22 декабря Русская Православная Церковь
вспоминает день чудесного зачатия Пресвятой Девы Марии праведной
Анной.
Святая праведная Анна была младшей
дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левина из
рода Ааронова.
Муж ее, святой праведный Иоаким, был родом
из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию из рода
Давидова должен был произойти Мессия.
Супруги жили в Назарете Галилейском.
Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм
и бедным. По особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости
не имела детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у
евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо
молились о даровании им потомства.
В один из праздников, когда израильтяне
приносили в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник, полагая,
что бездетный Иоаким не имел благословения Божия, отказался принять
от него дары. Святой Иоаким был глубоко огорчен. Он обратился к родословной
двенадцати колен израильских и удостоверился, что все праведные мужи
имели потомство, включая столетнего Авраама. Не возвращаясь домой,
святой Иоаким ушел в пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и
молитве, призывая на себя милосердие Божие и омывая горькими слезами
свое бесчестие.
Супруга его, святая Анна считала себя
главною виновницею постигшего их горя.
Однажды, увидев среди ветвей лаврового
дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, она слезно молилась о
даровании ей младенца, обещая принести в дар Богу рожденное дитя.
Как только святая Анна произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил
ей об исполнении молитвы и открыл, что у нее родится дочь по имени Мария,
через Которую благословятся все племена мира. Обрадовавшись, святая
Анна поспешила в Иерусалимский храм, чтобы возблагодарить Бога и повторить
обет о посвящении Ему ожидаемого младенца.
С тем же благовестием явился Ангел и
святому Иоакиму в пустыне и повелел ему идти в Иерусалим. В Иерусалиме
святая праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую
Деву Марию.
До трехлетнего возраста Пресвятая
Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена
святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.
См. также: Жития праведных Богоотец Иоакима и Анны.
Образ Богородицы "Нечаенная
радость"
На иконе Божией Матери «Нечаянная Радость»
изображен человек, молящийся на коленях перед иконой Пресвятой Богородицы.
Иконографическим сюжетом для образа послужило предание об исцелении
некоего юноши от плотской страсти через святой образ Владычицы Небесной,
описанное в сочинении святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное».
Некий юноша, одержимый многими грехами и ведя порочную жизнь, имел
обыкновение молиться перед образом Пречистой, произнося архангельское
приветствие: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Однажды, собираясь
вновь на грешное дело, он вдруг увидел, что изображение Божией Матери
на иконе ожило, а у Божественного Младенца открылись и кровоточат
язвы на руках и ногах, из ребра Его также текла кровь. На вопрос пораженного
ужасом молодого человека: «О, Госпожа, кто это сделал?» Богородица
ответила: «Ты и прочие беззаконники грехами своими вновь распинаете
Сына Моего». Только тогда раскрылась перед потрясенным до глубины
души юношей бездна его грехопадения, долго молил он в слезах Богородицу
и Спасителя о помиловании. Пречистая Дева не оставляла Своих молитв
за грешного юношу, пока Господь Иисус Христос не произнес: «Ныне прощаются
ему грехи Тебе ради». Молодой человек оставил прежнюю греховную
жизнь, стал жить честно и благочестиво и до конца своих дней со слезами
благодарил Заступницу рода человеческого, молитвами Которой дана
была ему не чаянная уже им радость прощения и оставления грехов.
Время и место происхождения первообраза
неизвестны. В настоящее время икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
пользуется большим почитанием среди верующих, списки с образа
пребывают почти в каждом православном храме, хотя распространение
святой иконы в Москве началось с середины XIX века.
Наиболее почитаемые иконы Пресвятой
Богородицы «Нечаянная Радость» пребывают в храме в честь этой иконы в Марьиной
Роще, в церкви святого Феодора
Стратилата близ Чистопрудного бульвара. Одним из наиболее
известным и чтимым списком является образ Божией Матери «Нечаянная
Радость», находящийся у левого клироса в храме в честь пророка Илии в
Обыденном переулке. Эта икона изначально помещалась
в Кремле, в малом храме святых равноапостольных Константина и Елены,
затем, после разрушения церкви она была передана в храм Воскресения Христова
в Сокольниках. В смутные времена туда свозили все чудотворные
и наиболее почитаемые иконы из разрушенных московских храмов. В Ильинский храм
икона была передана в июне 1994 года. С тех пор к чудотворному образу
Божией Матери в храм, который в народе называют храмом «Нечаянной
Радости» прибегают за помощью и утешением многочисленные верующие.
Молитвословия
Тропарь пророка Самуила
глас 5
От матере умоленный, тезоимените дания
Божия,/ от Бога звания во младенчестве сподобися,/ честный пророче Самуиле,/
добре пасый непокоривыя люди/ и царем явивыйся устроитель,/ и о нас, верно
чтущих тя, моли Истиннаго Бога,/ да спасет души наша.
