Воспоминание освящения храма великомученика Георгия Победоносца в Киеве



  Блаженный и приснопамятный князь Российской земли Ярослав, сын равноапостольного князя Владимира, захотел создать храм в честь великомученика Георгия, т. е. во имя своего Ангела, так как Ярослав во святом крещении получил имя Георгия. Место для сего храма он выбрал неподалеку от Софийского собора, именно на запад от него, по направлению к золотым воротам.


Когда начали строить этот храм, то немного было делателей.

Увидев это, Ярослав призвал тиуна и спросил его:

– Почему мало трудящихся у храма Божия?

Тиун отвечал:

– Так как – дело властительское (т. е. сооружается храм на собственный счет князя), то люди боятся, чтобы за труд они не были лишены платы.

 Тогда князь повелел возить под своды золотых врат возами свои сокровища и объявить на торгу людям, что каждый может получить от князя по ногате в день за работу. И явилось множество делателей, работа пошла успешней и храм вскоре был окончен.

Освящение его совершено было 26 ноября 1051 г. митрополитом Иларионом. День освящения князь заповедал праздновать во всей России ежегодно в честь святого великомученика Георгия

 В жизни Древней Руси Юрьев день был очень важным днем в хозяйственном быту, так как в этот день русские крестьяне пользовались правом перехода от одного помещика к другому. В «Судебнике» говорится об этих переходах, что они должны совершаться за неделю до Юрьего дня и неделю по Юрьеве дне осеннем.
Царь Борис Годунов запретили вольные переходы крестьян, но об этом переходе сохранились пословицы, в которых предки наши высказывали сильное сожаление о потерянном дне свободы: «Вот тебе, бабушка, Юрьев день!» — или: «Наряжалась баба на Юрьев день погулять с боярского двора»; «Верстался мужик на Юрьев день радеть о боярском добре: мужик не тумак, знает, когда живет Юрьев день».
 В этот день при отъезде куда-либо в дорогу служат молебствия о благополучии на предстоящий путь.


К Егорьеву дню принято было конопатить окна и погреба.
До этого дня необходимо было раздать все долги. Не вернуть долг до Юрьева дня — всю жизнь в должниках ходить.

 В этот день ходили слушать воду в колодцах. Есди тиха вода в колодце, не колышется, то спокойная зима будет, а уж если колышется - жди вьюг да буранов.
На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день.
Судила Маланья на Юрьев день, на ком справлять протори.
Позывал дьяк мужика судиться на Юрьев день, а мужик был таков.
Крепки ряды Юрьевым днем.
Мужик болит и сохнет по Юрьев день.
Два Егорья: один холодный, другой голодный.
Юрий холодный оброк собирает.
Весной Георгий с летом, Никола — с кормом; в осень Георгий — с мостом, Никола — с гвоздем.
Крепки ряды Юрьевым днем.
Мужик не тужит, знает, когда Юрья день.

 Волку зима на добычу.
    Что у волка в зубах, то Егорий дал.
    Сказана волку зима.
    Волки на Егория хаживают возле дворов, норовят скороминку
    ухватить. Лют волк, озирается, но, не поджав хвост, уходит
    в лес, а мудро, не спеша. За собой оставляет борозду.
    Ухватит добычу за бок - и прочь. Кусок скоромины теплый да
    сочный дает ему силы. Бежит рыскучий в свою сторону по лунному свету.
    Летит без боязни, что собачья свора нагонит. Сугробы одолевает
    со звериной лихостью. И знают охотники - на ружье в эту пору летит волк
    со смехом звериным. Охотника валит.
    У жилья воет волк - к морозу. Отмечено в месяцесловах в году два
    Егория: один - холодный (9 декабря), другой - голодный (6 мая).
    Ведают знахари: Мужик болеет и сохнет на Егорьев день.
    Так что наговаривают знахари на горящую лучину. Растапливают в кубце
    в русской печи волчий жир. Растирают больного. Укутывают и дают
    угольком от лучины заесть худобу.
    Старики слушали в этот день воду - бросали в прорубь горящие уголья
    из печи. Уголья шипели, вбирали в себя животворную силу речной воды.
    А после, из проруби ладонью зачерпнув несколько угольков, старики
    несли их в куриный закут - курам, бросали в поросячье корыто.

 Традиционная празднично-обрядовая культура русского народа представляет его многовековой концентрированный опыт, совокупность традиций, обрядов, обычаев и суеверий. Все это – мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Многие из древних обрядов и ритуалов сохранились и до наших дней.                             

                                       

 Напоминаем, что 6 мая ежегодно будут совершаться культурно-патриотические мероприятия в селе 3-е Уколово Золотухинского р-на Курской обл., приуроченные Егорьеву дню, на котором примут участие фольклорные коллективы, ремесленники, патриотические организации, а также казачество и воинская часть, которые предоставят полевую кухню для всех участников фестиваля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий