04 (17) сентября 2019 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 14-я по Пятидесятнице.

Сщмч. Вавилы, епископа Великой Антиохии, и с ним трех отроков: мчч. Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251); прор. Моисея Боговидца (XVI в. до Р. Х.); Обре́тение мощей свт. Иоасафа, епископа Белгородского (1911); Второе обре́тение (1964) и перенесение мощей (1989) свт. Митрофана (в схиме Макария), епископа Воронежского; прп. Симеона чудотворца, Гареджийского (1773; Груз.); прп. Стефана Троношского (1799; Серб.); прмч. Парфения, игумена Кизилташского (1867); блж. Даниила Елисаветградского, Христа ради юродивого (1860, Кировоград.).

Мц. Ермионии, дщери ап. Филиппа (ок. 117); мч. Вавилы Никомидийского и с ним 84-х отроков (IV); мчч. Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305–311); сщмч. Петра (Зимонича) Дабро-Боснийского, митрополита (1941) (Серб.); свт. Дионисия (Ерхана), епископа Четатя-Албийского и Измаильского (1943; Румын.).

Сщмчч. Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского, Павла Васильевского, Иоанна Василевского, Николая Лебедева, Николая Сретенского, Иоанна Ромашкина, Николая Хвощева, Александра Никольского, Петра Лебединского, Михаила Богородского, Илии Измайлова, пресвитеров, прмч. Стефана (Кускова), иеромонаха, мчч. Василия Ежова, Петра Лонскова, Стефана Митюшкина и Александра Блохина (1937); мц. Елены Черновой (1943).
Собор Воронежских святых.
Икона Божией Матери: «Неопалимая Купина».


 празднования иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»


17 сентября – день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»
 