Кондак пророка Самуила
глас 8
Помазателю царский,/ паче же святаго
боговидца Давида,/ великий Самуиле,/ потщися умолити о нас,/ да помажемся
Святаго Духа мастию/ и будем странни неприязни,/ якоже Давид нечистому духу
Саулову.
Тропарь Зачатия праведной Анны
глас 4
Днесь безчадия узы разрешаются,/ Иоакима
бо и Анну услышав, Бог/ паче надежды родити тем яве обещавает Богоотроковицу,/
из Неяже Сам родися Неописанный, Человек быв,/ Ангелом повелев вопити Ей:/
радуйся, Благодатная,// Господь с Тобою.
Кондак Зачатия праведной Анны
глас 4
Празднует днесь вселенная/ Аннино
зачатие,/ бывшее от Бога,/ ибо та породи// паче слова Слово Рождшую.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее
«Нечаянная Радость»
глас 4
Днесь вернии людие/ духовно торжествуем,/
прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго/ и притекающе к пречистому
Ея образу, взываем сице:/ о, Премилостивая Владычице Богородице,/ подаждь нам
нечаянную радость,/ обремененным грехи и скорбьми многими,/ и избави нас от
всякого зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее
«Нечаянная Радость»
глас 6
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя
надежды,/ разве Тебе, Владычице./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою
хвалимся,/ Твой бо есмы раби,/ да не постыдимся.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее
«Нечаянная Радость»
О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати
Всеблагая, града Москвы Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и
болезнех Верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас,
недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день
многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала
еси нечаянную радость ему и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему
ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшаго, тако и ныне не презри
моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и
всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим,
дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине
зол и страстей, — вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в
скорбех и печалех — утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих — совершенное
сих избытие; малодушным и ненадежным — надежду и терпение; в радости и изобилии
живущим — непрестанное Благодетелю благодарение; бедствующим — милосердие;
сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами — нечаемое исцеление и
укрепление; иждившим от недуга ум — ума возвращение и обновление; отходящим в
вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокрушение о гресех,
дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая!
Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров
Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до
последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на
путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй;
всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных
обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе низпосли; от
искушений, соблазнов и погибели спаси; от злых человек и от врагов видимых и
невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй;
сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди
покров и прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и неправедно гонимым —
заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники
и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь
примирение, и всем нам друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с
долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и
разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый;
матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай; юныя
уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию,
воздержанию и трудолюбию настави; от домашней брани и вражды единокровных миром
и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны
отврати я и всему благому и Богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и
нечистоту падшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди
Утешительница и Помощница, старости буди жезл, от внезапныя смерти без покаяния
всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну,
непостыдну, мирну и добрый ответ на страшнем Судищи Христове даруй.
Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити
сотвори, скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли, и о
всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама
буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица, да вси на Небеси и на
земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго,
и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и
Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
НЕКОТОРЫЕ ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ
Зачатьевский ставропигиальный женский
монастырь
В 1360 году, на берегу Москвы–реки,
недалеко от Кремля по
благословению великого светильника Церкви Русской,
святителя Алексия, митрополита Московского,
основан Зачатьевский (Алексеевский) женский монастырь.
Первоначальницами этой первой
на Москве девической обители стали родные сестры святителя –
преподобные игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. Деревянный храм
обители был освящен во имя прп. Алексия, человека Божия, почему и именовалась
обитель Алексеевской. Монастырь имел общежительный устав, по примеру
Лавры прп. Сергия Радонежского, славился строгостью жизни и
добродетельностью насельниц и послужил образцом для устройства
других женских обителей. В 1514 г. иждивением Великого Князя Василия
Иоанновича, чаявшего рождения наследника, была построена первая
каменная соборная церковь, с престолом в честь Зачатия
святой праведной Анны. Архитектором ее стал известный
итальянский зодчий Алевиз Фрязин. Во время Большого Московского
пожара 1547 года монастырь полностью сгорел. Царем Иоанном Васильевичем
Грозным даруются земли в урочище Чертолье на устройство новой
обители, куда и переводится Алексеевский монастырь с
большинством сестер и всем монастырским хозяйством. Часть
сестер остается на прежнем месте, освященном трудами почитаемых основательниц,
прпп. Иулиании и Евпраксии, и трудится в надежде на восстановление монастыря,
образуя собой малую обитель, именуемую «Зачатейской».
В народе монастырь прославился как место,
где Божией благодатью подается помощь в чадородии. Посещали святую
обитель и бездетные супруги царь Феодор Иоаннович и царица Ирина
Годунова. В 1584г. царь Феодор, получив благословение
святителя Иова, по обету восстанавливает Зачатьевский монастырь. Был
отстроен соборный комплекс, состоящий из храма Зачатия
святой праведной Анны с приделами во
имя небесных покровителей царственной четы — великомученика
Феодора Стратилата и мученицы Ирины, и церкви Рождества
Пресвятой Богородицы с приделом святителя Алексия,
митр.Московского и шатровой колокольней. Господь послал
благочестивому государю дочь Феодосию.
