской эпохи.К тому же,
если ориентироваться на хроникальные заметки из «Церковной истории» Никифора,
можно установить, что император Юстиниан не назван там и тем, кто впервые
вводит праздник Сретения в богослужебный календарь. Уравнивая степень
литургических реформ византийских василевсов VI столетия, историк считает их
реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций.И
здесь нужно подробнее охарактеризовать условия, при которых праздник Сретения
возводится в степень общеимперского церковного торжества. Это в первую очередь
богословские споры в догматической борьбе с монофизитами. Данная полемика
оказывается тесно связанной с реформами литургического характера. Итак,
армяне-дохалкидоняне Рождество и Богоявление празднуют в один день. Восточная Церковь заимствовала
празднование Рождества 25 декабря у Западной. Отсюда и Сретение нужно было
праздновать 2 февраля. Но до Юстиниана оно отмечалось 14 февраля. Когда же
Армянская Церковь стала
праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской Церкви, то
богословы-антимонофизиты обратили внимание на этот обычай соединения Рождества
и Богоявления и на праздник Сретения как на выражение монофизитских идей. В
связи с этим возникает особое послание с календарной тематикой,
санкционированное именем императора Юстиниана – от 560/561 гг. (см. также
выше).Для того, чтобы уравновесить аргументы, доказывающие, с одной стороны,
легендарную, а с другой – богословско-календарную версии установления праздника
Сретения, нужно обратиться не только к свидетельствам периода, отдаленного от
эпохи Юстиана, но и к синхронных ей данным.Принципиальный интерес представляет
здесь «История войн Юстиниана» Прокопия Кесарийского (между 490 и 507 – после
562.), которого пощадила страшная чума и которой он посвятил пространное повествование.
В нем есть все: сюжеты о распространении болезни, о напрасных попытках
отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи, о болезни царя и проч.
Однако нет ни одного упоминания об установлении исцелившимся и благодарным Богу
Юстинианом праздника Сретения Господня.Церковный историк Евагрий Схоластик
также посвятил описанию этой разрушительной и продолжительной эпидемии одну из
глав своей заслужившей высокие похвалы «Церковной истории». Но и у него
сведения о каких-либо эортологических введениях отсутствуют. Кроме того,
немаловажно, что оба автора не подтверждают традиционную дату появления чумы в
Константинополе – 542 год.Рассмотренные византийские источники свидетельствуют
о полной непричастности природных бедствий VI века к установлению богослужебного
чествования Сретения Господня и подтверждают как сообщение Никифора Каллиста,
связывающего реформу праздника с окончанием Пятого Вселенского Собора 553 года,
так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола, разграничивающего введение и
последующее изменение литургического статуса этого торжества.Праздник в
православном богослужении. Литургический статус Сретения При попытке выяснения
литургического характера праздника Сретения Господня и установления его места в
ряду других двунадесятых праздников можно столкнуться с отдельными вопросами,
которые не имеют до сих пор однозначного решения. Само их наличие сопряжено в
первую очередь с многоаспектностью евангельского события, послужившего основой
праздника57. Несомненно, что в разных церковных практиках доминирует та
и или иная тема, что сказывается на эортониме и богослужебном
формуляре.Источники свидетельствуют: Сретение, начиная от своего возникновения
в качестве годового праздника рождественского цикла и до настоящего времени,
праздник Господский. См. в записках Этерии, где содержание праздника трактуется
предельно четко: принесение Марией Своего первенца Иисуса в Иерусалимский храм
и представление Его Яхве58.Христологический характер Сретения фиксируют и древние
формуляры римской Литургии. Их смысловым центром являются библейские перикопы:
из пророка Малахии (з:14) и из Евангелия от Луки (Лк.2:22–32).