Неопалимая купина является одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь: как ветхозаветная купина оставалась невредимой во время охватившего ее огня, так и Пресвятая Дева Мария, родившая Иисуса Христа, до Рождества и после пребывала Девою.
Близ горы Синай (библейской горы Хорив) пророк Моисей, пасший овец в пустыне, получил от Бога скрижали Завета, и там же он увидел горящий и несгорающий куст купины и услышал глас Божий, предсказавший рождение Спасителя. Когда Моисей подошел к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнем, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвав к нему из горящего куста, повелел вывести народ Израиля из Египта.
В 324 году по приказу святой Елены, матери императора Константина, на месте, где рос библейский куст, была построена капелла, а в IV веке у подножия горы Синай основан монастырь святой Екатерины. Корни куста, из огня которого Моисею явился Господь, находятся прямо под алтарем собора, а за алтарем располагается часовня, названная «Неопалимая Купина». Знаменитую Купину пересадили недалеко от часовни, где растение находится по сей день. Это единственный случай пересадки куста на всем Синайском полуострове. Были попытки дать жизнь Купине в другом месте, но корни так и не дали отростков.
В часовне нет иконостаса, который скрывал бы алтарь от верующих, и поэтому паломники могут увидеть под престолом то место, где находился священный куст. Оно оформлено в виде отверстия в плите и закрыто серебряным щитом с чеканкой, на которой изображены горящий куст Купины, Преображение, Распятие, евангелисты, святая Екатерина и сам Синайский монастырь.
С ранних веков христианства была известна икона «Неопалимая Купина». Изначально на ней изображался куст, в котором был виден лик Богоматери, а перед растением находился пророк Моисей. Значительно позже, примерно в XVI веке, появился привычный нам образ: два ромба, в центре овальный медальон, а в нем находится Божия Матерь с Младенцем на руке. В руках Пречистой Девы помещается иногда еще и лествица, прислоненная верхним концом к плечу Богоматери — знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо. Пишут иногда еще врата и жезл — символ Спасителя, называемого в церковных песнях «жезлом от корня Иесеева».
По углам иконы показаны видения пророков, которые связаны с воплощением Христа: в левом верхнем — видение Моисею знамения в виде горящего куста, в правом верхнем углу — видение Исайе Серафима с горящим углем в щипцах, внизу, слева, — видение Иезекиилю затворенных врат, справа — Иакову — лествицы с ангелами.
Одна из наиболее древних икон «Неопалимой Купины» находится в Благовещенском соборе Кремля. Она принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, писана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст.
В московской церкви Неопалимой Купины, в Хамовниках, стоит икона, находившаяся некогда в «Святых сенях» при Грановитой Палате дворца. Она прекрасного древнего письма, а размером 1 аршин 12 вершков длиной и 1 аршин 7 вершков шириной. Празднование этой иконе совершается два раза: 4 сентября, в день памяти пророка Моисея, видевшего «купину», и в шестую неделю по Пасхе — неделю о слепом, так как в этот день, по преданию, была перенесена в Хамовники из Кремля икона и освящен новый храм.
Замечательно событие с ризой этой иконы. В 1812 году французы ее похитили. Перед оставлением ими Москвы пришел к священнику Новодевичьего монастыря отцу Алексию Введенскому польский солдат и отдал ему ризу, прося возвратить ее в ту церковь, откуда она взята. Солдат признался, что с тех пор, как он похитил ризу, он не может найти покоя и его мучит невыносимая тоска.
В этом же храме стоит пожертвованная в 1835 году и особенно чтимая с 1837 года другая небольших размеров икона Божией Матери «Неопалимая Купина». На ней перед Богоматерью изображен молящийся человек. В храме хранится особая рукописная служба иконе с припиской, что на Синайской горе есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна».
Тропарь, глас 4:
И́же во огни́ купины́ неопали́мыя, дре́вле Моисе́ем ви́денныя, / та́йну воплоще́ния Своего́ от неискусобра́чныя Де́вы Мари́и Прообразова́вый, / Той и ны́не, я́ко чуде́с Творе́ц и всея́ тва́ри Созда́тель, / ико́ну Ея́ святу́ю чудесы́ мно́гими просла́ви, / дарова́в ю́ ве́рным во исцеле́ние неду́гом / и в защище́ние от о́гненнаго запале́ния. / Сего́ ра́ди вопие́м Преблагослове́нней: / наде́ждо христиа́н, от лю́тых бед, огня́ и гро́ма изба́ви на Тя упова́ющия // и спаси́ ду́ши на́ша, я́ко милосе́рда.
Ин тропарь, глас 4:
И́же в купине́, огне́м горя́щей и несгора́емой, / показа́вый Моисе́ови Пречи́стую Твою́ Ма́терь, Христе́ Бо́же, / Огнь Божества́ неопа́льне во чре́ве прии́мшую, / и нетле́нну по Рождестве́ пребы́вшую: / Тоя́ моли́твами пла́мене страсте́й изба́ви нас, / и от о́гненных запале́ний град Твой сохрани́, // я́ко Многоми́лостив.
Кондак, глас 8:
Предочи́стим чу́вствия душ и теле́с на́ших,/ да ви́дим та́инство Боже́ственное,/ о́бразно явле́нное дре́вле вели́кому во проро́цех Моисе́ю купино́ю,/ горе́вшею огне́м и не сгара́вшею,/ в не́йже Твоего́ безсе́меннаго Рождества́, Богоро́дице, предвозвеще́ние испове́дуем,/ и, благогове́йно покланя́ющеся Тебе́/ и Ро́ждшемуся от Тебе́ Спа́су на́шему, со стра́хом вопие́м: // ра́дуйся, Влады́чице, Покро́ве, и Прибе́жище, и Спасе́ние душ на́ших.


Молитва иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина»
«Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Богородице, нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки всяческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие милосердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чреве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и пред-стательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озлобление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да постыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Владычице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сладость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во благо; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь» 

Пророк Моисей Боговидец

пророк_Моисей_Поклонение золотому тельцу. Пророк Моисей получает скрижали завета_Монастырь Петра Вода
(Пророк Моисей. Поклонение золотому тельцу. Пророк Моисей получает скрижали завета. Монастырь Петра Вода, Румыния)


Моисей, величайший из ветхозаветных пророков, жил за 1500 лет до Рождества Христова. В младенческом возрасте он чудным образом был спасен Богом, Который предназначил ему быть вождем и избавителем еврейского народа от рабства в Египте.

В то время как по повелению египетского царя, опасавшегося размножения еврейского народа, убивали еврейских младенцев мужского пола, Моисей не только не погиб вместе с остальными, но и был взят царской дочерью из тростника, где его спрятала мать. До сорока лет он прожил во дворе врага своего народа, получил здесь блестящее образование, научился египетской мудрости, но сердцем скорбел о бедствиях своего народа и стремился облегчить его участь.

Однажды, когда Моисею случилось быть свидетелем обиды, нанесенной одному еврею египтятнином, его сердце так наполнилось негодованием, что он, защищая своего единоплеменника, убил обидчика. Спасаясь от мести египтян, Моисею пришлось удалиться в Мадиамскую землю, где он поселился у священника Иофора, а потом женился на его дочери Сепфоре.

