Димитрий Солунский



Житие великомученика Димитрия Солунского
Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках. Родители Димитрия были тайными христианами. Они крестили сына в тайной домовой церкви и воспитали его согласно христианским канонам. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием Максимианом (250–311 гг.) проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого воина, состояла в обороне города от варваров и уничтожении христианства. Галерий и подумать не мог, что Димитрий проявит себя как христианин, проповедуя в городе и обратив в христианскую веру множество людей. Получив назначение, Димитрий тотчас принялся прославлять Господа Исуса Христа, открыто уча горожан христианству и искореняя языческие верования. Составитель Жития Димитрия Симеон Метафраст (?–960 г.) называет Димитрия «вторым апостолом Павлом» для Фессалоник, потому что именно апостол Павел основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.).
Святой великомученик Димитрий Солунский. Фрагмент мозаики из собора Михайловского Златоверхого монастыря. Киев, 1108–1113 годыСвятой великомученик Димитрий Солунский. Фрагмент мозаики из собора Михайловского Златоверхого монастыря. Киев, 1108–1113 годы
Когда император Максимиан узнал, что новый, назначенный им проконсул — христианин и многих римских подданных обратил в христианство, он разгневался на Димитрия. Возвращаясь из похода в Причерноморье, Галерий решил вести армию через Фессалоники, чтобы расправиться с проконсулом. Узнав об этом, Димитрий повелел своему верному слуге Луппу раздать свое имение нищим со словами:
Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного.
А сам принялся за молитву и пост, тем самым готовя себя к принятию мученического венца. Когда император Максимиан вошел в город, то приказал привести к себе Димитрия. Тогда тот смело назвал себя христианином и обличил римское многобожие. Галерий повелел заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему, утешая и укрепляя в подвиге. Тем временем император предавался гладиаторским зрелищам, наблюдая, как его любимый силач по имени Лий сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Христианин по имени Нестор пришел в темницу к Димитрию и попросил его благословения на единоборство с варваром Лием. По молитвам Димитрия Нестор победил Лия, сбросив его с помоста на копья воинов, как ранее язычник Лий сбрасывал христиан.
Великомученик Димитрий в темнице благословляет Нестора на единоборство с варваром ЛиемВеликомученик Димитрий в темнице благословляет Нестора на единоборство с варваром Лием
Разгневанный Максимиан приказал немедленно казнить Нестора (память 9 ноября) и послал стражу в темницу — пронзить копьями проповедника Димитрия. Ранним утром 26 октября 306 года в темницу, где томился Димитрий, пришли воины и пронзили его копьями.
Кончина святого великомученика Димитрия. XV век, Венеция (?), собрание музея иконКончина святого великомученика Димитрия. XV век, Венеция (?), собрание музея икон
Служитель Димитрия, Лупп, собрал на полотенце кровь великомученика, снял с его пальца императорский перстень, знак его высокого достоинства, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью солунского проповедника Димитрия, Лупп стал исцелять болящих. Император повелел схватить и убить и его.
Погребение великомученика Димитрия, XV век, Венеция (?)Погребение великомученика Димитрия, XV век, Венеция (?)
Тело великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но христиане взяли его и тайно предали земле.