Сходные сведения дают и древнеармянские Лекционарии.В иерусалимской традиции
V-VII вв. встречаются два основных названия праздника: Встреча Господа и праздник Очищения. Именно
они доминируют, разделяясь, в последующей традиции Востока и Запада. Первое
название бытует в Византии, со времени официального введения там Сретения, но
также и в григорианской традиции Рима. Второе же отмечается в богослужебной
практике папы Геласия, что сопряжено с ярко выраженной апологетической ролью
праздника.В римском праздновании Сретения (особенно в архаичный период, когда
еще были сильны языческие религиозные традиции) акцентировался обряд очищения,
совершенный в Иерусалимском храме над Девой Марией, и сам день 2 февраля стал
называться Очищение Блаженной Девы Марии. Это именование
превалирует в средневековых латинских источниках и окончательно фиксируется
римским Миссалом 1570 года, закрепившим реформы Тридентского Собора
(1545–1563). В истории и современной календарной традиции известны и другие
эортонимы. Прежде всего это название Представление Младенца Иисуса
Яхве (Господу) во храме Иерусалимском. Западносирийская Литургия
дает Принесение Господа во храм. В Кондакаре, приложенном к
древнерусскому Студийскому Уставу (конец XI – начало XII вв.), празднику
Сретения присвоено название Внесение Господа нашего Иисуса
Христа. В древности существовали и именования, возвеличивавшие роль
ветхозаветных праведников в событиях сорокового дня Богомладенца Иисуса: праздник Симеона и Анны, праздник Симеона или просто Симеон. Существует и более нейтральный эортоним – праздник Сретения Симеоном и Анною Спасителя.По своему
смыслу праздник Сретения относится к праздникам Господским. И официальные
богослужебные заголовки – с момента введения его в календарь греческого Востока
– не оставляют на этот счет сомнений. В византийских исторических и
гомилетических текстах, безусловно, доминирует название Сретение Господне (Сретение). См. также месяцеслов
Синайского Евангелия 715 года, Менологий императора Василия Македонянина (886
год), а также многие русские Типиконы XVII столетия.Вместе с тем в некоторых
рукописных и печатных иерусалимских и русских Уставах праздник Сретения
Господня упоминается в числе Богородичных праздников – в главе о совершении
службы этих праздников в воскресный день, прямо именуясь иногда как день Сретения Пресвятыя Богородицы. То есть Типикон
маркирует данное празднование как Богородичное: его богослужебное чествование
не отменяет службу воскресения (любого), при взаимном с ним совпадении, тогда
как двунадесятый праздник никогда не переносится и исключает чествование того
дня из подвижного праздничного цикла. См. у Г. И. Шиманского:
«Сретение Господне (2/15 февраля) – праздник Господский, но отнесен к
Богородичным праздникам по построению (уставу) богослужения»59.Суммируя и сравнивая богослужебные рекомендации для
двунадесятых Господских и Богородичных праздников, можно обнаружить, что к
характерным признакам Сретения в качестве празднования с первым атрибутом,
относятся произнесение на Литургии, на малом входе, особого входного стиха и
последующее за этим пение тропаря и кондака праздника (хотя нет праздничных
антифонов, а указаны изобразительны и блаженны); наличие особого отпуста по
окончании службы: Иже во объятиях праведнаго Симеона: С
другой стороны, Сретение Господне не только не отменяет собой службу
воскресенья (причем любого воскресенья), в случае совпадения с ним, но,
напротив, воскресные песнопения предшествуют сретенским. На девятой песне
канона утрени изымаются праздничные припевы, и вместо них поется Честнейшую: По окончании вместо праздничного отпуста
обычен отпуст воскресный.Эта явная противоречивость литургического статуса
вполне закономерно приводит к непрекращающимся спорам60, в ходе которых Сретение определяется компромиссно и
двусмысленно как Господский неполный, Господско-Богородичный праздник.
Думается, несоответствие устава службы образцу Господского двунадесятого
праздника не может свидетельствовать о том, что праздник – Богородичный. См.