Между тем, любовь к своему народу, еще больше притесняемому египтянами, не ослабевала в душе Моисея. И Господь возложил на него великую миссию спасения. Путем чудных откровений Бог научил и помог Моисею вывести еврейский народ из египетского рабства.

Когда Господь послал десять казней на египтян, фараон понял, что это сам Бог чудесно заступается за угнетаемых им евреев, и позволил им, по требованию Моисея, уйти из Египта.

Моисей, изводящий еврейский народ из Египта
(Пророк Моисей, изводящий еврейский народ из Египта)


Через некоторое время, однако, он передумал и во главе войска погнался за евреями, но те уже успели дойти до Чермного моря. Фараон же со всем своим войском сгинул в морских волнах, которые расступились только для того, чтобы пропустить еврейский народ, отправившийся в Землю обетованную...

Переход израильтян «по суше среди моря» был торжественным началом чудес, которые сопровождали все их шествие через пустыню: то Бог питал их манной с неба, то изводил воду из камня, то помогал в войне с врагами. Особенно важным событием во время путешествия было дарование евреям Закона (десяти заповедей) на Синайской горе, и при этом - устройство скинии и учреждение священства.

Несмотря на все благодеяния, которые Господь расточал избранному народу, евреи часто оказывались неблагодарными, малодушными, роптали на Бога и даже отступали от веры.

Тогда сказал Моисею Бог: «Я вижу народ сей, да воспламенится Мой гнев на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя».
Моисей же стал умолять Господа простить грехи его соотечественникам, не гневаться, и всемилостивый Бог внял его молитвам.

Еврейский народ своим малодушным ропотом, неверием и отступничеством снова прогневал Господа, и опять молился Моисей, и снова Господь простил народу этот грех, но сказал Господь: «Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали уже Меня десять раз и не слушали гласа Моего, - не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их: только детям их, которые здесь со мною, которые не знают, что - добро, что - зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им дам землю, а все раздражавшие Меня, не увидят ее. А сыны ваши будут кочевать в пустыне 40 лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне. По числу 40 дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши 40 лет, ГД за день, чтобы вы познали, что значит быть оставленным Мною».

Все предопределенное Господом исполнилось. Сорок лет странствовали евреи в пустыне под предводительством своего великого вождя Моисея, слушали его поучения и утверждались в Законе Божьем.

Когда закончилось время странствий, Моисей благословил народ еврейский и отпустил с Богом, а сам «взошел на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана. И всю землю Нефеалимову, и всю землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого Западного моря, и полуденную страну, и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: «Вот земля, о которой я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: семени Твоему дам ее. Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но ты в нее не войдешь».

И там, в земле Моавитской, умер Моисей, раб Господень. И погребен в долине, против Веффегора. Было ему 120 лет, но ни зрение его не притупилось, ни сила не иссякла. «И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских (у Иордана, близ Иерихона) тридцать дней. И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу...»

Гора_Моисея_Синай_Египет
(Гора Моисея, Синай, Египет)

Неопалимая_Купина_монастырь_влкм_Екатерины_гора_Синай
(Неопалимая Купина_ монастырь великомученицы Екатерины, Синай, Египет)

Тропарь пророка Моисея
глас 2
Пророка Твоего Моисея память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.

Ин тропарь пророка Боговидца Моисея
глас 2
На высоту добродетелей возшел еси пророче Моисее:/ и сего ради сподобился еси видети славу Божию,/ скрижали благодатныя закона прият/ и начертаний благодать в себе нося,/ и пророков был еси честная похвала,/ и благочестия великое таинство.

Кондак пророка Моисея
глас 2
Лик пророческий с Моисеем и Аароном/ веселием днесь веселится,/ яко конец пророчествия их на нас исполнися:/ днесь сияет Крест, имже нас спасл еси;// тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Молитва пророку и боговидцу Моисею
О пречудный и богоносный отче Моисее, изрядный угодниче Христов и великий чудотворче, к тебе смиренно припадаем и молимся: даждь нам быти причастником любве твоея ко Богу и ближнему, помози нам творити волю Господню в простоте сердца и смирении, заповеди Господни совершати непогрешительно, призри благоутробно на всякую душу верных твоих чтителей, милости и помощи твоея ищущих. Ей, всеблагий угодниче Божий, услыши нас, молящихся тебе, и не презри нас, требующих твоего заступления и достойную песнь тебе приносящих; тебе ублажаем, отче Моисее, тя воспеваем, чистоты светильниче, прославляюще милостиваго Бога, во Святей Безначальней Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Святитель Иоасаф Белгородский, епископ, обретение мощей

святитель_Иоасаф_Белгородский


Первое обретение Мощей Святителя Иоасафа Белогородского

Уже к концу XVIII века паломничество к гробу святителя Иоасафа Белгородского достигло таких размеров, что очередной глава епархии епископ Феоктист Мочульский посчитал целесообразным ограничить доступ верующих к нетленным мощам. С этой целью в марте 1791 года он приказал закрыть на замок вход в усыпальницу святителя Иоасафа.

Но распоряжение это действовало недолго. И вот почему. Как гласит предание, ночью явился во сне управителю епархии Феоктисту святитель Иоасаф и строго спросил: "Что ты меня гонишь?" Замок и печать с входной двери усыпальницы были немедленно сняты. Тем более, что и белгородцы усилили свои просьбы к Феоктисту, требуя от него возбудить ходатайство о церковном прославлении своего заступника и покровителя Иоасафа Белгородского.

В 1833 году епископская кафедра была переведена из Белгорода в Курск. Белгород со своей святыней оказался на периферии епархии. Курские архиепископы Илиодор (1832- 1860 гг.) и сменивший его на этом посту Сергий (1861-1879 гг.) совершенно закрыли мощи святителя Иоасафа, облекли их поверх архиерейских одежд в глухой саван. Принятые епархиальными властями меры вызывали неудовольствие белгородцев и иногородних паломников, стекавшихся к гробу святителя Иоасафа. Ведь люди уже более ста лет видели лик Святителя всегда открытым и теперь не понимали, почему его закрыли от молящихся.

Но и эти обстоятельства не могли уменьшить у верующих прилив религиозных чувств. Людской поток к мощам епископа Белгородского не только не иссяк, но увеличивался.

Весной 1909 года по указу Святейшего Синода была создана специальная комиссия для выработки обоснований причисления епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа к лику святых. Комиссия работала в Белгороде семь дней - с 19 по 25 мая 1910 года.

В конце того же года в Святейший Синод поступил доклад за подписью руководителя комиссии князя Н. Д. Жевахова и протоиерея А. И. Маляревского. В нем подтверждалась достоверность чудотворного влияния мощей святителя Иоасафа на тех, кто с искренней верой прибегал к их помощи, и обосновывалась необходимость официального церковного прославления бывшего епископа Белгородского.

На основании этих представлений Святейший Синод сделал свои выводы и подал царю доклад о необходимости и целесообразности канонизации бывшего епископа Белгородского Иоасафа Горленко.

Николай II полностью согласился с предложением Синода. В соответствии с решением императора Святейший Синод постановил: "...Совершить 4 сентября сего 1911 года торжественное открытие мощей святителя Иоасафа" и объявил "во всенародное известие" о признании епископа Белгородского Иоасафа "в лике святых..., а нетленное тело его - мощами святыми". Впредь же предлагалось память епископа Иоасафа праздновать два раза в год: в день его смерти 10 декабря и "в нарочитый день" открытия мощей 4 сентября.

За несколько дней до назначенных торжеств прославления святителя Иоасафа и открытия его мощей в Белгород со всех сторон стал стекаться народ. Третьего сентября к городу начали приближаться колонны крестных ходов с иконами и хоругвями. Они двигались сюда с харьковского, курского, корочанского и грайворонского направлений.

Почти всю географию необъятной России представляли в те дни в Белгороде паломники из разных мест. Кроме огромного числа людей из окрестных городов и сел сюда прибыли почитатели святителя Иоасафа из Архангельского края и Бессарабии, с Волги и Причерноморья. Из далекой Сибири прибыли 86 паломников во главе со священником И. Шариным. Была представлена здесь даже Камчатка в лице иеромонаха Нестора. Приехали в Белгород иноки из Старого Афона. Прибыли потомки святителя Иоасафа - представители рода Горленко.

В общей сложности к началу торжеств стеклось в Белгород до 200 тысяч паломников.

3 сентября верховные церковные иерархи, отслужив в Свято-Троицком соборе панихиду с поминовением епископа Иоасафа, спустились в пещеру и переложили нетленные мощи из старого гроба в новый кипарисовый.

Крестный_ход_1911_в_день_открытия_мощей_св_Иоасафа_Белгородского
(Крестный ход 4 сентября 1911 года в день открытия мощей св. Иоасафа Белгородского)


В воскресенье, 4 сентября, с раннего утра народ валом повалил на площадь перед монастырем, заполнил прилегающие улицы. В 6 часов вечера начался торжественный благовест ко всенощному бдению. Оно проходило не только в Белгороде, но и во всех церквах епархии.

Император Николай II с семьей посетил Белгород в декабре 1911 года. Возвращаясь из Ливадии в Петербург, царь, видимо, не забыл о приглашении его городской думой на торжества открытия мощей святителя Иоасафа, которое осталось тогда неисполненным. Все члены царского семейства приложились к мощам Святителя Иоасафа, коленопреклоненно молились во время молебна.

Как писал в "Курских епархиальных ведомостях" епископ Рыльский Никодим: "Этим высочайшим посещением их величеств и поклонением святым мощам святителя Иоасафа как бы завершились великие дни белгородских торжеств".


Утрата и второе обретение Мощей Святителя Иоасафа Белогородского

23 августа 1920 года народный комиссариат юстиции принял постановление "О ликвидации мощей", подписанное наркомом Н. Д. Курским.

Выполняя указание центра, 5-й Белгородский уездный съезд советов принял постановление о вскрытии мощей епископа Иоасафа Горленко. Оно состоялось 1 декабря 1920 года. Вскрытие производилось под руководством специально назначенной комиссии, в которую входили не только представители государственной власти, но и духовенства. Произведя вскрытие гробницы, комиссия составила официальный акт, подписанный всеми ее членами. Он был опубликован в "Курской правде" за 10 декабря 1920 года.

Воспоминания о факте вскрытия мощей Иоасафа Белгородского можно найти в мемуарах протопресвитера Михаила Польского, который после Октябрьской революции эмигрировал за границу.

В 1921 году, приблизительно в январе месяце, местные газеты Белгорода стали кощунственно писать о мощах святителя Иоасафа, называя их чучелом, набитым соломой, выдумкою духовенства для эксплуатации народа и высказывая прочие, свойственные большевикам, мерзости. После этих издевательств власти потребовали от Белгородского епископа Никона (Пурлевского), чтобы он всенародно обнаружил "миф" о якобы нетленных мощах. Ворвавшись в Троицкий собор, где почивали мощи святителя Иоасафа, большевики хотели сами, нечестивыми руками, обнажить тело Святителя. Но тут раздался грозный голос епископа Никона: "Потерпите немного и увидите чучело, набитое соломой, я сам его вам покажу". Этим временем владыка облачился и вместе с находившимися там иерархами, обливаясь слезами, стал разоблачать Святителя. Снявши нательное белье, вынули святые мощи из гробницы, и владыка, показывая их большевикам, сказал: "Вот наш обман", - и вновь залился слезами. Последовало гробовое молчание. Устыдились ли насильники своих гнусных и напрасных нападок, не известно, но перед ними действительно находилось нетленное тело Святителя, скончавшегося в 1754 году.

Из четырех присутствующих врачей только один, нерусский и нехристианин, дерзнул вонзить ланцет в область живота Святителя. Был составлен протокол, в котором говорилось, что это Иоаким Горленко (мирское имя Святителя), скончавшийся в 1754 году 10 декабря, и что ввиду климатических условий места его погребения тело его не подверглось тлению.

Далее, по словам протопресвитера Польского, события развивались так:

"В тот же день вечером безбожники ворвались в дом владыки и под угрозой револьвера заставили его подписать протокол, что якобы с его согласия мощи Святителя увозятся из Белгорода. Владыка отказался подписать, и один из чекистов ударил его револьвером по голове, сбросил на пол и топтал и бил его ногами. Страдалец пролежал несколько часов без сознания".

А закончилась вся эта операция так:

"В наскоро сколоченном ящике, устланном внутри стружками, безбожники тайно ночью увезли обнаженное тело святителя Иоасафа в Москву, в анатомический музей, где в таком виде выставили его напоказ посетителям музея и много верующих приходило сюда, чтобы незаметно помолиться здесь и поклониться святым останкам Святителя ".

Таким образом, мощи Иоасафа Белгородского, пролежавшие в гробу 166 лет, были превращены в обыкновенный экспонат анатомического музея и выставлены напоказ посетителям. Многие побывавшие в музее видели его там собственными глазами.

Возвращению мощей епископа Иоасафа в Белгород предшествовала большая и кропотливая работа, связанная с их поиском, опознанием и идентификацией.

2 марта, настоятель Казанского собора отец Сергий представил рапорт митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Иоанну. Настоятель докладывал, что 28 февраля бригадой реставраторов на чердаке собора в междукупольном пространстве в шлако-изоляционной засыпке обнаружены мощи человека в полный рост, завернутые в ткань.