Чудеса Димитрия Солунского

Существует несколько сказаний о чудесах великомученика Димитрия Солунского. Автором одного из сказаний является епископ Иоанн Фессалоникийский (конец VI — начало VII веков). Его текст датируется VII веком. Приведем некоторые чудеса святого. Некий эпарх предавался чревоугодию и другим плотским страстям, от чего заболел. Никакое лечение не помогало ему. Он даже отверг магический амулет, отдав предпочтение спасению души, а не физическому здоровью. Тогда во сне ему явился великомученик Димитрий и велел идти в храм. Эпарх исполнил волю святого, после чего исцелился. Также один военачальник страдал болезнью желудка и, находясь при смерти, велел отнести его в храм Димитрия. В храме он получил исцеление.
Чудо Димитрия Солунского с деяниями. Первая половина XVI векаЧудо Димитрия Солунского с деяниями. Первая половина XVI века
Епископ Иоанн рассказывает об одержимом демонами воине, которого отнесли в храм Димитрия Солунского, и спустя время он исцелился. Император Маврикий (ок.539–602 гг.) потребовал у архиепископа Фессалоникийского Евсевия прислать ему мощи Димитрия Солунского для помощи на войне. Евсевий отказал императору, напомнив, что еще император Юстиниан (483–565 гг.) безуспешно пытался получить мощи святого. Тогда служители церкви решили открыть мощи, производя раскопки в предполагаемом месте их нахождения, но были остановлены внезапно возникшим пламенем и голосом, вероятно, Димитрия Солунского, который запретил им это делать. Правитель Болгарии царь Калоян (1197–1207 гг.) вел борьбу с Византией, а в дальнейшем с основанной на ее территории Латинской империей. Ему удалось отвоевать Северную Болгарию, Поморавье и часть Македонии. В 1207 году он осадил Фессалоники, но неожиданно погиб. Осада города была прекращена. Считается, что ночью к Калояну явился великомученик Димитрий и пронзил царя копьем в сердце. Это событие стало элементом иконографии святого Димитрия. Он изображается верхом на коне, который попирает Калояна, в то время как Димитрий пронзает его копьем.
Почитание великомученика Димитрия Солунского
При императоре Константине (306–337 гг.) над могилой Димитрия была сооружена церковь — базилика святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412–413 годах, иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича возвел величественный храм на месте прежнего ветхого сооружения. Алтарь новой церкви располагался на месте захоронения Димитрия, и еще при строительстве были обретены мощи великомученика.
Фасад базилики святого Димитрия (313–323)Фасад базилики святого Димитрия (313–323)
С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира. Предположительно в конце XII — начале XIII веков мощи великомученика были вывезены из Фессалоник в Италию. И только в XX веке были возвращены на Родину.
Рака с мощами святого великомученика Димитрия СолунскогоРака с мощами святого великомученика Димитрия Солунского
                          Почитание святого на Руси
С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога". Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.
Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, "создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием" (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский († 1303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.
Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: "Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну".

Памятник святому великомученику Димитрию Солунскому в г. ДмитровеПамятник святому великомученику Димитрию Солунскому в г. Дмитрове
В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). "Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского", написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского († 1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли - преподобных Сергия Радонежского († 1392; память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого (†1392; память 11 февраля), святителя Феодора Ростовского († 1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий "о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил". Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. "Процвела земля Русская в лета княжения его",- свидетельствует названное "Слово". Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368,1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена "Задонщина", вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381).
Князь Дмитрий Донской на Куликовом поле
Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

 Молитвы святому великомученику Димитрию Солунскому

Тропарь, глас 3*

Вели́ка обpе́те в беда́х/ тя побо́pника вселе́нная, стpастоте́pпче,/ язы́ки побежда́юща./ Я́коже у́бо Ли́еву низложи́л еси гоpды́ню,/ и на по́двиг деpзнове́нна сотвоpи́в Не́стоpа,/ та́ко, свя́те Дими́тpие,/ Хpисту́ Бо́гу моли́ся// даpова́ти нам ве́лию ми́лость.
Перевод: Великого в бедах защитника, язычников побеждающего, в тебе, страстотерпец, обрела вселенная. И как ты низверг гордыню Лия, на борьбу вдохновив Нестора, так, святой Димитрий, Христа Бога моли, да дарует Он нам великую милость.

Кондак, глас 2*

Крове́й твои́х струя́ми, Дими́трие,/ Це́рковь Бог обагри́,/ да́вый тебе́ кре́пость непобеди́мую,/ и соблюда́я град твой невреди́м:// того́ бо еси́ утвержде́ние.
Перевод: Потоками крови твоей, Димитрий, Церковь Бог обагрил, дав тебе силу непобедимую и сохраняя град твой невредимым, ибо ты – его утверждение.

Молитва

Святы́й и сла́вный великому́чениче Христо́в Дими́трие, ско́рый помо́щниче и те́плый засту́пниче с ве́рою притека́ющих к тебе́! Предстоя́ со дерзнове́нием Небе́сному Царю́, испроси́ у Него́ проще́ние согреше́ний на́ших, и о е́же изба́витися нам от всегуби́тельныя я́звы, тру́са, пото́па, огня́, меча́ и ве́чныя ка́зни. Моли́ бла́гость Его́, е́же уще́дрити град сей (оби́тель сию́) и вся́кую страну́ христиа́нскую. Исхода́тайствуй у Царя́ ца́рствующих всей держа́ве на́шей мир, тишину́, тве́рдость в ве́ре и преспе́яние во благоче́стии; нам же, чту́щим честну́ю па́мять твою́, испроси́ благода́тное укрепле́ние на дела́ блага́я, да благоуго́дное Влады́це на́шему Христу́ Бо́гу зде творя́ще, сподо́бимся моли́твами твои́ми насле́довати Ца́рствие Небе́сное и та́мо прославля́ти Его́, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Личное прошение

О, ско́рый помо́щниче и те́плый засту́пниче великому́чениче Христо́в Дими́трие, услы́ши ма́лую моли́тву раба́ твоего́ (имя). Моли́ бла́гость Небе́сного Царя́, испроси́ (содержание прошения) и благода́тное укрепле́ние на дела́ блага́я. Аминь.
                                                                                   Величание
Величаем тя, страстотерпче святый Димитрие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
              Дмитриев день: традиции и поверья у славян 
Дмитриев День считался началом полугодия, называемого у сербов митровско и продолжающегося до Юрьева дня, который открывал второе, джурджевско (т.е. юрьевское), полугодие. Пограничный характер праздника отразился в поверье, согласно которому в ночь на Дмитриев День (как и на Юрьев день) ведьмы сбрасывают с неба луну, превращают ее в корову и доят.
Дмитриев День был началом зимы, ср. календарные приметы: «В Дмитриев день зима лезет на плетень» (рус.); «Пришел к нам святой Дмитрий на белом коне». По болгарскому поверью, в Дмитриев день «дядо Димитър» тряс своей белой бородой и из нее сыпался первый снег.
У южных славян Дмитриев День. считался основной хозяйственной границей года, отделяющей летнюю его часть от зимней День, следующий за Дмитриев День, назывался во многих местах разпус. Тогда заканчивались сроки долговых обязательств и хозяйственных договоров, наниматели расплачивались за полгода работы со слугами, овчарами, пастухами, после чего заключались новые договоры на следующую половину года. В Македонии в Дмитриев День в селе устанавливали новый деревянный календарь, на котором обозначали размеры долгов, а также имена должников и заимодавцев. Дмитриев День обозначал также завершение скотоводческого года, начинающегося в день св. Георгия, а сами святые Юрий и Димитрий считались покровителями скота. В связи с этим овчары, чабаны и пастухи устраивали празднества в корчме, которые длились несколько дней, кололи курбан, посещали «сборы» в соседних селах.
У восточных славян Дмитриев День отмечал завершение осеннего брачного сезона, т.к. только до этого дня (в преддверии рождественского поста и последующих праздников) можно было засылать сватов. «Святы Змiцер — ён на ycix xiцep: салады салодзiць, пiва робiць, сыноу жэнiць, дачок выдаець»; «До Дмитра дивка хитра, а по Дмитри хоч за старця, аби не остаться». В канун Дмитриев День отмечали Дмитровскую субботу, на которую приходились основные осенние поминки по умершим (см. «Деды»).
Следующий за Дмитриевим Днем день св. Нестора у болгар и сербов принадлежал к «мышиным» праздникам. В Лесковачкой Мораве в сам Дмитриев День совершалось ритуальное изгнание мышей. У сербов Косова Поля 27.X/9.XI, в день, называемый «слугой святого Димитрия», запрещалось открывать сундуки, чтобы у змей не раскрывались пасти. В некоторых регионах Дмитриев День связывался с волчьей темой. У восточных славян считалось, что с Дмитриева Дня до весеннего Юрьева дня «волки распущены» и потому нападают на скот. К Дмитриеву Дню приурочены запреты шить, кроить полотно, прясть, ткать, чесать шерсть, работать со скотом, чтобы избежать нападения волков на овчаров и на стадо.
Приметы на погоду
  1. Если в этот день тепло, то зима будет теплая и сырая.
  2. Если выпал снег, то и на Пасху он пойдёт.
  3. Если утром иней видно, то зима будет снежная.
  4. За окном снег лежит или день морозный – весна будет поздней.
  5. Если реки до этого дня лёд не тронул, то до конца ноября морозов не жди.

 

док. фильм: 

Иконы святого великомученика Димитрия Солунского

Древнейшими сохранившимися изображениями великомученика Димитрия Солунского являются мозаичные композиции V–VII вв. в базилике.
Иконописные изображения Димитрия Солунского были достаточно распространены на Руси, уступая по своему количеству лишь изображениям великомученика Георгия Победоносца. Изначально Димитрия изображали как мученика в патрицианских одеждах (мозаики V–VII веков в базилике Святого Димитрия, Салоники). Поскольку святой Димитрий являлся воином, то, согласно этому факту, с XI века он стал изображаться в военном облачении, с копьем и мечом.
dimitrij-solunskij-mozaika
Святой великомученик Димитрий Солунский. Мозаика в левом приделе храма святого Димитрия в Салониках 

