Вербное воскресенье - великий двунадесятый переходящий праздник. Он
празднуется за шесть дней до предания Иисуса Христа на крестную смерть и
страдания. Праздник Вход Господня в Иерусалим в народе называется
Вербным воскресеньем. Этот праздник христианская Церковь ввела в IV
веке, а у нас на Руси он начал отмечаться в X веке. Этим праздником
завершается Великий пост. Перед Вербным воскресеньем, в субботу, Иисус
воскресил Лазаря, которого очень любил: однажды, когда Иисус был далеко
от Вифании, две сестры Лазаря, Марфа и Мария, послали сказать Иисусу,
что Лазарь тяжело заболел. Узнав об этом, Иисус сказал: «Эта болезнь не к
смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Иисус
пришел В Вифанию через два дня, зная, что Лазарь уже умер. Сестра Марфа
пошла на встречу Ему и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер
бы брат мой». Иисус ответил: «Воскреснет брат твой». Когда они пришли в
Вифанию, Иисус подошел к пещере, в которой был похоронен Лазарь, и велел
отвалить камень. Камень отвалили, и Иисус возвел очи к небу и
воскликнул: «Отче! Благодарю Тебя, что ты услышал Меня. Я и знал, что Ты
всегда услышишь Меня, но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы
поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, Иисус воскликнул: «Лазарь,
иди вон!» И умерший тотчас поднялся из гроба и вышел из пещеры. (Иоанн,
гл. 11)
На праздник Пасхи Христос со своими учениками пошел в Иерусалим. Сначала они шли пешком, но когда дошли до селения Виффагия, Иисус подозвал к себе двух учеников и сказал им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами, и тотчас найдите ослицу привязанную и молодого осла с нею. И взявши приведите ко мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу». Ученики привели ослицу и осленка и положили на них свои одежды. Иисус сел на осленка и поехал в город предшествуемый толпой с пальмовыми ветвями в руках. Когда Он подъезжал к Иерусалиму, Его вышло приветствовать множество народа. Одни постилали пред Ним свои одежды, другие срезали ветви деревьев и устилали ими дорогу. Весь народ славил Иисуса и восклицал: «Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Когда Иисус въехал в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: «Кто это?» Народ же отвечал: «Это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». Ученики Христа стали громко прославлять Бога за все чудеса, которые они видели. Фарисеи сказали Иисусу, чтобы Он запретил им это. Но Иисус ответил: «Сказываю вам, что если умолкнут, то камни возопиют». Услышав это, фарисеи и книжники искали, как бы погубить Иисуса, но не смели, потому что народ с восторгом внимал Ему и прославлял Его. Иисус же сказал народу: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода. Ныне суд миру сему. И когда я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Сказав это, Иисус Христос дал народу знать, кокой смертью он умрет (Матфей, гл. 21, Иоанн, гл. 12, Лука, гл. 19).
На Руси верба ассоциировалась с пальмовыми ветками, которыми толпа людей встречала и приветствовала въезжавшего Иисуса Христа в Иерусалим. На праздник принято освещать вербу и хранить ее дома весь год в переднем углу за иконами. Считается, что верба имеет свойство наделять здоровьем людей и скот, предостерегать от болезней и от нечистой силы.
На праздник Пасхи Христос со своими учениками пошел в Иерусалим. Сначала они шли пешком, но когда дошли до селения Виффагия, Иисус подозвал к себе двух учеников и сказал им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами, и тотчас найдите ослицу привязанную и молодого осла с нею. И взявши приведите ко мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу». Ученики привели ослицу и осленка и положили на них свои одежды. Иисус сел на осленка и поехал в город предшествуемый толпой с пальмовыми ветвями в руках. Когда Он подъезжал к Иерусалиму, Его вышло приветствовать множество народа. Одни постилали пред Ним свои одежды, другие срезали ветви деревьев и устилали ими дорогу. Весь народ славил Иисуса и восклицал: «Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Когда Иисус въехал в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: «Кто это?» Народ же отвечал: «Это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». Ученики Христа стали громко прославлять Бога за все чудеса, которые они видели. Фарисеи сказали Иисусу, чтобы Он запретил им это. Но Иисус ответил: «Сказываю вам, что если умолкнут, то камни возопиют». Услышав это, фарисеи и книжники искали, как бы погубить Иисуса, но не смели, потому что народ с восторгом внимал Ему и прославлял Его. Иисус же сказал народу: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода. Ныне суд миру сему. И когда я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Сказав это, Иисус Христос дал народу знать, кокой смертью он умрет (Матфей, гл. 21, Иоанн, гл. 12, Лука, гл. 19).