Настоятель Казанского собора Сергий просил митрополита Иоанна назначить церковную комиссию для открытия и опознания найденных мощей и указать ей дальнейший образ действий. К рапорту игумен Сергий приложил персональный состав комиссии из духовных и гражданских лиц. На рапорте митрополит Иоанн наложил резолюцию:
"Опустить неизвестные мощи с чердака в нижние помещения собора. Произвести опознание мощей. Комиссию по открытию и идентификации останков утверждаю".

К 12 марта комиссия завершила обследование останков и представила итоги в рапорте митрополиту Иоанну. К рапорту комиссия приложила "Акт освидетельствования неизвестных мощей, обнаруженных в Государственном музее истории религии (Казанский собор)". Из Музея истории религии и атеизма останки пока еще неизвестного человека перевезли в ближайший храм - Спасо-Преображенский собор. Здесь они находились в нетронутом виде до прихода комиссии, которая и установила их идентичность с епископом Иоасафом Белгородским. В "Акте освидетельствования", составленном 13 марта 1991 года, читаем:

"После снятия оберточных материалов перед членами комиссии оказалось тело человека мужского пола с полностью сохранившейся плотью, желтовато-коричневого цвета, со сложенными крестообразно руками ниже груди. Длина тела 177 см. Голова полностью сохранилась. Волосяное покрытие слабое, рыжевато-серого цвета, челюсти сомкнуты, рот слегка приоткрыт, верхние и нижние передние зубы целы. Нос с горбинкой, бороды и усов нет, под подбородком частично сохранились темные волосы. Лоб покатый, надбровные дуги - выпуклы. На животе под скрещенными руками имеется разрез в виде буквы "Н", видимо сделанный спустя много лет после того, как плоть была уже полностью высохшей, так как края разреза плотно примыкают друг к другу. Через разрез просматриваются высохшие внутренние органы. На груди у левого плеча имеется небольшое повреждение. На спине возле поясницы также находится повреждение. Плоть на голенях частично истлела, на левой стопе, над пятой имеется повреждение мягких тканей и отсутствует большой палец. Между скрещенными руками оказались остатки истлевшей полотняной ткани. Кисти имеют тонкие пальцы с сохранившимися ногтями. Размер между согнутыми локтями - 62 см. Длина стопы - 25 см. Длина ноги от стопы до бедра - 90 см. На груди с правой стороны на плоти имеется отпечаток четырехконечного креста 4х7 см".

Сравнили результаты обследования в Ленинграде с теми, которые были получены при вскрытии мощей епископа Иоасафа в Белгороде в 1920 году. Они полностью совпали. Из Ленинграда позвонили в тот же день архиепископу Курскому и Белгородскому Ювеналию. Он подтвердил, что, со слов одного пожилого человека, видевшего вскрытие раки епископа Иоасафа в 1920 году, на левой ноге у мощей не было большого пальца. Тот же очевидец подтвердил, что вскрывавшие мощи сделали тогда на животе разрез в форме буквы "Н", чтобы удостовериться, не наполнена ли внутренняя полость бальзамическими веществами.
Итак, никаких сомнений не оставалось. Тело человека, найденного на чердаке Казанского собора, было не чем иным, как мощами Иоасафа Белгородского, прославленного еще 80 лет назад и причисленного к лику святых.

С 28 февраля по 10 августа 1991 года мощи епископа Белгородского Иоасафа находились в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга (тогда еще Ленинграда). После идентификации и опознания останков их переоблачили в архиерейские одежды и переложили в новую гробницу. В этой церемонии, наряду с высшими иерархами Курско-Белгородской и других епархий, приняли участие представители белгородского духовенства игумен Иоанн Попов, протоиереи Олег Кобец и Леонид Константинов.

Преображенский_кафедральный_собор_белгород
(Преображенский кафедральный собор, Белгород)


17 сентября 1991 года мощи святителя Иоасафа после более чем семидесятилетнего отсутствия вновь были возвращены в Белгород, где почти два с половиной столетия назад жил, трудился, почил и был погребен епископ Белгородский Иоасаф.

святитель_Иоасаф_Белгородский_рака_мощи
(рака с мощами святителя Иоасафа Белгородского)


Тропарь святителя Иоасафа
глас 3
Святителю, Христу Богу возлюбленне,/ правило веры и образ милосердия людем был еси,/ бдением же, постом и молитвою,/ яко светильник пресветлый, просиял еси/ и прославлен от Бога явился еси:/ телом убо в нетлении почивая,/ духом же Престолу Божию предстоя,/ чудеса преславная источаеши./ Моли Христа Бога,/ да утвердит нас в Православии и благочестии// и спасет души наша.

Ин тропарь святителя Иоасафа Белгородского
глас 2
Молитвенниче издетства преизрядный,/ Богоизбранный святителю Христов Иоасафе,/ правило веры и образ милосердия благочестным житием всем являвши/ и с верою к тебе притекающим обильно исцеления источаеши./ Моли Христа Бога, да утвердит правоверие, мир и благочестие и спасет души наша.

Кондак святителя Иоасафа
глас 8
Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть?/ Многообразныя милости Божия, тобою явленныя, кто исчислит?/ Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще,/ во умилении сердечнем зовем ти:/ не лиши и нас твоея помощи и заступления,// святителю Христов и чудотворче Иоасафе.

Молитва святителю Иоасафу Белгородскому

О святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем, грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоя николиже отпадает. Во гресех и болезнех наших льну курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще живем, милостию Бога живем и за молитвы праведников Его. Преклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению нашему, и предстательством твоим даждь роду христианскому от Господа мир и благословение. Православие укрепи, нападения же лукавнующих и беззаконных на Церковь Божию отжени. Умоли Отца Небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от междоусобий же и смятений народных, от губительных поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня и потопа и иных бед и обстояний. Испроси у Христа Бога душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, разслабленным утверждение, печальным утешение и от всех скорбей избавление. Отпадшия же лозы Христовы ветви паки с тою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепое имя Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святитель Митрофан (в схиме Макарий) Воронежский, епископ, память второго обретения мощей в 1989 году

Святитель Митрофан (в схиме Макарий) Воронежский, епископ


Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, является одним из немногих святых, прославленных в Синодальный период истории Русской Церкви. Он известен как современник Петра I, глубоко чтимый государем. Его прославление в лики святых в 1832 году, после обретения нетленных мощей, состоялось благодаря стараниям Святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского.
Святитель Митрофан родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан.
Через три года иноческой жизни иеромонах Митрофан был рукоположен в иерейский сан, затем был возведен в игумены Яхромской обители. Этим монастырем он управлял 10 лет, проявив себя усердным настоятелем. Его заботами здесь воздвигнут храм в честь Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса.
В 1675 году Митрофан был возведен в сан архимандрита Макариево-Унженского монастыря, где будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии. Когда в 1682 году была образована новая Воронежская епархия, первым ее епископом был назначен игумен Митрофан.
Историки свидетельствуют, что за свою патриотическую деятельность он пользовался особенным уважением со стороны Петра I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским». Все, что было полезным в деятельности Петра I, Святитель принимал, но в то же время в своих отношениях с императором он никогда не поступался интересами Церкви и православия.
На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины. Святитель Митрофан скончался  в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины он принял схиму с именем Макарий. Погребен он был 4 декабря в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями. Царь Петр I сам нес гроб святителя от собора до усыпальницы.
Со дня его смерти память о святителе Митрофане была свято чтима в Воронеже. Жители Воронежа и окрестностей приходили в Благовещенский собор, где на месте погребения святителя совершались панихиды. Уверенность в святости первосвятителя Воронежской епархии утверждалась нетлением его мощей, освидетельствованных при неоднократном перенесении их из одного храма в другой.
С 1820 года число почитателей памяти святителя Митрофана, стекавшихся в Воронеж, чрезвычайно увеличилось. Увеличились и благодатные знамения, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице, которые свидетельствовали о том, что от святых мощей происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных.
В 1831 году последовало официальное донесение об этом Синоду, по решению которого 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба. Перед этим была прочитана особая молитва, составленная архиепископом Антонием (Смирницким), в которой испрашивается благословение угодника Божиего на перенесение его священных останков.
Затем последовала канонизация святителя.
3 февраля 1919 году мощи воронежского епископа Митрофана были вскрыты особой комиссией. Особую остроту вопрос о мощах принял в августе 1929 году, когда в Воронеж на поклонение мощам пришло очень много паломников. В связи с этим президиум горсовета Воронежа издал постановление о закрытии церкви Митрофановского монастыря и изъятии мощей. Во второй половине ХХ века высокопоставленные священнослужители неоднократно обращались к властям с просьбой о возвращении Церкви мощей святителя Митрофана Воронежского и возобновлении монастырей в епархии.
4 сентября 1946 году архиепископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов) возбудил ходатайство перед гражданскими властями о возвращении верующим находящихся в музее мощей святителя, но от властей последовал отказ.
И только в сентябре 1989 году мощи святителя и чудотворца Воронежского Митрофана были возвращены Русской Православной Церкви. Так состоялось второе обретение мощей св. Митрофана. С тех пор мощи святителя Митрофана пребывают в Покровском кафедральном соборе Воронежа.
                                                                                                                                                   Тропарь, глас 4

