КУРСК- ТРАДИЦИОННЫЙ ГОРОД КУЛАЧНЫХ БОЕВ.


Эту народную забаву на протяжении сотен лет запрещали на Руси и в России как светские, так духовные власти. С переменным успехом с ней боролись и в советское время. В 1924 году возмущенные кулачками жители с. Коренево Рыльского уезда пожаловались в «Курскую правду», чтобы «искоренить это поганое рабское наследие».
Сигизмунд Герберштейн (1526 год) приводил следующее описание русских кулачных боев: «Юноши, [ровно как и подростки], сходятся обычно по праздничным дням в городе на всем известном просторном месте, [так что видеть и слышать их там может множество народу]. Они созываются свистом, который служит условным знаком. Услышав свист, они немедленно сбегаются и вступают в рукопашный бой; [начинается он] на кулаках, но вскоре они бьют без разбору и с великой яростью и ногами по лицу, шее, груди, животу и паху [и вообще всевозможными способами одни поражают других, добываясь победы], так что зачастую их уносят оттуда бездыханными. Всякий, [кто побьет больше народу], дольше других останется на месте сражения [и храбрее выносит удары], получает в сравнении с прочими особую похвалу [и считается славным победителем]. Этот род состязаний установлен для того, чтобы юноши привыкали переносить побои и терпеть какие угодно удары».

Как отмечал Герберштейн, иноземцы «остерегаются вступать в рукопашный бой, зная, что московиты очень сильны руками и (вообще) телесно, и обычно побеждают их, утомив под конец только своим искусством и ловкостью».
Адам Олеарий, бывший в Московском государстве в 1636, 1638 и 1639 годах: «Они вообще весьма бранчивый народ и наскакивают друг на друга с неистовыми и суровыми словами, точно псы. На улицах постоянно приходится видеть подобного ссоры и бабьи передряги, причем они ведутся так рьяно, что с непривычки думаешь, что они сейчас вцепятся друг другу в волосы. Однако до побоев дело доходит весьма редко, а если уже дело зашло так далеко, то они дерутся кулачным боем и изо всех сил бьют друг друга в бока и в срамные части»
9 декабря 1640 года царь Михаил Фёдорович издал указ: «которые всякие люди учнут биться кулачки в Китае, и в Белом Каменном городе, и в Земляном городе, и тех людей имать и приводить Земской приказ, и чинить наказанье».
20 октября 1684 года указ «запрещении заводить кулачные бои»: «а которые изыманы будут на кулачных боях…, и тем чинить наказанье, бить кнутом и ссылать в Сибирь и иные городы на вечное житье». В том же указе оговаривалось, кто будет нести ответственность за обнаружение кулачных боев на Москве. Ими должны были стать «стенные караульщики»: «чтобы они караульщики, буде где сведают или услышат кулачные бои, извещали на стенном карауле… буде кулачные бойцы изыманы будут где близко караулу, а от них караульщиков в том извету не будет».
21 октября 1684 года в статьях «о взыскании придворных денег с виновных», то есть штрафов, о любителях подраться на кулачках лаконично говорилось: «С кулачных бойцов, по два рубли счеловека».
Одно из первых достоверных упоминаний о кулачных боях в пределах Курской области относится к середине XVII века! Тогда в 157 году (счет велся от 1492 года и соответственно это был 1649 год современного летосчисления) по выбору «всево города курчан» для представительства на Земском соборе в стольном граде Москве был избран Гаврилка Малышев. Среди прочих документов, им составленных, находим «Изветное челобитье…» на имя «Милосердного и праведного государя и великого князя Алексея Михайловича всея Русии». В нем «бедный и безпомощный холоп» Гаврил Иванов сын Малышев не без сожаления в частности докладывал: «А что, государь, в твоем государстве в дальних странах от крымские и от литовские стороны в северских и в польских в старых и в новых в порубежных городех (Курск в те времена был еще городом порубежным, т.е. приграничным – авт.) и в селех и в деревнях всяких чинов многие люди и их жены и дети в воскресные дни и в господские и в богородичны и великих святых в празднуемые дни во время святого пения к церквам божиим не ходят и в святые празднуемые также и в седмичные во многие дни и по вечерам и во всенощных позорищах бражничают и в домех своих и сходятся на улицах и на городских полях и к кочелищам и на игрищах с скоморохами песни бесовские кричат и скакания и пляскания и меж собою кулачные и дрекольные бои и драки чинят…»
Вдобавок, Алексей Михайлович благосклонно отнесся к челобитью Малышева и в том же, 1649 году, 4 ноября, «велел посылати в те городы свои государевы грамоты с великим запрещением…» кулачных и дрекольных боев, как, впрочем, и иных беснований.
В самом конце XVIII века один приезжий помещик в одном из своих писем напишет: «Почему и принужден я жить в Курске без всякого дела, и только что от скуки ходил по утру в церковь, а сполдни смотреть кулачного бою и резвого купеческого катания, а в субботу сирную для сына и в маскарад, который дан был наместником (С.Д. Бурнашёвым – авт.) в его казенном доме довольно изрядно».
Своими боевыми традициями издавна славилась Казацкая слобода старого Курска. Краевед Владимир Степанов в своих очерках о курских слободах не обошел вниманием и эту забаву: «Любимым слободским зрелищем были кулачные бои. На громкий крик и шум дерущихся сбегались посмотреть и стар, и млад. В такой толпе и при таком «событии» карикатурно выглядели женщины и мужчины, которые своей вычурной речью, манерой поведения и одеждой старались подражать городским жителям».
По данным курского журналиста и краеведа Виктора Крюкова, газета «Курские губернские ведомости» в 1913 году писала: «В слободе Казацкой издавна существует варварское развлечение, а именно кулачные бои. Кулачки происходят почти каждое воскресенье, а по большим праздникам побоища принимают довольно крупные размеры – особенно на Масленицу. В качестве застрельщиков являются, конечно, мальчишки, а противные партии стоят и смотрят, чья возьмет. Когда побежденная сторона пускается в бегство, на ее защиту выбегают взрослые и под конец начинается потеха: трещат ребра и скулы, вскакивают синяки и шишки, а нередко вылетают
и зубы. Это дикое развлечение служит надолго предметом разговоров горожан».
Не отставала своей боевитостью и другая слобода старого Курска – Стрелецкая. Член Курского губернского краеведческого общества Софья Ефременко: «Осенью начинались и кулачные бои. Обыкновенно начинали ребятишки. Более взрослые подходили и смотрели; бои шли ежедневно. Взрослые понемногу втягивались и, в конце концов, бородачи выходили и начинали драку «на кулачки». Народ собирался во множестве. Особенно были сильны кулачки на Масленицу, бойцышли на соседнюю деревню (Поповку) и дело доходило до дрекольев».                                                                                                     
Как правило, бои проходили подальше от городского шума. В зимнее время это был лед реки Тускари, а также поймы других рек: Кур и Кривец. А вот Сейм в батальных хрониках практически не упоминается ввиду удалённости от города.
Кулачный бой – не только праздничная забава и увеселение. Кулачный бой – это целая философия с одной стороны и состязание с другой. В кулачном бою предусматривались чёткие правила: бить не со зла, лежачего не бить, по виску не бить, не бить в пах, под «микитки» (нижняя часть груди, подреберье) не бить, запрет использовать свинчатку или кастет, не бить сзади, «мазку не бить» (означало не бить окровавленного), не бить в живот и вообще по внутренним органам, «не биться по увечному» (не бить пострадавшего, раненого), «лежачий в драку не ходит» (лежачий не должен бить исподтишка), не бить признающего поражение. Виновного в нарушении правил наказывала своя команда. Разрешались удары по лицу, в грудь, по рукам, ногам. По окончании боя следовало троекратное объятие, что никто ни на кого зла не держит.
Истрия донесла до нас поэтическое описание кулачного боя в Курске начала XX века. В 1909 году Музы посетили курского семинариста Мишу Старосельского:                            
День склоняется уж к вечеру.                                                                                                      
Близко времечко урочное.                                                                                                     
Собираются у Тускари                                                                                                                          
На углу Литовской улицы                                                                                                                       
И Кожевенной приказчики                                                                                                                   
И простой народ потешиться,                                                                                                           
На кулачки посмотреть, а то                                                                                                                  
И самим «зайти», «погреться»                                                                                                               
И друг с дружкой «толкануться».
Вот уж собралось довольно народу,                                                                                                       
И зачинают ребята уж бой.                                                                                                                 
Мало-помалу большие вступают,                                                                                                           
И завязался действительный бой.                                                                                                        
То горожане берут, то стрельцы.                                                                                                
Много уж крови пролито бойцами,                                                                                         
Многих зашибли в бока и во грудь.
Вот стала брать сторона городская.                                                                                              
Тесно сомкнулися в ряд их бойцы.                                                                                         
Стрельцы же не могут пред их кулаками                                                                               
Держатся и все отступают назад.                                                                                                   
Редеют, редеют уже их ряды.                                                                                                           
Вот уже много стрельцов побежало:                                                                                                   
В стороны кто, а кто дальше назад.                                                                                                  
Только немного стрельцов еще бьется,                                                                                                
Но и они уж готовы бежать.                                                                                                            
Сбоку стоявшие зрители тут:                                                                                                       
«Зайди!» – завопили,– «Зайди!». И тут вдруг                                                                          
Кинулось много стрельцов еще свежих                                                                                                 
В бой, подкрепивши усталых бойцов;                                                                                                       
К ним беглецы подоспели на помощь,                                                                                                  
И завязался отчаянный бой.                                                                                                                    
Но вот уже «город» начал подаваться                                                                                       
Назад, все сильней и совсем побежал.                                                                                    
Стрельцы уже город почти «пронесли».
Но тут во главе горожан стали двое:                                                                                              
Лабоз и Ребров и сдержали стрельцов.                                                                                  
Бегущие остановились, вернулись,                                                                                   
Сплотились и «стену пробили» врагов;                                                                                        
Потом вперед двинулись, всех разгоняя.                                                                             
Стрельцы побежали, никто не «зашел»,                                                                                              
И «пронесли» горожане врагов.


В Курске не так много улиц названия которых по тем или иным причинам не меняли отцы города. К приятным исключениям относится улица Мирная. По одной из легенд на Мирной после кулачных боёв на льду реки Тускари происходило примирение бойцов.
Одно из значений распространённой в Курской области фамилии Боев – кулачный боец. В разных говорах бытуют и другие местные значения: «смелый, сильный, крепкий человек»; «кулачный боец»; «человек, быстро работающий и везде поспевающий»; «оружие».
Отчаянным кулачным бойцом был в юности выдающий живописец XX века курянин Александр Александрович Дейнека: «Меня улица заставляла драться, это был ее закон. Старше я бывал на кулачках и, приезжая из Харькова, ходил на замерзшую реку и, идя, думал, что это грубо и дико, а приходил, сбрасывал шинель и с азартом лез в гущу, я бил, и меня тузили, и было замечательно» (Дейнека. Жизнь, искусство, время. М., 1974).
Бой закалял дух, формировал характер, воспитывал массу других положительных физических и моральных качеств. Без кулачного боя не было бы тех многочисленных подвигов наших солдат и офицеров во время Первой мировой и Великой Отечественной войн.

Материал взят из газеты "Курские известия".
Материалы в тему статьи:
Ещё одна древняя традиция Масленицы - кулачные бои.

Правила и виды кулачного боя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий