Наста днесь пресветлыи праздник, Пречистая Дево, честнаго Твоего Покрова
Ап. от 70-ти Ана́нии (I); прп. Романа Сладкопевца, диакона (ок. 556);
прп. Са́ввы Вишерского, Новгородского (1461).
Мч. Домни́на Солунского (Фессалоникийского) (IV); прмч. Михаила, игумена Зовийского, и с ним 36-ти преподобномучеников (780–790); Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего (Груз.); равноапп. Мириа́на, царя Иверского (после 361), и царицы На́ны (ок. 364) (Груз.); Собор Молдавских святых.
Сщмч. Алекси́я Ставровского, пресвитера (1918); сщмч. Михаила Вологодского, пресвитера (1920); сщмчч. Алекса́ндра Агафоникова, Гео́ргия Архангельского, Николая Кулигина, пресвитеров, мч. Иоа́нна Артемова (1937).
Икон Божией Матери: Касперовская; Барская; Браиловская; Гербовецкая; Дудичская; «Кукузелисса»; Люблинская; Мятинская; Покров Пресвятой Богородицы; Псково-Покровская (Я
«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» – это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал "паче лучей солнечных". Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?" Епифаний ответил: "Вижу, святый отче, и ужасаюсь". Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. "Царю Небесный, – глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, – приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан". Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, "долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там". Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.
В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: "Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая". В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: "С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя". Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту.В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".
Молитва Покрову Пресвятой Богородицы
О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь»
Величание
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим Покров Твой честный, / Тя бо виде святый Андрей на воздусе, / за ны Христу молящуюся.
Покров над казачеством
(1) 14 октября все православное казачество отмечает один из самых важных праздников — Покров Пресвятой Богородицы.
Что же исторически знаменательного на Покров происходит для казаков? Конечно же – взятие Казани. Крепостную стену города Ермак Тимофеевич подорвал на следующий за Покровом день в 1552 году.
За добровольное и героическое участие в штурме Казани Иван Грозный даровал казакам реку «Дон со всеми притоками» в вечное пользование. Независимый статус Донского казачества подтверждала жалованная грамота, текст которой почти 150 лет зачитывался перед казаками на каждый Покров по многочисленным спискам (копиям).
И так было до 1708 года, пока в связи с участием значительной части донского казачества в восстании Булавина, Петр I не велел уничтожить грамоту первого царя всея Руси.
Словом, исторический статус праздника Покрова достаточно сложен, но он издавна считается днём Великой Благодати и воинской славы. Говорят, если быть предельно искренним в этот день, можно вымолить прощение самых страшных грехов.
Атаман Ермак-покоритель Сибири
Как Богородица спасла Азов от янычар
Связано это с Азовским осадным «сидением» 1641 года. Турецкая осада крепости длилась больше трёх месяцев. В надежде на своё численное превосходство турки изматывали казаков непрерывными атаками днём и ночью. Пока одни турецкие части штурмовали крепость, другие отдыхали и готовились для последующей атаки. Малочисленный же казачий гарнизон был вынужден бессменно отражать яростный штурм врага. Всего было 24 приступа. Однако нападавшие каждый раз были отбиты с большими потерями.
Истощённые, немощные казаки держались стойко, хотя турецкая армия превосходила наших по численности больше, чем в 20 раз: известно, что против 8 тысяч казаков и 800 казачек бились 180 тысяч янычар и татар.Силы казаков были на исходе, и они решили принять последний бой. По православному обычаю, надев чистые рубахи и помолившись, казаки рано утром вышли за ворота Азова.
Как известно из летописей, в этот день опустился густой туман. Не видно было ни зги. Смрад стоял жуткий: защитники крепости спотыкались о многочисленные трупы, которыми было усеяна земля, но отважно шли на вражьи голоса, навстречу верной погибели.
« Азовское сидение». Художник Н. А. Драгунов
Так они дошли до самого берега Дона, но никого не встретили. Турки отступили. Было это аккурат в Покров день, вот казаки и решили, что Богородица, покрыв туманом, уберегла их от врага.
За время осады османские войска потеряли около трети живой силы. Серьёзный урон понесли и казаки: около 3 тысяч были убиты, многие – ранены и впоследствии скончались.
Поэтому казаки особенно чтят праздник Покрова Пресвятой Богородицы!
«Богдан.Хмельницкий под Бердичевом»
У запорожцев чествование Покрова Пресвятой Богородицы имеет несколько причин. Оно берет начало с тех времен, когда главными врагами казаков были татары и турки. Покров, символизируя защиту христиан в их борьбе с мусульманами, оказался наиболее близким для казаков. Кроме того, частое пребывание в военных походах, постоянная опасность со стороны соседей принуждали казаков обращаться за помощью и покровительством к Господу.
Также важной причиной, по которой запорожцы почитали Божью Матерь, это безбрачие, которого придерживалось сечевое товарищество. Казаки, запретив пребывание на Сечи женщин, отдали себя под покровительство Богородицы – Пречистой и Непорочной Девы Марии, которая всегда оставалась Приснодевой.
На самом же деле, корни почитания Богородицы уходят глубоко в древность! Об этом свидетельствует донской апокриф «О Богородице и слезах казачьих матерей».
«В поход». Автор: Пимоненко Микола Корнилович
«Однажды спустилась на землю Пречистая Дева, наша Небесная Мати. Вместе со святым Николаем, в лучшей своей жемчужной короне, тихо скользнула Она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. И когда наступил знойный день, пересохли от жалости уста Ее и нечем было их освежить. Тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ее струям Пречистая Мати, как упала корона с Ее головы и скрылась глубоко под водой. «Ах! — сказала Она, — пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня таких красивых. Но когда вернулась она в свой Небесный Дом, то увидела на Ее золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга. «Как же они попали сюда? — воскликнула Она, — наверное, их нашли Казаки и передали для меня». «Нет, Матушка, — сказал Ей Сын, — это не жемчуг, а слезы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу».
Не мало подобных слез было пролито и в XX веке! Именно по этому, казачий народ достоин иметь свою историю, со всеми «плюсами» и «минусами», свои традиции, и законы, а не просто красивый мундир! Знание истории древнего казачества и почитание его традиций станет залогом возрождения казачьего этноса!
Покров: традици и обряды
В народной традиции с Покрова начиналась пора свадеб — после сбора урожая, когда были окончены основные полевые работы, имелось достаточно времени и продуктов для угощения. Поэтому праздник Покрова считается покровителем свадеб, и это был как бы девичий праздник. Девушки-невесты старались в этот день непременно пойти к службе, поставить свечу перед образом Покрова Богородицы, причем была уверенность, что девушка, первая поставившая свечу, и замуж выйдет раньше всех.
Отсюда и народная поговорка: «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом». С этого времени девушки устраивали вечерние посиделки с рукоделием.
Также считалось, что с этого времени начинается зима, выпадает первый снег, покрывая землю. Начинали топить печи, конопатили избы, «закармливали» на зиму скот. В этот день скотине отдавали последний сноп с последней полосы, который назывался «пожинальником». Этот сноп во время уборки хлеба дожинали непременно всей семьей, и потом хранили в переднем углу избы до Покрова. В этот день его скармливали скотине, надеясь тем самым предохр
КУРСКИЕ ХРАМЫ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Покровский храм Казацкой слободы г. Курска.Построен в 1720 г., варварски уничтожен в 1937 г. Художник: Парашечкин В В
В начале 1712 года было построено деревянное здание церкви, которое сгорело при пожаре. Через два года состоялась закладка новой каменной церкви, а через шесть лет - освящение двухпрестольного Покровского храма. Главный престол был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы, а второй - святителю Димитрию Ростовскому, чудотворцу. В 1834 году средняя часть храма - была расширена, и в правой части появился престол во имя иконы Божией Матери Феодоровской. Почему он был посвящен именно Феодоровской иконе, существует трогательное предание.
ВИДЕНИЕ СВЯТОГО ОБРАЗАВИДЕНИЕ СВЯТОГО ОБРАЗА
В начале XIX века одна знатная особа, страдавшая тяжелой болезнью, от которой ее не могли излечить даже искусные врачи в Москве, проезжая через Курск, остановилась в постоялом дворе Зикеева, напротив Георгиевской площади. В сонном видении больная увидела, что она приобрела святой образ Феодоровской иконы Божией Матери и, отслужив перед ним благодарственный молебен, почувствовала себя лучше. На следующий день она отправилась к известным в Курске церковным живописцам Черкашиновым с просьбой написать эту икону. Но они не смогли выполнить ее просьбу, потому что не знали, каков этот образ.
После тщательных расспросов курян знатная госпожа отыскала двух братьев, которые хоть и слыли за юродивых, но изредка занимались живописью. Они с радостью согласились ей помочь. Через два дня образ Пресвятой Бородицы Феодоровской был написан на полотне. Женщина поспешила освятить новую икону в Георгиевском храме, что находился на углу нынешних улиц Дзержинского и Гайдара, но там служба давно прошла и священников не оказалось. Ей указали на Покровский храм, в котором эта икона и была освящена. Образ был подарен этому храму.
Через некоторое время госпожа вновь приехала в Курск и, рассказывая всем о своем чудесном исцелении, попросила отслужить перед чудотворной иконой Богородицы благодарственный молебен.
Прошло время. В некоторых местах полотно, на котором был написан образ Божией Матери, порвалось, его сняли с доски и положили в ризницу, где хранились другие ветхие иконы. Но однажды...
ПРОЗРЕНИЕ СЛЕПОЙ
15-летняя слепая девочка во сне услышала голос, призывающий ее отслужить молебен перед Феодоровской иконой, находящейся в ризнице Покровской церкви. Родители дважды обращались в храм с настоятельной просьбой отыскать эту икону, но всякий раз попытки были тщетны. После повторного видения дочери родители решили не отступать, пока в храме не найдут именно эту икону. Как только принесли из ризницы запыленную холстину и раскрыли перед больной девочкой, она вмиг прозрела.
С того часа Феодоровская икона считалась величайшей святыней Покровского храма. Помолиться перед святым образом Богородицы люди ехали из самых дальних мести всегда получали просимое.
В 30-х годах XX века храм закрыли, иконы и другую утварь верующие успели перенести в Вознесенскую церковь Казацкой слободы.
На месте красивейшего Покровского храма ныне располагаются гаражи (квартал улиц Верхней Луговой и Большевиков). О знаменитой церкви напоминает лишь здание церковно-приходской школы, занятое сейчас под торговлю.
Казацкая слобода и Вознесенская церковь с пределом Покрова Богородицы. Художник В В Парашечкин.
Православный храм в историческом районе Казацкая слобода, г. Курск.
Храм возведен на средства прихожан и жертвователей в 1887—1888 годы. До его постройки приходским храмом для жителей Казацкой слободы была Вознесенско-Михайловская церковь на улице Архангельской (теперь Карла Либкнехта). Новый Вознесенский храм, расположенный на возвышенном участке, стал главной достопримечательностью слободы. В 1888 с горы Афон были привезены иконы Божией Матери "Скоропослушница" и великомученика Пантелеимона. В 1893 году усилиями приходского священника Иоанна Ершова в церковной ограде было построено одноэтажное каменное здание одноклассной церковноприходской школы. В начале XX века в приходе также состояли земское двухкомплектное училище и школа грамоты в деревне Гремячка (в четырех верстах от церкви). В 1907 году на церковной усадебной земле были построены два деревянных дома для священнослужителей. В третьем, приобретенном прихожанами в 1887 году, проживал псаломщик.
В 1940 году по решению местных властей храм был закрыт, но усилиями прихожан его удалось спасти от разграбления. Богослужения возобновились в конце 1941 года и с того времени не прекращались.
Покровский собор г. Рыльск, Курская обл.
Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы построена в Рыльске в 1822 году на средства купцов Севастьяна и Федора Шелеховых. Церковь расположена в центральной части города, на углу улиц Выходцевской и Преображенской (К.Либкнехта и Ленина). Священник Покровской церкви протоиерей Константин Бокадоров в «Историческом очерке г. Рыльска к 100-летию Рыльского полка» в 1907 году писал: «Покровская церковь построена рыльскими купцами Севастианом и Феодором, детьми Шелиховыми».
Покровская церковь величаво возвышается над всеми строениями Рыльска. В плане церковь покоится на крестовидном фундаменте. Стрех, сторон украшают и придают грандиозность зданию колонны. С восточной, алтарной стороны колоннада примыкает к стене. Красиво выглядят фронтоны, портики, украшенные резным карнизом. Кровля купола была украшена золотыми небесными звездами. Украшают храм, в отличие от других церквей, сверкающие позолотой барабан и луковка с крестом. С западной стороны храма возвышается красавица колокольня, к стенам которой примыкают полуколонны.
Покровская церковь величаво возвышается над всеми строениями Рыльска. В плане церковь покоится на крестовидном фундаменте. Стрех, сторон украшают и придают грандиозность зданию колонны. С восточной, алтарной стороны колоннада примыкает к стене. Красиво выглядят фронтоны, портики, украшенные резным карнизом. Кровля купола была украшена золотыми небесными звездами. Украшают храм, в отличие от других церквей, сверкающие позолотой барабан и луковка с крестом. С западной стороны храма возвышается красавица колокольня, к стенам которой примыкают полуколонны.
Главный иконостас
Для более полного представления о деятельности и благосостоянии Покровской церкви один интересный исторический документ. В отчетной ведомости Покровской церкви Рыльского уезда Курской епархии за 1915 год, в которой говорится: « Покровская церковь имеет каменное здание, на таком же фундаменте с колокольней, крыша железная, перекрыта в 1864г.
В 1884г. оштукатурена и покрашена, с 1895г. отапливается. В 1905г. была обновлена.
Покровская церковь - одна из всех шестнадцати церквей в городе была оставлена советской властью для проведения служб. Но и она закрывалась на недолгое время в 40-х годах. Во время закрытия были разобраны полы, сняты наличники, поцарапаны росписи на стенах. В 60-х годах был запрещен колокольный звон.
В 1884г. оштукатурена и покрашена, с 1895г. отапливается. В 1905г. была обновлена.
Покровская церковь - одна из всех шестнадцати церквей в городе была оставлена советской властью для проведения служб. Но и она закрывалась на недолгое время в 40-х годах. Во время закрытия были разобраны полы, сняты наличники, поцарапаны росписи на стенах. В 60-х годах был запрещен колокольный звон.
Комментариев нет:
Отправить комментарий