ВОЗНЕСЕНИЕ И ТРОИЦА
в народных традициях



Вознесение Господне (Вознесение) и День Святой Троицы (Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа) - одни из главных христианских праздников, входящих в православии в число двунадесятых праздников. Первый отмечается в 40-й день по Пасхе, в честь вознесения Иисуса Христа во плоти на небо и обещания о Его втором пришествии. Троица же отмечается Православной церковью в 50-й день по Пасхе. Своё название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога — «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви». При всей изначальной исторической связи этих праздников с христианством в народе они также прочно связаны с давними традициями, язычническими обрядами, природопоклонению, идущими из глубины столетий.
Весенние переходящие праздники - Вознесение и Троица принадлежат к числу тех, с которыми связано много примет и народных обычаев. Хотя, в зависимости от дня Пасхи, время их празднования разнится год от году весьма значительно, но это не изменяет общего их смысла: приходи они раньше или позже - это прежде всего праздники торжествующей весны, на пороге наступающего лета, когда природа как бы празднует вместе с человеком свое возрождение. Благодаря этому и связанные с нами обычаи имеют особую поэтическую окраску, отразившуюся в песнях, в играх, в обрядах и поверьях. 

"К Вознесеньеву дню все цветы весенние расцветают"
Вознесение, празднуемое через 40 дней после Пасхи (включая сам день Пасхи), приходится - самое раннее - на 13 мая, самое позднее - 16 июня. Народ говорит: "Не приходится Вознесение в среду, а в четверг", что естественно, так как Пасха празднуется в воскресенье.
Троица, празднуется через 50 дней после Пасхи (включая сам день Воскресения Христова), поєтому тоже всегда приходится на воскресенье, а Самая ранняя Троица бывает 23 мая, а самая поздняя - 26 июня.
Ночь под Вознесение - соловьиная, соловьи громче и звонче поют, чем во все остальное время. "В эту ночь ловить соловьев большой грех - кто поймает, тому во весь год ни в чем спорины (удачи) не будет". На Вознесение пекут пироги с зеленым луком, как первой весенней огородиной. На этот праздник завивают березку: "Не завянет до Троицы - проживет целый год тот, на кого она завита, а девка до году выйдет замуж".
С Вознесеньева дня считается полный расцвет весны и как бы ее окончание и переход к лету: "К Вознесеньеву дню все цветы весенние расцветают". "Цвести весне до Вознесения". "Дошла весна до красна до Вознесения - тут ей и конец". "Весна о Вознесение на небо возносится, на отдых в рай пресветлый просится". "И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придет Вознесеиьев день - прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется". "Придет Вознесеньев день, сбросит весна-красна лень, летом обернется - прикинется, за работу в поле примется". "С Вознесеньева дня весна потом умывается, честному Семику кланяется, на Троицу-Богородицу из-под белой ручки глядит". "С Пасхи до Вознесения всему миру свиденье: и дедам, и внукам, и раю, и мукам".
Как и на Егорьев день (6 мая), считают, что вознесенская роса - целебная. "Если над вознесенскою росою пошептать слово заветное, которое знают только старые бабы-знахарки, да выпить болящему дать, всякое лихо как рукой снимет". Из метеорологических примет известны две: "На Вознесение хорошая погода - к урожаю (и наоборот)". "Вознесение с дождем - Илья с грозой". Семицкая неделя - семик. Седьмая от Пасхи неделя называется семицкой, а седьмой от Пасхи - следующий за Вознесением - четверг - семиком (русалкин день). Семицкая неделя - русальная, зеленая, зеленые святки. Считали: "На русальной неделе купаться опасно - русалки защекочут". В семик девушки ходят в лес - русалку или кукушку крестить.
На русалку (семик) завивают, на Троицу развивают венки, березку. Семицкая суббота - кличальный день, проводы русалок. В русальную субботу усмиряют водяного. 

Елена Юркина "Хоровод на Троицу"
Троица - один из самых больших праздников в годовом народном календаре и празднуется на пятидесятый день Пасхи. Праздник был связан с древним славянским культом поминовения, почитания предков и прославления расцветающей природы. Символом этого расцвета была молодая березка. Троицкий праздник начинался с семика (седьмою четверга после Пасхи, то есть на пятидесятый день). В этот день девушки шли в лес, сплетали себе венки, "завивали" березку - сплетали березовые ветви. К этому дню украшали зеленью избы и дворы. Водили красочные хороводы, пели обрядовые песни, гадали о замужестве и девичьей судьбе. На Троицу было принято украшать церкви, избы, дворы и даже улицы свежими травами, цветами и ветками. Особое место уделялось молодым берёзовым ветвям. 

Абакумов М.Г. "На Троицу"

В Троицкую субботу семьями шли на кладбище. Могилы заботливо украшали венками и березовыми ветками: "Про отцов помнить от века завещано".Примет на Троицу мало: "На Троицу дождь - много грибов". "Троица с кормом". "Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса".На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили: "С Духова дня не с одного неба - из-под земли тепло идет". "Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке". Как и на Троицу, в Духов день завивали березки, бросали венки и т. п. Духова дня как огня страшится всякая нечисть. Перед солнечным восходом на Духов день мать сыра-земля открывает свои тайны, почему в этот день, помолясь Святому Духу, идут "наслушивать клады".

Видео по теме:


Комментариев нет:

Отправить комментарий