На Руси верба ассоциировалась с пальмовыми ветками, которыми толпа людей встречала и приветствовала въезжавшего Иисуса Христа в Иерусалим. На праздник принято освещать вербу и хранить ее дома весь год в переднем углу за иконами. Считается, что верба имеет свойство наделять здоровьем людей и скот, предостерегать от болезней и от нечистой силы.
Душеполезное поучение на Вербное воскресение
Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Матфея (Мф. 21, 1-11, Евангелие дню).
1-5. И
когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской,
тогда Исус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое
прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с
нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь,
отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было,
да сбудется реченное через пророка, который говорит: «Скажите дщери
Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом
осле, сыне подъяремной».
Господь
воссел на осла не по какой-либо другой нужде, а единственно для того,
чтобы исполнить пророчество и вместе чтобы показать нам, как скромно
нужно ездить, ибо Он ехал не на лошади, а скромно на осленке.
Пророчество (см. Ис. 62, 11. Зах. 9, 9) Он исполняет и в историческом, и
в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом
воссел на ослицу, в иносказательном же — воссевши на осленка, то есть на
новый, необузданный и непокорный народ, язычников. Осел и ослица были
привязаны узами своих грехов. Разрешить были посланы двое — Павел к
язычникам, а Петр к обрезанным, то есть иудеям. И доныне двое разрешают
нас от грехов — Апостол и Евангелие. Христос шествует кротко, ибо в
первое пришествие Свое Он явился не судить мир, но спасти. Другие цари
евреев были хищны и несправедливы, Христос же — царь кроткий.
6-7. Ученики
пошли, и поступили так, как повелел им Исус: привели ослицу и молодого
осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх них.
Лука
и Марк говорят только об осленке, а Матфей — об ослице и осленке. Между
ними нет противоречия, ибо, когда повели осленка, за ним последовала и
мать его. Исус воссел на них, то есть не на двух животных, но на одежды.
Или: сначала Он сидел на осле, а потом на осленке, так как сперва Он
пребывал в иудейской синагоге, а потом избрал народ верный из язычников.
8-9. Множество
же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с
дерев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и
сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давыдову! благословен Грядущий во
имя Господне! осанна в вышних!
Что
касается прямого, исторического смысла, то постилание одежд выражает
великую честь, а ношение срезанных ветвей — проявление торжества. В
смысле же таинственном так понимай: Господь воссел, когда апостолы
подослали Ему одежды свои, то есть добродетели. Если душа не украшена
апостольскими добродетелями, Господь не воссядет на нее.
Предшествовавшие — это пророки, жившие до воплощения Христова, а
сопровождающие — это жившие после воплощения мученики и учители. Они
подстилают Христу свои одежды, то есть плоть покоряют духу, так как тело
и есть одежда, покров души. Они разостлали тела свои на пути, то есть
во Христе. Я есмь путь и истина и жизнь, — говорит Он (Ин. 14, 6). Кто
не постелет плоть свою, то есть не уничижит ее, пребывая на пути, во
Христе, а уклонится в ересь, на того не воссядет Господь. Осанна, по
словам одних, означает «песнь» или «псалом», а по словам других, что
вернее, — «спаси нас». Господь называется Грядущим, ибо Его пришествия
ожидали евреи. Так и Иоанн говорит: Ты ли Грядущий? (Мф. 11, 3), то есть
Тот, пришествия Которого ожидают. Кроме того, Господь называется
Грядущим и потому, что каждый день можно ожидать Его второго пришествия.
Посему каждый из нас должен ожидать кончины века, пришествия Господня и
приготовляться к этому.
10-11. И
когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто
Сей? Народ же говорил: Сей есть Исус, Пророк из Назарета Галилейского.
Бесхитростный
и простой народ не завидовал Христу, но вместе с тем не имел о Нем и
надлежащего понятия. Потому-то народ и в данном случае называет Его
Пророком. Народ не говорил: это Пророк, но: Пророк, то есть именно Тот,
ожидаемый, о Котором Моисей сказал: пророка, как меня, воздвигнет
Господь Бог (Втор. 18, 15).
Комментариев нет:
Отправить комментарий