Правило веры и образ кротости,/ словом и житием, пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси,/ темже и во светлостех святых,/ солнца светлейше возсиял еси,/ венцем нетления и славы украшаемь,/ моли Христа Бога,// всей стране нашей и граду твоему в мире спастися.

Кондак, глас 8

Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворив,/ святительскою одеялся еси одеждою, яко венец священства;/ и ныне всех Владыце предстоя,// моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

Молитва

О святителю отче Митрофане! Приими сие малое моление от нас, грешных раб Божиих (имярек), к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, яко да подаст нам согрешений наших прощение и избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст вся на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.


Священномученик Вавила, епископ и с ним три отрока мученики Урван, Прилидиан, Епполоний и мать их Христодула

сщмч_Вавила_и_с_ним


Священномученик Вавила и с ним три отрока Урван, Прилидиан, Епполоний и мать их Христодула приняли мученическую кончину при Декии (249 – 251). Во время своего пребывания в городе Антиохии император устроил большой праздник в честь языческих богов. Одновременно с этим святой и богобоязненный епископ Антиохийский Вавила совершал в храме Божественную литургию; он молился за свою паству и учил ее мужественно переносить все испытания за веру во Христа. После мерзкого идолослужения Декий, желая видеть совершение Божественных Таин, решил войти в храм и своим посещением осквернить Святыню Господню. Об этом было доложено епископу, и он, не желая впустить нечестивца в храм Божий, вышел ему навстречу и остановил его на пороге церкви. Когда император попытался ближе подойти к церковным дверям, святой Вавила рукою оттолкнул его так, что царь вынужден был отказаться от своего намерения. Он хотел было тут же отомстить святому, но, видя большое стечение христиан, побоялся их возмущения.

На другой день разгневанный император приказал предать огню христианский храм, а епископа Вавилу привести к нему. На вопрос о том, как мог он оскорбить царское достоинство, не пустить императора в храм и не оказать ему должного почтения, святой епископ отвечал: «Если кто восстает на Бога и хочет нанести оскорбление Его святыне, тот не только не достоин почестей, но становится врагом Господа».

Император потребовал, чтобы святой епископ поклонился идолам и таким образом искупил свое преступление, а иначе он будет казнен, но, убедившись, что мученик остается твердым в своей вере, приказал военачальнику Викторину надеть на него тяжелые цепи и с позором водить по городу. На это святой мученик отвечал: «О, царь, для меня эти цепи так же почетны, как для тебя твой царский венец, а страдания за Христа для меня приятны, как приятна тебе твоя царская власть; смерть за Бессмертного Царя так же для меня желательна, как для тебя твоя жизнь».

На суде вместе с епископом Вавилой находились три юных брата, которые не оставляли его даже в самые трудные минуты. Увидев их, император спросил: «Чьи это дети?» «Это мои духовные чада, – отвечал святой, – я их возродил благовествованием, вскормил поучением, взрастил наставлениями, и вот в малом теле перед тобою великие мужи и совершенные христиане. Испытай и увидишь».

Император испробовал все способы прельстить юношей и их мать Христодулу к отречению от Христа, но напрасно. Тогда в ярости он приказал нанести каждому из них раны по числу их лет. Первому нанесли 12 ран, другому – 10, а третьему – 7. Отпустив мать и детей, мучитель снова вызвал святителя, он хотел обмануть его, сказав, что его дети отреклись от Христа. Однако эта ложь была тут же раскрыта и не принесла ему успеха. Тогда он в ярости приказал повесить всех мучеников на дереве и стал жечь их огнем. Видя стойкость и мужество святых, император, наконец, осудил их на мученическую смерть через усекновение мечом (+ ок. 251).

Тропарь священномученика Вавилы
глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход:/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Вавило,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Вавилы
глас 8
Яко благочестия проповедника и страдальцев утверждение,/ Церковь славит тя, Вавило славне, освещаема днесь;/ но, яко имея дерзновение ко Господу,/ в мире совершеннем величающия и восхваляющия тя сохранити// Христу молися, о многострадальне.

Комментариев нет:

Отправить комментарий