Свв. Георгий и Димитрий. Резная икона на темном сланце. Кон. XI — нач. XII в. Византия. Найдена в Херсонесе в 1894г. 
Святой великомученик Димитрий Солунский. Мозаика из собора Михайловского Златоверхого монастыря. Киев, 1108–1113 годы
Святой великомученик Димитрий Солунский. Мозаика из собора Михайловского Златоверхого монастыря. Киев, 1108–1113 годы
Святой великомученик Димитрий Солунский. Конец XII – начало XIII века, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Святой великомученик Димитрий Солунский. Конец XII – начало XIII века, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Святые Феодор Стратилат и Димитрий Солунский. Византия, XIII век. Монастырь св. Екатерины на Синае (Египет)Святые Феодор Стратилат и Димитрий Солунский. Византия, XIII век. Монастырь св. Екатерины на Синае (Египет)
Святой великомученик Димитрий Солунский. XV век, Псков. Русский музейСвятой великомученик Димитрий Солунский. XV век, Псков. Русский музей
Святой великомученик Димитрий Солунский с Житием. Начало XVI века. Из церкви Покрова с. Гуменец. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»Святой великомученик Димитрий Солунский с Житием. Начало XVI века. Из церкви Покрова с. Гуменец. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
Святой великомученик Димитрий Солунский с Житием. Русь, XVI векСвятой великомученик Димитрий Солунский с Житием. Русь, XVI век

Храмы во имя великомученика Димитрия на Руси

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Православной Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого (ок.978–1054 гг.), великим князем Изяславом (1024–1078 гг.). В 1194–1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо (1154–1212 гг.) «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием». Дмитриевский собор и сейчас украшает древний город Владимир.
Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197 годы). Вид с юго-востокаДмитриевский собор во Владимире (1194–1197 годы). Вид с юго-востока
Великий князь Даниил Московский (1261–1303 гг.) воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который стал первым каменным храмом в Московском Кремле. В 1326 году, при князе Иоанне Калите (ок.1283/1288–1340/1341 гг.), храм был разобран, а на его месте построен Успенский собор. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В 1462 году в Новгороде был построен храм во имя великомученика Димитрия Солунского.
Храм во имя великомученика Димитрия Солунского в Великом НовгородеХрам во имя великомученика Димитрия Солунского в Великом Новгороде
Дмитриев монастырь в поле, на левом берегу Псковы, примерно в километре от стены Окольного города, т.е. вне посада, известен с ХV века. В 1615 году был разорен шведами, но возродился. Бывшая монастырская церковь св. Дмитрия построена не ранее 1543 г., одноглавая, трехапсидная, с приделом с юга во имя Введения Богородицы во храм. Сегодня это приходская действующая церковь РПЦ со старинным кладбищем, на котором погребены известные псковичи.

Церковь Димитрия Солунского в Поле в г. Пскове
Утраченный Гдовский собор во имя св. Димитрия Солунского в Псковской области был построен в 1540 году, о чем свидетельствует надпись на иконе Св. Троицы: «В 1424 г. начата строиться крепость во Гдове и окончена 1 ноября. Укреплена в 1434 г. валами; над висячими Псковскими вратами поставлена сия икона Св. Троицы, которая перенесена в 1540 г. в Димитриевский собор. В 1846 г. усердием Луневского главы Иоанна Ипатова она обновлена, вложена в киоту и сохраняется теперь 422 года». Собор двуглавый, построен из камня и окрашен белой краской. В 1944 собор взорван отступающими частями вермахта.

Утраченный Гдовский собор во имя св. Димитрия Солунского в Псковской области. Фото из книги «Лавры, монастыри и храмы на святой Руси», СПб 1909.

 

Из истории Дмитриевской церкви (Курская область).

Для воссоздания более полной картины важно всё: сохранившиеся здания, памятники архитектуры, документальные источники и воспоминания современников, а иногда и легенды, переходящие от поколения к поколению, но не подтверждённые ничем. История храма - это часть истории села или города. Уже по одному статусу поселения можно было определить, был в нем храм или нет: селом назывался населённый пункт, где была церковь, в деревнях церквей не было.
О Дмитриевской церкви села Фентисово уже писали в районной газете, но нам хотелось бы расширить знания о храме, о его истории и годах лихолетья, которые не обошли его стороной.
Первое упоминание о церкви в селе Фентисово Щигровского уезда встречается в «Топографическом описании Курской губернии за 1784 г.»: «Фентисово село… лежит при речке Полевая Снава, в оном селе церковь деревянная во имя святого Дмитрия мироточца, при которой священно- и церковно-служительских дворов три, в оный душ шесть».
В связи с упразднением уездов, а затем изменением границ районов село до 1924 г. находилось в Щигровском уезде, на 1924 г. значится в составе Курского уезда, в 1928 г. вошло в состав Золотухинского района после его создания.
В 1896 г. старая деревянная церковь сгорела. Несколько лет в селе не было храма. В документах за 1898 год Дмитриевская церковь значится как сгоревшая. Затем строительство началось, средства собирали прихожане, как говорится, всем миром, и в 1903 г. деревянный храм в честь св. великомученика Дмитрия Солунского в с. Фентисово Николаевской волости Щигровского уезда Курской губернии был построен. Здание возвели на кирпичном фундаменте с железной крышей.
Духовная консистория имела планы на строительство церковного каменного здания в селе. В 1904 году в строительное отделение губернского правления был представлен проект на постройку каменной церкви. Место, на котором предполагалось её устроить (западнее сгоревшей старой на 20-25 сажен), было выбрано на выгоне, имеющем незначительный уклон на восток. Местность ровная, сухая и линия грунтовых вод залегает до 25 аршин. Проект был утверждён, но храм так и не был построен.
В приход церкви входили деревни Боева, Тишина, Золотухина, престол был освящён один, прихожан на 1908 г. числилось 1567 муж. п., раскольников 946 муж. п.
Усадебной земли во владении причта значилось четыре десятины, полевой - 25,3 десятины, сенокосной - 2, лесной - 3,7.
При церкви действовала церковно-приходская школа и две земские школы, где обучались местные ребятишки. В школах обучались церковно-славянской грамоте, русскому языку, арифметике, Закону Божьему.
Октябрьская революция внесла серьёзные изменения в судьбу храмов, был издан декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», провозгласивший свободу вероисповеданий и право гражданина не исповедовать никакой религии. Новый удар по храмам был нанесён постановлением ВЦИК от 23.02.1922 г. об изъятии церковных ценностей. Не обошла эта участь церковь с. Фентисово, из храма было изъято четыре серебряных предмета весом 92 золотника.
Закрытая местными властями, без решения облисполкома, церковь использовалась на 1936 г. под ссыпку зерна. Церковный совет Дмитриевской церкви подал жалобу в Золотухинский райисполком на неправильные действия местных органов власти. В письме председателя Культкомиссии при облисполкоме Золотухинскому РИКу от 02.04.1936 г. говорилось: «Представьте объяснения по прилагаемой жалобе церковного совета Дмитриевской церкви с. Фентисова на неправильные действия местных органов власти, сообщив, сколько хлеба хранится в здании церкви в настоящее время и в какой срок может быть освобождено здание из-под ссыпки с передачей его в пользование общины верующих».
Здание храма было освобождено, и по данным на 1937 г., в действующей церковной общине было зарегистрировано 125 верующих.
Однако незадолго до начала войны решением исполнительного комитета Курского областного Совета депутатов трудящихся от 08.10.1940 г. бездействующую церковь в с. Фентисово на основании ст. 34 постановления ВЦИК и СНК от 8.04.1929 года закрыли, передав здание церкви исполкому райсовета для использования на культурные цели.
Вновь православная церковь и церковная община были зарегистрированы в августе 1944 года. Деревянное церковное здание площадью 264 кв. метра на 1962 г. принимало прихожан деревень и сёл Фентисовского, Золотухинского, Новоспасского, Революционного сельсоветов и прилегающих деревень Поныровского района. В это время службы проводил священник Поздняков Сергей Евдокимович.
В 1970-1980 годы церковь в с. Фентисово продолжала действовать.
В соответствии с Федеральным законом «О свободе вероисповедания» зарегистрирован Дмитриевский (Дмитрия Солунского) храм Курской епархии РПЦ (Московский патриархат) в с. Фентисово (23.12.1991 г. № 126).
В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. возобновлена регистрация религиозной организации - православный приход храма Дмитрия Солунского Курской епархии (Московский патриархат) в с. Фентисово Золотухинского района (31.12.1999 г. № 230 р).
Постановлением губернатора Курской области от 30.10.1998 г. № 566 Дмитриевская церковь с. Фентисово поставлена на охрану как памятник культовой архитектуры регионального значения.
Т. ПОТАСКАЕВА,
старший научный сотрудник ОКУ «Госархив Курской области».


Комментариев нет:

Отправить комментарий