аргументацию А.А. Ткаченко и А.А. Лукашевича61.Значит, праздник Сретения с тематической точки зрения нужно
квалифицировать как Господский.Обязательного упоминания требует крайне грубое
уставное умаление рассматриваемого празднования, если оно приходится на
понедельник первой седмицы Великого Поста. В данном случае – вопреки прямому
указанию Священного Писания
– современный Типикон заставляет делать перенос и праздновать Сретение не на
сороковой день от Рождества Христова, а на тридцать девятый.Эта кодификация
оказывается несогласованной с заметкой о возможном предпразднстве в Сыропустную
неделю, что вроде бы вполне логично полагает сам праздник на следующий
день.Данное противоречие легко преодолевается, если знать, что Маркова глава,
описывающая празднование Сретения в Чистый понедельник, была когда-то в
славянском Уставе: она появляется в печатной Постной Триоди 1589 года, в первых
изданиях Типикона (1610 года) и Минеи февраля (1622 года) и удерживалась там
вплоть до последней четверти XVII века62. Впервые два расходящихся предписания – как следствие
спешной правки – встречаются в типикарной редакции 1682 года.Кажется, пришло
время разрешить данное недоразумение – в полном согласии со Священным Писанием
и литургической традицией: в 2010 году Сретение Господне, попав на понедельник
первой великопостной седмицы, не должно быть ущемлено в своих эортологических
правах.Итак, праздник Сретения имеет устойчивое место в месяцеслове – 2
февраля, и празднуется по чину великого двунадесятого праздника. Он, как
правило, насчитывает один день предпразднства и семь – попразднства, а также
обычно отдание.
* * *
1. 55Рубан Ю.И. Сретение Господне (опыт
историко-литургического исследования). – СПб.: Hoax, 1994. – С. 40–44. Кроме
того, пространные отрывки из древних сочинений, в которых описывается
эортологическая динамика Сретения, можно найти в той же книге: Рубан Ю.И. Сретение Господне (опыт
историко-литургического исследования). – СПб.: Hoax, 1994. – С. 25–44.
2. 56Рубан Ю.И. Сретение Господне (опыт
историко-литургического исследования). – СПб.: Hoax, 1994. – С. 40–44.
3. 57Платон (Игумнов), игум. Кондак
преподобного Романа Сладкопевца на Сретение Господне // Журнал Московской
Патриархии. 1984. №2. – С. 72–78.
4. 58Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IV
века. – М.: Паломник, 1994. – С. 201.
5. 59Шиманский Т.Н. Литургика. Таинства
и обряды. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004 (www.portal-slovo.ru).
См. также: Рубан Ю.И. Сретение Господа нашего Иисуса Христа
(www.azbyka.ru).
6. 60Обзор разных мнений см.: Рубан Ю.И. Сретение
Господне (опыт историко-литургического исследования). – СПб.: Hoax, 1994. – С.
56,159.
7. 61Ткаченко А.А., Лукашевич А.А. Богородичные
праздники // Православная энциклопедия. Том 5. – Издательство «Церковно-научный
центр «Православная энциклопедия», 2002. – С. 511.
8. 62Подробнее см.: Рубан Ю.И. Сретение
Господне (опыт историко-литургического исследования). СПб.: Hoax, 1994. С.
57–67.
10. Источник: Двунадесятые праздники
(историко-литургическое описание). — 2-е изд. — М.: Издательство Сретенского
монастыря. Москва 2011, юн. — 248 с.
Сретению Господню (тропарь, кондак, задостойник, молитвы и величание)
Тропарь, глас 1:
Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/
из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды - Христо́с, Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во
тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля
душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.
Кондак, глас 1:
Утро́бу Деви́чу освяти́вый Рождество́м
Твои́м,/ и ру́це Симео́не благослови́вый,/ я́коже подоба́ше, предвари́в,/ и
ны́не спасл еси́ нас, Христе́ Бо́же,/ но умири́ во бране́х жи́тельство // и
укрепи́ лю́ди, и́хже возлюби́л еси́, Еди́не Человеколю́бче.
Задостойник
Богоро́дице Де́во,/ упова́ние
христиа́ном,/ покры́й, соблюди́ и спаси́ на Тя упова́ющих.
В зако́не се́ни и писа́ний/ о́браз ви́дим,
ве́рнии:/ всяк му́жеский пол, ложесна́ разверза́я, свят Бо́гу./ Тем
Перворожде́нное Сло́во Отца́ Безнача́льна,/ Сы́на, Первородя́щася Ма́терию
неискусому́жно,/ велича́ем.
Молитва первая ко Господу нашему Иисусу
Христу
Го́споди Иису́се Христе́, Единоро́дный
Сы́не и Сло́ве Бо́жий, дре́вле во проро́цех Ви́денный, я́коже зерца́лом в
гада́нии, в после́док же дний сих пло́тию от Пресвяты́я Де́вы Мари́и нетле́нно
рожде́нный и в четыредеся́тный день сей во Святи́лище во сре́тение всему́ ми́ру
от Тоя́, я́ко Младе́нец руконоси́м, явле́нный и во объя́тиях пра́веднаго
Симео́на во спасе́ние всем су́щим от Ада́ма носи́мый! Коль пресла́вно и
пресве́тло Твое́ на руку́ Богома́тери во храм Госпо́день принесе́ние и от
свята́го ста́рца Боже́ственное сре́тение Твое́! Днесь Небеса́ веселя́тся и
ра́дуется земля́, я́ко ви́дена бы́ша ше́ствия Твоя́, Бо́же, ше́ствия Бо́га
на́шего Царя́, И́же во Святе́м. Дре́вле Моисе́й восхо́дит ви́дети сла́ву Твою́,
но не возмо́же уви́дити Лица́ Твоего́, зане́ яви́л еси́ ему́ то́чию за́дняя
Своя́. В пресве́тлый же день сей Сре́тения Твоего́ Ты яви́л еси́ Себе́
челове́ком во святи́лище, сия́я неизрече́нным Све́том Божества́, да вку́пе с
Симео́ном ви́дят Тя лице́м к лицу́ и рука́ми да ося́жут Тя, и восприе́мше во
объя́тия своя́, да позна́ют Тя Бо́га во пло́ти прише́дша. Сего́ ра́ди
прославля́ем неизрече́нное снисхожде́ние и ве́лие человеколю́бие Твое́, я́ко
прише́ствием Твои́м дарова́л еси́ ны́не небе́сную ра́дость па́дшему дре́вле
ро́ду челове́чу: Ты бо пра́ведным судо́м Свои́м изгна́л еси́ прароди́тели на́ша
из рая́ сла́дости в мир сей, ны́не же поми́ловал еси́ нас и па́ки отве́рзл нам
ра́йския оби́тели и обрати́л еси́ пла́ч наш на ра́дость, да па́дший Ада́м к
тому́ уже́ не стыди́тся Тебе́ за преслуша́ние и да не бу́дет скрыва́тися Лица́
Твоего́, Тобо́ю призыва́емый, я́ко Ты прише́л еси́ ны́не, да во́зьмеши на Себе́
грех его́, да омы́еши его́ Свое́ю Кро́вию и да облече́ши его́ на́га су́ща в
ри́зу спасе́ния и оде́жду весе́лия и украси́ши его́, я́ко неве́сту красото́ю.
Нам же всем Боже́ственное Твое́ Сре́тение воспомина́ющим, сподо́би с му́дрыми
де́вами изы́ти на Сре́тение Твое́, Небе́сному Жениху́ на́шему, с горя́щими
свети́льниками ве́ры, любви́ и чистоты́, да улицезри́м оча́ми ве́ры
Боже́ственное Лице́ Твое́, да восприи́мем Тя в душе́вныя объя́тия своя́, и да
понесе́м Тя в се́рдце свое́м во вся дни живота́ своего́, да бу́деши нам в Бо́га
и мы в лю́дие Твои́. В после́дний же и стра́шный день прише́ствия Твоего́,
егда́ вси святи́и изы́дут на после́днее и вели́кое Сре́тение Твое́ на возду́се,
сподо́би и нам усре́сти Тя, да та́ко всегда́ с Го́сподем бу́дем. Сла́ва
милосе́рдию Твоему́, сла́ва Ца́рствию Твоему́, сла́ва смотре́нию Твоему́,
Еди́не Человеколю́бче, я́ко Твое́ есть Ца́рство, и Си́ла, и Сла́ва со
Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом
ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая ко Пресвятей Владычице
Богородице
О, Пресвята́я, Небе́сною чистото́ю
сия́ющая Де́во, Кро́ткая голу́бице, Нескве́рная А́гнице, ми́ру Блага́я
Помо́шнице, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего! Ты еси́ нача́ло, среди́на и коне́ц
ны́нешния ра́дости на́шея, я́ко из Тебе́ возсия́ Со́лнце Пра́вды Христо́с Бог
наш и Того́ принесла́ еси́ на святы́х объя́тиях Свои́х в четыредеся́тный день
сей во Святи́лище на сре́тение на́ше и на ра́дость и спасе́ние всему́ ми́ру.
Сего́ ра́ди и ублажа́ем и прославля́ем Тя, я́ко Ты еси́ Ски́ние Бо́га с
челове́ки Богосло́вом Предзри́мая, Е́юже Бог всели́ся с на́ми, да мы лю́дие
Его́ бу́дем! Ты еси́ Дверь Небе́сная Иезекии́лем Предрече́нная, Е́юже
отверзо́шася па́ки нам вхо́ды в ра́йския оби́тели. Ты еси́ Ле́ствице Высо́кая,
Иа́ковом Предви́димая, Е́юже сни́де Бог на зе́млю и Мо́сте, преводя́й су́щия от
земли́ на Не́бо. Те́мже мо́лим Тя, взира́юще, я́ко вошла́ еси́ во Святи́лище,
нося́щи Огнь Небе́сный рука́ма Свои́ма, Бо́га, Благода́тная. Огне́м моли́твы
Твоея́ попали́ огнь страсте́й на́ших, да изба́вимся ве́чнаго огня́ гее́нскаго.
Во Святи́лище пришла́ еси́ очище́ния ра́ди зако́ннаго, очище́ния не тре́бующая,
я́ко Де́ва Чи́стая и сим научи́ нас ка́ко подоба́ет нам храни́ти себе́ в
целому́дрии и чистоте́ и с каковы́м смире́нием подоба́ет нам провожда́ти
по́двиг де́вства, па́мятуя, ка́ко Ты, превы́ше Херуви́м Су́щая, ста́ла еси́ на
ме́сте нечи́стых жен. Ты, о, Ма́ти Пресвята́я, Сама́ су́щи Боговмести́мый храм
Бо́жий принесла́ еси́ в це́рковь зако́нную Превожделе́наго Сы́на Твоего́,
Христа́ Бо́га на́шего, сподо́би и нам па́че всего́ на земли́ люби́ти хра́мы
Сы́на Твоего́, посеща́ти я во вся дни живота́ на́шего, зре́ти та́мо красоту́
Госпо́дню, я́ко лу́чше еди́н день примета́тися во дво́рех Госпо́дних, па́че
не́же жи́ти в селе́ниих гре́шничих. Наипа́че же да́руй нам, Пречи́стая, я́ко же
Симео́ну, неосужде́нно носи́ти Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего в серде́чных
объя́тиях свои́х, егда́ прича́стницы бу́дем Пречи́стаго Те́ла и Кро́ви Его́, и
помози́ нам тогда́ сугу́бо храни́ти себе́ во святы́не и стра́хе Бо́жиим, да не
растли́м храм пло́ти на́шея. И та́ко вы́ну срета́юще, о Богома́ти, Сы́на
Твоего́ в сердца́х и душа́х на́ших, да сподо́бимся моли́твами Твои́ми
дости́гнути и блаже́ннаго о́наго Сре́тения Госпо́дня на возду́се, егда́ со
все́ми святы́ми вы́ну бу́дем сла́вити и воспева́ти Пресвято́е И́мя Его́ со
Отце́м и Святы́м Ду́хом и Твое́ ми́лостивое предста́тельство ны́не и при́сно и
во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание
Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и чтим Пречи́стую Ма́терь Твою́, Е́юже по
зако́ну ны́не прине́слся еси́ в храм Госпо́день.
Комментариев нет:
Отправить комментарий