С ПРАЗДНИКОМ БОГОЯВЛЕНИЯ!


КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК.     
                                             

 Вечером 18 января православные отмечают Крещенский Сочельник, которым заканчиваются Святки. Этот день также называют второй Сочельник (первый — 6 января), канун Крещения, канун Богоявления, Голодная кутья, Крещенский вечер. Как это часто бывает, языческие традиции тесно переплелись с православными обрядами.
С Крещенским Сочельником связано много народных примет и поверий. В старину, например, на стол ставили чашу с водой, чтобы увидеть Крещение Господне. При этом говорили: «Ночью вода сама колыхнется». Это и было знаком. Если в полночь вода в чаше действительно колыхнулась, бежали смотреть «разверстые небеса» — о чем открытому небу помолишься, то и сбудется.
В деревнях под Крещение старушки и девушки собирали снег со стогов. Старушки — для того, чтобы отбеливать холстину: считалось, что только этот снег может сделать ее белоснежной. А девушки — для того, чтобы отбелить кожу и стать красивее. Верили, что, умывшись этим снегом, девушка становится очень привлекательной. Кроме того, крещенский снег, по поверью, мог даже в засушливых колодцах сохранить воду на весь год. Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги.
Одним из самых интересных обычаев является крещенское гадание. Незамужние девушки в Сочельник выходили во двор и кидали через плечо снег - куда он полетит, оттуда и сватов ждали. В этот же вечер гадали и с кутьей - спрятав ее под фартуком, выбегали на улицу и бросали горсть в лицо случайному прохожему, спрашивая его об суженном...
Крещенский сочельник — это строгий пост. В этот день постились и ели сочиво, т.е. постную кашу, овощные блины, медовые оладьи, пекли сочни с ягодами. Из риса, меда и изюма готовилась кутья. А вообще, в пищу пригодно все овощное, каши, чай, компот, хлеб, но все очень скромно.                                                                                     
Накануне Богоявления хозяйки готовbли выпечку в виде крестов. В день же праздника пряниками угощали всех родных и друзей.


ПРАЗДНИК БОГОЯВЛЕНИЯ.

                                                       


                                       
Богоявлением настоящий праздник называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица, о чем сохранились чрезвычайно яркие евангельские свидетельства (см.: Мф. 3: 13–17; Мк. 1: 9–11; Лк. 3: 21–22; Ин. 1: 33–34). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился в священной реке Иордане от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Бог Свет явился просветить «сидящих во тьме… и тени смертной» (Мф. 4: 16) и спасти по благодати падший человеческий род.
Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения. Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имеет большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение. Крещение Христа в водах Иорданских, таким образом, имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Крещение Христа Спасителя явилось фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь показывает Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (см.: Мф. 28: 19–20).
Трёхкратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а выход из воды – приобщение трёхдневному Его Воскресению.
При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.
Крестившись от Иоанна, который затрепетал от просьбы Христа, Господь исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божьим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был исполнить эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример смирения и послушания воле Божией.
Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну трех Лиц Единого Бога и научает  исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную, обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся обычной мыслью и словом объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю греховного естества. Она учит, что спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа, и потому необходимо достойно хранить благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте драгоценной одежды, необходимой для спасения.

ВЕЛИКОЕ ВОДООСВЯЩЕНИЕ                                                                                                             

Имея его в виду, следует сказать, что Святая Церковь освящает словом Божьим, молитвами, и священнодействиями не только самого человека, но и все, чем он пользуется - воду, воздух, саму землю, предметы, вещи, осеняя их благословением Небесным - для сообщения через них благодати и благословения человеку. Наряду с великим есть малое водоосвящение. Оно проводится в начале каждого месяца. И верующие, приходя в храмы, набирают из специальных емкостей святой воды. Великое же водоосвящение совершается исключительно в Навечерие, в самый день праздника Богоявления. То есть в день Крещенского сочельника. При этом вода в храмах освящается по особому чину - Великим иорданским освещением и называется крещенской. Вкушается освященная вода натощак и по ложечке, по чуть - чуть. Встал поутру человек, перекрестился, испросил благословения у Господа, помолился и принял великую агиасму - с греческого "святыня". Святая вода по своей чудодейственности является наилучшим лекарством от всех хворей на Земле. Ею можно омывать больных, и постель окроплять. Но женщинам в критические дни принимать крещенную воду не благословляется. Однако вполне возможна, если она в основном здорова. Если больна - да будет ей крещенская вода в помощь! Считается, что освященная вода не портится. Потому нет надобности ставить ее, к примеру, в холодильник. Истинные православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Общеизвестно - капля святой воды освящает и целое море и любой земной водоем. Но в день Великого водоосвящения ни в коем случае нельзя ссориться, ругаться, совершать неблаговидные поступки, допускать не благочестивые мысли. От этого вода теряет свою святость или чаще всего разливается. Церковью рекомендуется кропить святой водой свое жилище с пением тропаря Богоявления. Спасает от бед, от нечистой силы! И надо знать, что с 19 января после ноль часов пятнадцать минут в качестве источников святой воды могут служить водопровод, озеро, река, родник, даже обыкновенная бутилированная вода. Лечебные свойства святой воды подтверждены наукой.

НАРОДНЫЕ ГУЛЯНЬЯ.                                                                                                       


Крещение Господне традиционно сопровождается народными гуляньями и колоритными обычаями. В каждом регионе нашей страны Богоявление празднуют по-своему. Считается, что мистическими свойствами в эти дни обладает не только вода, но и свечи, принесенные из церкви. Их хранят целый год, а во время сильной грозы зажигают, чтобы предотвратить пожар.
Крещенские купания в открытых водоемах — еще одна традиция праздника, возродившаяся в России после ухода коммунистических устоев. Считается, что во время погружения в воду смываются грехи и болезни. Омовение в праздник Богоявления дает возможность грешному человеку очиститься и предстать перед Богом в обновленном виде. Традиционно верующие совершают трехкратное погружение в воду, символизирующее смерть Христа и приобщение к его Воскрешению. В водоемах, покрытых январским льдом, вырубают проруби в форме крестов, такие купальни принято называть «Иорданью».
Молитва перед погружением в купель: Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
В этот день принято выпускать в небо голубей во время богослужения, что является символом Духа Божьего, явившегося на землю в обличье этой птицы. Также этот ритуал «отпускает» рождественские праздники.
В прежние времена молодежь в праздничный день развлекалась, катаясь на каруселях и коньках. Также парни и девушки колядовали – обходили с песнями и поздравлениями дома, а хозяева давали им угощение. В святые дни, после поста, молодые люди снова начинали собираться вместе на гулянья, где можно было выбрать себе вторую половинку. Период от окончания Крещенского и до Великого поста – время, когда можно было сыграть свадьбу.                                                                       
В святые дни налагалось вето на любую тяжелую работу – строить, мастерить, рукодельничать. Избы чисто мелись, ссоры не допускались, всякая вражда прекращалась.
Нельзя было жаловаться или приносить дурные вести, говорить разрешалось только о радостном и приятном. За нарушение этого правила полагались розги.
Одеваться нужно было нарядно.
Готовили богатое угощение.                                                                                                              
Наши предки верили, что веселье и сытость рождают особую энергетику. А она войдет в землю, небо и воду, которые вернут ее хорошим дождем и богатым урожаем.
А какие народные праздники обходились без ярмарок , ряженых и кукол?
Ярмарки и городские гулянья издавна были частью русской культуры и истории. Они получили широкое распространение в середине 18-19 века, ежегодно на территории России проводилось до 3000 мероприятий данного вида. Ярмарки могли быть лесными, хмелевыми, конными, степными. В те времена в деревнях и селах торговля практически отсутствовала, поэтому ярмарки стали для простого народа очень удобным местом, где можно было продать излишки своей сельскохозяйственной продукции, прикупить обновки и другие необходимые товары, отдохнуть в конце концов от изнурительной земледельческой работы, повеселиться и как говориться «себя показать и других повидать».
Помимо различного рода торгов на ярмарках обычно проводились различные театрализованные, музыкальные мероприятия увеселительного характера, устраивались балаганы, вертепы, спектакли и сценки с участием живых медведей, устраивались конкурсы и различные забавы. И одним из главных обязательных героев ярмарочных представлений была пальчиковая кукла Петрушка. Но больше всего на ярмарке веселили скоморохи.                                                                                                                   
Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гуслей, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами.
В ходе представления скоморох напрямую общался с публикой и нередко представлял сатирическими персонажами купцов, помещиков, представителей власти...
Сегодня народные праздники России в их естественном виде – экзотика. Только в сельских глубинках, которые еще не поглощены полностью массовой урбанизацией, можно отыскать живой фольклор. С целью сохранения славянской самобытности, уважения культурных традиций, бережного отношения к матушке-природе и пропаганды здорового образа жизни ведется активная работа возрождения забытых культовых гуляний наших предков.
Народные традиции и церковные праздники так тесно переплелись, что даже по календарю многие праздники совпадают – Рождество Богородицы, Покрова, Крещение, Благовещение и другие.

Материалы в тему статьи:
Курские энтузиасты хотят возродить российскую деревню с помощью народных традиций 
(видео)
Куряне отметили Крещение молитвами, песнями и купанием в проруби (видео)
Орловские вечерки

Комментариев нет:

Отправить комментарий