ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ







 Празднование Вознесения Господня совершается в сороковой день по Воскресении Христовом (Деян. 1, 1-12; Мк. 16, 12-19; Лк. 24, 50-52). Этот день всегда приходится на четверг 6-й седмицы после Пасхи. Вознесшись на небо и сев одесную Отца Небесного, Христос Спаситель не оставил, не покинул землю Своим присутствием. Он вознесся от нас, Он невидим телесными очами среди верующих в Него, но, как говорится в кондаке праздника, «никакоже отлучаяся», пребывает «неотступный» и обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Через Свое Вознесение Господь стал еще ближе к человечеству, к верующим в Него, ибо Он ныне пребывает на земле не только Своим вездесущим Божеством, но и прославленным Телом в великом и пренебесном таинстве Святой Евхаристии (Тела и Крови Его), причастниками которого бывают все верующие. Вознесение Христа во славе с плотию вызывает благоговейное удивление всего духовного ангельского мира и прославление им великого снисхождения и милости Божией к человеческому роду.
«Чины ангельстии, Спасе, человеческое естество видевше совосходящее Тебе, непрестанно удивляеми воспеваху Тя».

  Преславное Вознесение Спасителя на небо с плотию было продолжением и завершением прославления Его по человечеству(и прославлением самого человечества), которое началось в Воскресении и основанием которому послужил Крест Христов.
Вознесение Господа Иисуса Христа на небо служит явным доказательством того, что всем людям, верующим во Христа, открыт путь к небу. Христос явился на небо как первенец из мертвых, представив в Своем Лице зачаток искупленной и восстановленной Им человеческой природы. «Он взошел со славою» к Светоначальнику Отцу Своему, «умиротворив всяческая»2, разрушив осуждение человечества.

 Где Глава, там должны быть и члены. Глава — на небе, во славе, там будут в конце времен с Ним и все верующие в Него. И все это будет тогда, когда снова явится Христос на земле, как сказали Ангелы апостолам при Вознесении Господнем: «Приидет паки имже образом видите Его идуща на небо»
История праздника

  Начало празднования Вознесения Господня восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (книга 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства св. Иоанна Златоуста и блаж. Августина. Первый называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, несомненно, установлены апостолами. Последний, упоминая о повсеместном чествовании праздника, по преданию, прямо усвоят ему апостольское установление. Каноны праздника написаны св. Иоанном Дамаскиным и св. Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат св. Роману Сладкопевцу.
Особенности богослужения

 Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников. Он имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в пятницу 7-й седмицы по Пасхе.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ

В этот праздник важно помнить, что Христос вознесся на небо со следами страданий за наши грехи. По традиции, этот день считается полным расцветом весны, её окончанием и наступлением лета.




 Наши предки вечером разжигали большой костер, символизирующий расцвет природы.
С праздником Вознесения Господнего связано много традиций и обычаев:
Наши предки на праздник пекли «особые» блины. Делали их «Христу на дорожку». Эти блинчики имели много названий: «Онучки», «Божья окутка», «Христовы лапотки».
 Считается, что со дня Пасхи и до Вознесения Господнего врата рая и ада открыты. До самого праздника грешники в аду не мучаются, а могут веселиться и радоваться с праведниками. Поэтому Вознесение считается поминальным днем.
 В старину существовал обычай печь пироги с зеленым луком и готовить особое кушанье – ржаные «лесенки». Делали их с семью ступеньками. Число семь соответствовало семи небесам Апокалипсиса.


Лесенки и пироги освещали в церкви, несли на колокольню и там бросали их на землю. Гадали о том, на какое из небес попадет человек после своей смерти:
если все семь ступенек оставались целыми, то гадающий должен будет попасть прямо на небеса;
если же «лесенка» разлетелась на мелкие кусочки, то это указывало, что этот человек – страшный грешник, и ни на одно из небес он не попадет.
Позже процесс гадания упростили – «лесенки» бросали прямо на пол возле печи, где их испекли.
 Ещё существовало поверье, что если эти «лесенки» вынести на ниву и по одной поставить в каждом углу загона, то рожь будет очень хорошо расти, и может вырасти выше человеческого роста. Только делать это нужно было втайне от всех, читая при этом специальную молитву.
Также «лесенки» относили на кладбище, поминая тем самым усопших. Считалось, что такие «лесенки» помогут душам умерших быстрее попасть на небеса.
 Существовал обычай на Вознесение Господне ходить в гости к родным и близким. Называлось это «ходить на перепутье». Гости приносили хозяевам «лесенки», сделанные из пшеничного теста с медом и с сахаром.
 Со дня Пасхи и до Вознесения отказывать нищим и убогим в милостыне считалось большим грехом.
 В старой Москве в этот день проводилось веселое весеннее гулянье. Народ выходил на площади, ходили к церкви.

 В этот день молодежь водила хороводы. Парни и девушки, берясь за руки, становились лицом друг к другу, таким образом делая «живой мост». По этому «мосту» проходила девочка, на голове которой был надет венок. После чего она становилась в конец хоровода, а её сменяла другая. Таким образом, хоровод двигался от околицы к полю.

Влюблённые парни, чтобы привлечь любовь понравившейся девушки, в этот день собирали букет из полевых трав и приносили его к дому возлюбленной. Клали на порог и уходили. Существовало поверье, что если девушка понюхает цветы, то обязательно влюбится в дарителя.
Гадали на березовых веточках. Девушки вплетали их в косы. Считалось, что если ветки до Троицы не завянут, то замуж в этом году выйдешь.
Матери девушек на выданье проводили обряд для привлечения женихов. Они пекли хлеб и крошили его в разные стороны, чтобы отовсюду женихи съезжались, и дочка могла выбрать самого достойного.
Если семейная пара долгое время не могла обзавестись детьми, то необходимо было утром сходить в церковь, отстоять там службу, а потом вернуться домой, ни с кем по дороге не разговаривая. Дома нужно было ещё раз попробовать зачать ребёнка.
Смотрели на поведение птиц:
если ворона под окном каркает, то жди плохих вестей;
голубь воркует – к любовному свиданию;
сорока кричит – к пополнению в семействе.
Ночь на вознесение считалась соловьиной, поскольку райские птицы пели этой ночью громче обычного. Так вот, для того, кто осмеливался поймать соловья в этот день, предстоящий год сулил одни неудачи и невзгоды.
Утром собирали росу. Верили, что она обладает лечебными свойствами. Росу давали пить больным, применяли для обработки ран.
Если на Вознесение шел дождь, люди выходили на улицу с непокрытой головой. Полагали, что после такой процедуры волосы будут хорошо расти. Считалось, что если в этот день прошел дождик, то и на Троицу следует его ждать. А вот если было сухо, то в течение следующих шести недель осадков не будет.
Нельзя в этот день было работать в доме и на огороде. Поскольку труд в Великий церковный праздник считался большим грехом. Для таких людей предстоящий год ничего хорошего не предвещал.

Не позволялось выяснять отношения и затевать конфликты. Считалось, что кто на Вознесение поругается, тот год обиду будет помнить.    

ЖЕМЧУЖИНА КАЗАЦКОЙ СЛОБОДЫ - ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ



Вознесенская церковь города Курска была построена в 1888 году «тщанием прихожан и доброхотных жертвователей», как писали современники. До этого приходским храмом для жителей Казацкой слободы служила Михайловская церковь на улице Архангельской (ныне К.Либкнехта).
Церковь - кирпичная, пятикупольная. Построена в стиле позднего классицизма с чертами эклектики. Приземистый четырёхстолпный главный храм трапезной связан с трёхъярусной колокольней, боковые фасады украшены портиками.




Правый предел посвящен Покрову Божией Матери, а левый-апостолам Петру и Павлу. В 1888 с Горы Афон были привезены иконы Божией Матери Скоропослушница и великомученика Пантелеимона.
В 1893 году усилиями приходского священника Иоанна Ершова в церковной ограде было выстроено каменное одноэтажное здание для одноклассной церковно-приходской школы. Самым известным настоятелем здесь был священник Алексей Карасев, служивший с 1909 по 1915 год. Регент первого разряда, устроитель и руководитель певческих курсов, автор многочисленных трудов по церковно–певческой педагогике, он был известен на всю Россию. Судьба пастыря трагична, в 30-е годы его расстреляли. Кстати, до наших дней сохранился его бывший дом на улице Куровой-Береговой, 5. Одним из источников существования причта Вознесенской церкви до революции были 33 десятины пахотной земли, сдававшиеся в аренду. В 1907 году на церковной усадебной земле были построены два деревянных дома для священнослужителей. Третий, купленный прихожанами еще в 1887 году, использовался для псаломщика. В 1919 году частью прихожан Вознесенской церкви в свое заведывание был взят домовый храм в Знаменской роще (бывшей летней резиденции курских архиереев), где в воскресные и праздничные дни совершались богослужения. Однако, продолжалось это недолго. В 1940 году по решению местных властей храм был закрыт. Но прихожане не отдали его на разграбление безбожникам. Узнав о том, что приход собираются закрывать, коренное местное население – казаки – с вилами и топорами в руках окружили храм, не дав этого сделать. Во время Великой Отечественной войны храм вновь был открыт для богослужений. Особая благодать, как считается среди православных, в тех церквях, которые не закрывались и не были осквернены. Вознесенский храм - единственный храм в Курске, который фактически не закрывался со дня освящения и до настоящего времени. 
И теперь богослужения совершаются ежедневно, а на праздники можно увидеть казаков в форме: как проживающих в Курске, так и гостей с Дона. От застройки XIX века, кроме церкви, сохранились два здания: школа церковно-приходская и дом священника, а также кладбище на ул. Мичурина (до переименования называлась Кладбищенской). Так есть и будет.


В тему статьи:

Вознесение Господне:


 Вознесенский храм:


Комментариев нет:

Отправить комментарий