В XVII-XVIII веке обитель
благоукрашалась благодаря щедрым вкладам боголюбивых царей и знатных людей.
Так, царь Алексей Михайлович пожертвовал в ризницу монастыря Евангелие в
драгоценном окладе и напрестольный крест-мощевик, а его сестры-царевны были
монастырскими насельницами . В 1696 г. на средства стольника
Петра I А. Л. Римского-Корсакова был выстроен замечательный
своей нарядностью и гармоничностью пропорций Надвратный храм в честь
Нерукотворного Образа Спасителя, в подклете которого устроена была усыпальница
рода Римских-Корсаковых и Шаховских.
Почитание основательниц обители, прпп.
Иулиании и Евпраксии, с годами возрастало, и в 1766-1768 гг. на
месте памятной каменной палатки конца XVI века усердием
дворянской девицы-белицы Зачатьевского монастыря Анны Михайловны Аничковой
возник маленький храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Век
спустя, в 1887 г. тщанием купчихи Акилины Алексеевны Смирновой он был расширен,
объединен с Собором, образовав собой просторный и светлый придел, освященный в
честь Казанской иконы Божией Матери.
Во время французского нашествия 1812 г.
монастырь был разорен, но вскоре, милостию Божией, был
восстановлен. В Соборе находилась святыня обители –
чудотворная икона Божией Матери «Милостивая», перед которой
совершались молебные пения с акафистом.
В 1925 г. обитель была закрыта, насельницы
изгнаны, святыни преданы поруганию. Чудотворный образ Божией Матери
«Милостивая», а также некоторые другие святыни удалось спасти, перенеся их в
храм Пророка Божия Илии, что в Обыденском переулке. Настоятельница игумения
Мария (Коробка) в последний раз благословила сестер и вручила
обитель и насельниц попечению Царицы Небесной. В 1934 г. Собор и колокольня были
взорваны, другие храмы и строения разрушены или перестроены. На месте
собора было построено типовое здание школы. Священнослужители и
многие насельницы монастыря претерпели гонения. Небольшая
общинка уцелевших Зачатьевских сестер продолжила монастырскую
жизнь при храме пророка Илии в Обыденском переулке.
В 1991 году Сестринством во имя
Милостивой иконы Божией Матери при Ильинском храме были начаты труды по
возрождению монастыря.
Церковь зачатия святой Анны в Зарядье г.
Москва
Впервые церковь «Зачатиа, что на Востором
углу» упоминается в летописи в связи с пожаром 1493 года, когда деревянный храм
сгорел полностью. Также называлась церковью Анны «на Востром конце», так как
была построена в урочище реки, которое выдавалось в Васильевский луг. При
пожаре 1547 года храм пострадал, затем восстанавливался. Точная дата появления
на месте деревянной церкви каменной неизвестна, как отмечает А. Баталов, самое
раннее возможное начало строительства — после пожара 1547 года. Впервые как каменная
постройка храм указан в Переписной книге 1626 года.
Южный придел храма — в честь
великомученика Мины Котуанского (возведён в первой четверти XVII века,
возможно, по заказу князя Пожарского в честь освобождения столицы от польских и
литовских интервентов). Придел получил имя великомученика, в день памяти
которого, 11 ноября, в 1480 году войска Большой Орды ушли от реки Уфы.
Северный придел храма — в честь
великомученицы Екатерины (построен в 1658—1668). Существует гипотеза, что
появился он в связи с рождением у царя Алексея Михайловича дочери по имени
Екатерина. В 1658—1668 годах была построена галерея-паперть (гульбище) вокруг
храма.
Обновление храма происходило в 1752 году
(на средства купчихи Замятиной) и в XIX веке. К середине XIX века в церкви появились
приделы Девяти мучеников, мучеников Виктора и Викентия.
В церкви хранился рукописный сборник (до
настоящего времени не дошёл), в котором содержался рассказ о том, что Иван
Грозный после пожара 1547 года послал в неё чудотворный образ Божьей Матери.
В Храме Василия Блаженного находится
колокол весом 30 пудов, снятый с колокольни церкви Зачатия Анны, разобранной во
время реставрации 1954—1957 годов. Колокол был отлит во Франции в 1547 году и
приобретён купцом М. Г. Твердиковым. В Смутное время колокол был вывезен из
церкви; позднее выкуплен и возвращён в храм князем Пожарским.
В 1920-х годах (по другим данным — в
1929[7]) храм был закрыт, но оставался под охраной государства как памятник
истории. Затем в здании располагались конторские и туристические учреждения.
Убранство внутренней части храма было безвозвратно утрачено.
В 1947—1948 годах сооружение обследовал
архитектор А. С. Фуфаев, который свёл результаты своих изысканий в графическую
реконструкцию. Некоторые из положений реконструкции Фуфаева были признаны
ошибочными в ходе реставрации церкви в 1954—1957 годах.
В 1994 году храм был возвращён Русской православной церкви и освящён в том
же году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий